Перикл - лидер Афинской демократии

Перикл - лидер Афинской демократии

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский Государственный Университет

Кафедра истории России

Архитектурно-Строительный факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине “История мировых цивилизаций”

Тема: “ПЕРИКЛ – ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ”

Выполнила:

Проверила:

Челябинск – 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Историография………………………………………………..3

Введение....................................................................

....5

Век Перикла………………………………………………. ….8

I. Афины при Перикле

1. Государственное устройство……………………………11

2.Социальная и экономическая политика…………………15

3.Отношения Афин с союзниками………………………….18

4.Строительство в Афинах…………………………………..21

5.Положение рабов……………………………………………24

II. Конец правления Перикла………………………...……27

Вывод……………………………………………….…...…………30 Список

литературы……………………………………… …….32

Приложения……………………………………… ……………..33

Историография.

В своей работе я попытаюсь дать оценку одной из форм государственного

устройства античного мира – афинской демократии в период правления Перикла.

Середина V века до нашей эры – вершина афинской демократии. Перикл

провел ряд демократических мероприятий, его правление – период расцвета

культуры и искусства и наивысшего политического и военного положения Афин.

Одним из основных источников, повествующим о жизни Перикла, его

приходе к власти, который я использовала для раскрытия темы, являются

«Избранные жизнеописания» Плутарха. Плутарх писал о событиях, происходящих

задолго до его жизни, но все настолько живо, ярко и детализировано, что

создается впечатление, будто автор был свидетелем всех действий. В оценке

тех или иных событий Плутарх слишком эмоционален и категоричен, здесь можно

вести речь о необъективном подходе автора. Но тем не менее, изложенные

исторические факты остаются ценным материалом для изучения проблемы.

Из «Афинской политии» Аристотеля непосредственно я пользовалась лишь

теми главами, которые приведены в хрестоматии по истории Древней Греции. В

ней же содержатся отрывки из сочинений Фукидида, Ксенофонта.

Труд швейцарского ученого А.Боннара «Греческие цивилизации» дает

подробное описание истории Греции в различные эпохи. При работе я

пользовалась первым томом, главой «Перикл Олимпиец». Здесь есть и цитаты, и

точки зрения античных авторов. Самому же Боннару приходиться по душе

афинский демократический строй, а личность Перикла вызывает у него

уважение.

В сборнике «Знаменитые греки и римляне» представлено описание жизни

знаменитого грека – Перикла.

Значительную часть из того, что касается строительства памятников

искусства в Афинах, я взяла из книги Н.Дмитриевой и Л.Акимовой «Античное

искусство» и С.Нефедова «Иллюстрированная история древнего мира».

Введение.

Термин «демократия» произошел от греческих слов demos (народ) и kratos

(власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства,

основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в

решении государствееных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.

Это определение, принятое в современном мире. Какое же отношение к

демократии (в нашем случае афинской) мы видим у античных авторов?

Аристотель, описывая афинскую демократию, лишь констатирует факты.

Можно отметить, что автор вполне доволен государственным строем, если

только соблюдаются все законы, а управляют государством не демагоги,

“которые более всего хотели показывать свою кичливость и угождать вкусам

толпы, имея ввиду только выгоды данного момента”. Что касается Афин при

Перикле, то Аристотель говорит: “…пока Перикл стоял во главе народа,

государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли

значительно хуже.”1

С иных позиций к оценке афинской демократии подходит Ксенофонт, хотя

его авторство “Политии” многие ученые считают сомнительным. Тем не менее,

содержание трактата свидетельствует о том, что написал его человек,

принадлежащий к олигархам. Автор не одобряет государственный строй афинян

по причине того, что не допускает существования жизни простого народа

лучшей, чем жизнь благородных. Здесь отмечено, что допуская народ к решению

государственных дел, афиняне тем самым сохраняют демократию. Автор пишет:

“…раз уж они (афиняне) решили иметь демократическое правление, мне кажется,

что они удачно сохраняют демократию…”1

Из “Истории Фукидида” до нас дошла речь Перикла, произнесенная над

останками воинов, которые пали в первый год Пелопоннесской войны. Учитывая

то, что речи исторических лиц у Фукидида в большей степени скомпонованы им

самим, можно понять и его отношение к происходящему. Я считаю, лучшим здесь

будет привести отрывок из этой речи: “Наш государственный строй не

подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых,

чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он

зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их. По отношению к частным

интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается

политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им

пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его

поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его

доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом

скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если

только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободной

политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во

взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает

в свое удовольствие, и не показываем при этом досады хотя и безвредной, но

все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной

жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из

страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время…”1

Век Перикла

Именем Перикла назван его век, V век до нашей эры.

Перикл был из филы Акамантиды. Ксантипп,отец Перикла, и его мать

Агариста принадлежали к самым знатным афинским родам. Ксантипп прославился

во время греко-персидских войн. Он командовал афинским флотом и одержал

победу над персами при мысе Микале у берегов Малой Азии. Агариста

происходила из знаменитого и богатого рода Алкмеонидов.

Перикл родился сильным и здоровым ребенком, но поражал всех

необыкновенной величиной и формой своей головы. Этот недостаток и остался у

него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, художники и скульпторы всегда

изображали Перикла в шлеме.

Зато сочинители комедий издевались над необыкновенно большой головой

Перикла и придумали для него прозвище «Луковицеголовый».

Перикл получил прекрасное образование. Он слушал лекции философа

Зенона, обучавшего ораторскому искусству и умевшего рядом ловких возражений

сбить противника с толку и поставить в безвыходное положение. Кроме

обязательного для всякого афинянина изучения музыки и стихосложения Перикл

обучался также естественным наукам под руководством приехавшего в Афины из

Малой Азии философа Анаксагора. Этот человек утверждал, что движением

Солнца и Луны управляют не Боги, а законы природы, постигнуть которые

необходимо человеку. Перикл восхищался Анаксагором и под его руководством

основательно изучил науку о небесных явлениях.

Большие познания и природные способности сделали Перикла блестящим

оратором, вызывавшим восхищение сограждан. Когда Перикл замечал, что народ

в своей заносчивости начинает проявлять в чем-нибудь неуместную дерзость,

он произносил такую грозную речь, что повергал его в страх, и, наоборот,

когда люди бывали попусту перепуганы, он снова возвращал им мужество.

Походка Перикла была размеренной, одежда лежала правильными складками.

Никто не мог вывести его из себя. Так, например, какой-то подлый нахал

однажды целый день его бранил и оскорблял; он молча терпел это на площади,

заканчивая в то же время какое-то неотложное дело; вечером он скромно пошел

домой, а этот человек шел за ним и осыпал его всякими ругательствами. Перед

тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять

светильник и проводить этого человека до самого его дома.1

Увлечение Перикла науками сблизило его со знаменитой женщиной-

философом Аспасией. Она была родом из Милета, дочерью Аксиоха. К этому

времени у Перикла уже была законная жена, его родственница. От брака с

Периклом у нее были сыновья Ксантипп и Парал. Потом, когда совместная жизнь

перестала им нравиться, он вместе с ее опекуном с ее согласия выдал ее

замуж за другого, а сам взял в жены Аспасию.

B V веке до нашей эры в Афинах появляются «гетеры», утонченные

куртизанки, принимавшие участие в пиршествах, умевшие играть на флейте и

поддерживать застольную беседу. Одной из первых гетер и была Аспасия; она

основала салон, который посещали видные политики, поэты, философы.

Перикл пришел к власти в 461 году до нашей эры. С этого времени он

единолично управлял афинским полисом. Век Перикла едва длился треть

настоящего века: всего 32 года.

В этот промежуток времени политические события следуют одно за другим

в невероятном темпе.

В молодости Перикл боялся подвергнуться остракизму, так как

принадлежал к знатному роду и был похож на некогда правившего Афинами

тирана Писистарта. Старики даже поражались тому, насколько его голос и

манера говорить походили на речь афинского тирана.

Боязнь изгнания заставила Перикла отдалиться от государственных дел.

Но в военных походах он участвовал и отличался там доблестью и отвагой.

В это время в Афинах не было выдающихся политических деятелей: Аристид

уже умер, а Фемистокл был изгнан. Перикл оказался вовлечен в

государственные дела и избирался на высокие должности. Перикл несмотря на

свое знатное происхождение, примкнул к партии демоса и оставался ей верен в

течение всей своей жизни. Он резко переменил образ жизни, перестал

встречаться со своими родственниками и прекратил дружбу со знатными

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты