друзьями. Перикл не часто выступал в Народном собрании, так как не хотел,
чтобы его выступления стали привычными для народа.
Когда Перикл был еще молод, вождем демократической партии был Эфиальт,
ближайший друг Перикла. Эфиальт был страшен для аристократов и безжалостен
к людям, совершившим преступления против народа. Враги подослали к Эфиальту
наемного убийцу, и вождь демократии пал от его руки. Во главе
демократической партии остался один Перикл. Вождь аристократов Кимон,
сторонник спартанских порядков, был изгнан из Афин за организацию похода в
помощь Спарте, воевавшей с восставшими илотами.
Приверженцы аристократии, желая, все-таки, чтобы кто-нибудь в
государстве выступал против Перикла и ослаблял его силу и чтобы не было
таким образом настоящего единовластия, выставили ему в качестве противника
Фукидида из Алопеки, человека умеренного, свойственника Кимона; хотя этот
Фукидид не был таким опытным воителем, как Кимон, но зато был более
искусным оратором и политическим деятелем. Он, оставаясь в городе, вступил
в борьбу с Периклом вокруг ораторской трибуны и скоро в государственной
жизни привел в равновесие силы партий.
Фукидид называет Перикла «первым среди афинян». В его лице, говорит
он, сочетаются четыре «добролетели», связанные одна с другой, они образуют
великого государственного мужа. Он умен, то есть обладает способностью
оценить политическое положение, верно угадать события и ответить на них
действием, Он одарен красноречием, умением склонить на свою сторону
слушателей, так как его действия поддерживает весь народ. Его третьей
добродетелью является самый высокий патриотизм; для него всегда на первом
месте, впереди всего интересы всей общины, его сограждан и часть афинского
полиса. И, наконец, он совершенно бескорыстен.1
I. Афины при Перикле
1.Государственное устройство.
Перикл начинает свою деятельность с завершения демократической
системы. Периклом было отменено право вето Ареопага, который ограничивал
суверенитет народа (право вето введено в 462-461 гг. до нашей эры
Эфиальтом). С тех пор Ареопаг утратил всякое значение и его права перешли к
Народному собранию и Народному трибуналу.
Все важные решения выносятся Народным собранием. Архонты являются лишь
исполнителями принятых постановлений. В Народное собрание входят все
граждане, за исключением крестьян, которые неохотно покидают свои деревни,
чтобы присутствовать на Народном собрании. Большинство в собрании
представляют городские рабочие и моряки из Пирея.
Перикл не более чем «prostates tou demou», что означает одновременно и
«лидера» демократической партии и вождя демократической общины в целом.1
Перикл избирается стратегом с 460 по 429 год. Причем его избирает не
только его фила, но и большинство других, составлявших в целом общину
афинских граждан. Как отмечает А.Боннар, подобное единодушие является
исключительным в истории Афин. В свою очередь это означает то, что Периклу
удалось убедить народ в необходимости следовать по указанному им пути.
Отмечается также самостоятельность афинского народа в выборе этого пути.
Народовластие – это не пустое слово. Собрание постоянно оказывало
влияние на всех должностных лиц – архонтов, в широком смысле слова. Чтобы
при назначении должностных лиц шансы были равны и был обеспечен выбор
компитентных людей, оно производилось посредством соединения системы
жеребьевки и выборов, а иногда только одним из этих способов.
Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в
Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного трибунала – гелиэей.
Должностное лицо, слагая свои обязанности, представляет отчет, и пока отчет
не будет утвержден собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться
своим имуществом. Любой гражданин может предъявить обвинение уволенному
лицу. Против этого должностного лица будет возбуждено преследование, так
называемое «graphe alogiou» – обвинение в беззаконии. Во время своей
годичной службы должностное лицо находится под прямым контролем народа.
Народ может отрешить его от должности процедурой голосования, и передать
суду народного трибунала.
Верховная власть в судопроизводстве принадлежит тоже народу. Часть
граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в
большинстве случаев не подлежат кассации.
Так пишет о государственном строе Афин А.Боннар. Но при рассмотрении
данного вопроса, я думаю, необходимо обратиться к источнику. В «Афинской
политии» Аристотель дает подробное описание организации Афинского
государства.
Аристотель отмечает, что должностных лиц, входящих в обычное
управление, выбирают по жребию. Совет состоит из пятисот членов, которых
выбирали по жребию. Каждая фила должна выдвинуть по пятьдесят
представителей. Каждая из фил в порядке очереди (жеребьевка) исполняет
обязанности пританов. Пританы выбирают место заседания, а также
подготавливают программу совету на каждый день. Председатель пританов
выбирается также по жребию. Запрещается пребывание в этой должности одного
лица дважды. Находятся в этой должности «день и ночь». У председателя
хранятся ключи от храмов, в которых хранится казна, документы и
государственная печать. Пританы назначают Народные собрания. На одном из
собраний, «главном», производится проверка избрания властей; затем
обсуждаются вопросы по продовольствию и защите страны. Другое Народное
собрание существует для рассмотрения ходатайств. Остальные два Народных
собрания отводятся для всех остальных дел.
Пританы в Народном собрании производят выборы стратегов и вообще, всех
властей, относящихся к войне.
Совет может судить должностных лиц. Особенно много внимания уделяется
тем из них, которые распоряжаются денежными суммами.
Утверждение членов Совета на следующий год и девяти архонтов зависит
от решения Совета.
Приступив к должности, архонт через глашатая объявляет о
неприкосновенности имущества граждан. Ему же подаются жалобы по
государственным и чатным делам. После рассмотрения архонт направляет их в
суд. К таким делам относятся, например, дела о дурном обращении к
родителям, о дурном обхождении с сиротами, о плохом обращении с
наследницей.
Есть десять казначеев Афин. Они избираются жребием по одному из каждой
филы. Они принимают казну в присутствии Совета.
Все арендные контракты, торги на разработку рудников заключают полеты.
Они также продают с торгов имущество преступников, осужденных судом
Ареопага. Избираются полеты также, как и казначей.
Басилевс докладывает Совету о сдаче в аренду частным лицам храмовых
участков.
Члены Совета из своей среды избирают десять логистов, которые
проверяют отчетность у должностных лиц в каждую пританию.
Кроме этого Аристотель пишет еще о нескольких должностях, которые
избирались по жребию. Из них можно отметить следущие: десять заведующих
ремонтом храмов; десять рыночных надзирателей, десять надзирателей за
мерами, которые наблюдали за весами и мерами, чтобы продавцы их правильно
употребляли.
В Ареопаге разбираются процессы об убийстве и нанесении ран, об
отравлении.
Избрание судей жребием производят девять архонов.
Из всего вышеописанного мы видим, что в Афинах существовала достаточно
сложная система управления. В государственном строительстве участвовали все
административные единицы. Имело место и разделение властей на судебную,
законодательную и исполнительную.
По моему мнению, такое представление органов власти и управления
служило довольно таки мощной точкой отправления для существования и
развития демократии.
У А.Боннара мы читаем, что «афинская демократия представляла наиболее
полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир»
(А.Боннар Греческие цивилизации М. 1995, т.1., гл. X, с.184).
2. Социальная и экономическая политика.
В процессе своего правления Перикл занимался преимущественно тем, что
дополнял законы и обычаи, существовавшие со времен Солона, Писистрата и
Клисфена, его трех предшественников в деле демократии. Перикл не стремился
установить монополию неимущих классов в государственном строительстве. Он
расширил круг должности. До сих пор круг этот был ограничен двумя более
зажиточными классами. Перикл учел и тот факт, что деятельность человека,
назначенного архонтом или членом суда гелиастов не будет достаточно
плодотворной, пока он не избавится от заботы о средствах существования.
Поэтому Перикл включил в круг лиц, избирающих архонтов, граждан третьего
класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом, оставив без
избирательных прав только четвертый и последний класс).
Перикл ввел оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей
трибунала гелиастов. Также оплачивается деятельность граждан, участвующих в
многочисленных празднествах республики.
Но Перикл никогда не соглашался установить вознаграждение за участие в
Народном собрании. Он расценивал это как долг гражданина.
Перикл предложил ежегодно снаряжать шестьдесят тиер, экипаж которых
набирался из свободных граждан, получавших плату за свою службу на корабле.
По предложению Перикла на земле гсударств, входивших в Афинский союз,
создавались афинские поселения (клерухии). Любой афинянин мог получить там
участок земли для обработки. Этими поселениями решались сразу две задачи:
создавались гарнизоны за пределами Аттики и облегчалось положение простого
народа.
Уже когда Перикл достиг высшей степени влияния в государстве и имел
законных детей, он написал закон, гласивший, что афинянами могут быть
только люди, происходившие от обоих афинян (закон этот существовал и
раньше, но Перикл возобновил его в 451/450 г. до нашей эры). Но под конец
жизни Периклу пришлось хлопотать об изменении этого закона для его детей от
Аспасии.
Афинские власти следили за продовольственным снабжением городского
населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция
хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление.
Начиная с 40 – 30-х годов до нашей эры, малоимущим гражданам власти
стали раздавать так называемые театральные деньги или специальные жетоны,
по которым можно было пройти на театральное представление.
Перикл хотел, чтобы народные массы, не несущие военной службы, не