оставались в бездействии, не были обездолены.
Поэтому он представил народу грандиозные пректы сооружений и планов
работ, которые требовали применения разных ремесел. К тому же проекты эти
были расчитаны на долгое время.
У государства был материал – камень, кость, золото, эбеновое дерево,
кипарис. Были и ремесленники, способные выделывать его и обрабатывать. Были
строители, скульпторы, кузнецы, каменотесы, ювелиры по золоту и слоновой
кости, живописцы, эмалировщики, резчики, люди, занимающиеся перевозкой этих
вещей как по морю – купцы, матросы и лоцманы, так и по суше – каретники,
извозчики, погонщики мулов; далее, конатные мастера, ткачи, сдельщики,
рабочие, занимающиеся прокладкой дорог.
На афинском Акрополе была найдена надпись, свидетельствующая о том,
что при строительстве использовался труд наемных рабочих. Из нее же можно
узнать об оплате их труда. В большинстве случаев таковая составляла одну
драхму в день.
3.Отношения Афин с союзниками.
К моменту прихода Перикла к власти Афины уже около пятнадцати лет
находились во главе важного союза городов – Делосской лиги, который возник
в конце персидских войн (479 год до нашей эры). Этот союз преследовал лишь
военные цели: продолжение на море военных действий против персов,
освобождение от них греческих городов. Сделать невозможным новое вторжение
персов в Грецию. Центром федерации был священный остров Делос.
У Афин был самый мощный флот. Это с самого начала возвышало Афины.
Именно они командовали военными операциями. Афины же достаточно свободно
распоряжались финансами.
В 454 году до нашей эры в федерации оставалось кроме Афин только три
члена: Самос, Хиос и Лесбос. В этом же году было решено перевести казну с
Делоса в Афины.
Теоретически все города-независимые государства имели одинаковые
права. Но могущество и руководящая роль Афин были на лицо. Это,
естественно, не могло не вызывать недовольствий со стороны союзников. Еще
до Перикла попытки восстаний заканчивались тем, что из союзников города
превращались в подданых, первыми из которых были Наксос и Фасос.
Во времена правления Перикла восстают три крупных ионийских города, в
числе которых и Милет. В 446 году до нашей эры восстают города Эвбеи,
поддержанной Спартой. Пока Перикл умиряет Эвбею, Мегара открывает войскам
Спарты дорогу в Аттику. Перикл возвращается к Афинам. Его возвращение
вынуждает спартанцев отступить. Перикл вновь возвращается на Эвбею и
покоряет остров. В некоторых городах выставляются гарнизоны. В других
изгоняются олигархи и правление демократизуется.
Афины после каждого подавленного восстания требуют от покоренного
города подписания акта о подчинении. Иногда Афины требуют заложников.
Чтобы как можно лучше контролировать политику наиболее важных подчиненных
городов, Афины ставят там своих правителей.
Уже и не созывается «Союзный совет». Каждые три года афинский народ
устанавливает размеры дани.
Вскоре Перикл вновь ввязывается в двухлетнюю войну. На этот раз падает
остров Самос. После капитуляции Самос уступает часть своей территории
Афинам, к тому же платит огромную военную контрибуцию.
Такая афинская политика привела к тому, что в руках Перикла оказались
огромные средства.
Основываясь на декрете, принятом по предложению Перикла в 450/449 г.
до нашей эры и разрешающим черпать из союзной казны для восстановления
храмов, разрушенных во время второй греко-персидской войны, он и
предпринимает крупные работы, а именно, реконструкцию святилищ Акрополя.
Именно это более других политических дел Перикла обсуждали и выражали
недовльствие его враги. На заседаниях Народного собрания на Перикла
обрушивались обвинения в том, что он привез к себе с Делоса общую казну
греков, а вносимые по принуждению деньги тратятся не на военные расходы, а
на городские украшения и проведение политики, «угождая народу».
Перикл же отвечал: «Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в
деньгах, потому что они ведут войну в защиту их и сдерживают натиск
варваров, тогда как союзники не поставляют ничего – ни коня, ни гоплита, ни
корабля, а только платят деньги; а деньги принадлежат не тому, кто их дает,
а тому, кто получает, если он доставляет то, за что получает. Но если
государство снабжено в достаточной мере предметами, нужными для войны,
необходимо тратить его богатство на такие работы, которые поле окончания их
доставят государству вечную славу…».1
Действительно, сооружение храмов, посвященных богам принесло Афинам
величайшее наслождение и красоту.
4. Строительство в Афинах.
Афинам принадлежала роль главного культурного центра, которую они
сохранили надолго. Перикл видел в искусстве средство утвердить первенство
Афин над всем эллинским миром. Времени правления Перикла соответствуют
четыре великолепные произведения искусства: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и
храм Афины – Паллады.
Перикл сам следил за всем, он обсуждал планы с архитектором,
участвовал в выборе материала.
В 450 г. до нашей эры главным руководителем работ на Акрополе был
назначен Фидий. Фидий в течение восемнадцати лет руководил работами на
Акрополе. От его строгой, но всегда творческой критики ничего не
ускользало. Он постоянно интересовался и планами всего ансамбля памятников,
и мельчайшими деталями их технического выполнения. Фидий всегда считался с
Софоклом и Периклом.
Акрополь – большой, продолговатый холм, возвышающийся над городом и
венчающий его храмами, посвященными покровительнице города – Афине – богине
мудрости и труда.
По сторонам шестисклонного портика Пропилей располагались два боковых
крыла: одно – более массивное с глухими стенами, другое – в виде
выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным
храмиком Ники Аптерос – Бескрылой Победы. Ника – крылатая дева,
олицетворяющая победу, считалась одним из атрибутов Афины.
Далее, после Припилей – большая площадь, где высилась восьмиметровая
статуя Афины – воительницы из бронзы; сверкающей молодостью, с вьющимися
волосами, перевязанными простой лентой, со свободно опущенной эгидой, с
шлемом в правой руке; копье в левой руке – уже не оружие, а опора. Она была
отлита Фидием в 450 г. до нашей эры. Справа на площади – Парфенон – главное
и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине Парфенос – Афине
Деве. История сохранила имена его зодчих – Иктин и Калликарт, они выстроили
Парфенон в 447-438 гг. до нашей эры. Весь из светлого мрамора, в «оперении»
сорока шести дорийских колонн. Красота Парфенона явилась результатом долгих
математических расчетов, исследований архитекторов.
Четыре ряда цоколя храма не одинаковой высоты: первый ряд, уложенный
на скалу, самый низкий. Верхний – самый высокий. Разница минимальная, но на
расстоянии все три ступени кажутся равными. С другой стороны, поверхность
каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка выпуклая. Горизонтальная
поверхность. Если смотреть на нее от ее кромки, всегда кажется точно слегка
вогнутой в середине. Для того, чтобы рассеять этот оптический обман, и была
сделана незначительная выпуклость. Если же говорить о колоннах, то ни одна
из них не стоит точно параллельно в отношении своих соседок. При общем
наклоне внутрь здания эти колонны составляют одно целое, вместе несущее
тяжесть всего храма. Градус наклона каждой колонны меняется в зависимости
от места, занимаемого ею в колоннаде.
Эрехтейон – другой храм, стоящий ближе к северному холму. По контрасту
с простым и строгим Парфеноном Эрехтейон выглядит почти причудливым. Каждый
из четырех его фасадов оформлен по-разному. На западном фасаде шесть
тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе. Северный
портк выдается далеко вперед. Длинная южная стена храма, гладкая, сложенная
из мраморных квадратов, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу,
портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры. Восточный
фассад – портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте.
Над восточным входом в Парфенон, где помещался главный алтарь Афины,
скульптурная группа франтона изображала рождение Афины из головы Зевса.
Для театральных зрелищ стали строить специальные помещения-
обширные амфитеатры под открытым небом, расположенные на склоне холмов,
расчитанные на дысятки тысяч зрителей; фактически чуть ли не все население
города могло присутствовать на представлении. Строители амфитеатров владели
секретом необычайной акустики: каждое слово актера было слышно даже в самых
верхних рядах.
Полигнот, современник Перикла, росписывал стены общественных зданий
фресками на темы эпосов и мифов; не будучи уроженцем Афин, он получил за
свои росписи афинское гражданство.
Свой рассказ о строительстве великолепных памятников я хочу закончить
словами Плутарха: «Но что доставило жителям всего больше удовольствия и
послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, что,
наконец, является единственным доказательством того, что прославленное
могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, - это постройка
величественных зданий…».1
5. Положение рабов.
Разговор о рабовладельческой демократии не может быть полным, если не
упомянуть о главной движущей силе рабовладельческого мира – рабах.
Как отмечает А.Боннар, население Афин, насчитывавшее четыреста тысяч
человек, наполовину состояло из рабов.
Большинство рабов – пленные, те, которые не могли выкупить себя.
Торговля рабами приносила большие доходы. В Афинах ежегодно
устраивалась невольничья ярмарка.
Но рабами становились не только военнопленые. Рабами становились
прежде всего по рождению. Ребенок рабыни тоже становился рабом.
В Афинах было запрещено долговое рабство, также отец семейства не имел
права продать своих детей, исключение составляли дочери, уличенные в
развратном поведении. Хозяин не имел права лишать жизни раба. Практика
повседневной жизни не допускала, чтобы рабов считали лишь подчиненной
породой.
В своих отношениях с рабами афиняне проявляли меньше педантизма и
более человечности, обычно они обращались с рабами как с людьми. Раб был
одет так же, как и все граждане. По крайней мере, как каждый бедняк.
Никакие внешние признаки не отличали раба от свободного человека. Дома он
(раб) свободно разговаривал со своим хозяином. Афинскому рабу разрешалось