Перикл - лидер Афинской демократии

оставались в бездействии, не были обездолены.

Поэтому он представил народу грандиозные пректы сооружений и планов

работ, которые требовали применения разных ремесел. К тому же проекты эти

были расчитаны на долгое время.

У государства был материал – камень, кость, золото, эбеновое дерево,

кипарис. Были и ремесленники, способные выделывать его и обрабатывать. Были

строители, скульпторы, кузнецы, каменотесы, ювелиры по золоту и слоновой

кости, живописцы, эмалировщики, резчики, люди, занимающиеся перевозкой этих

вещей как по морю – купцы, матросы и лоцманы, так и по суше – каретники,

извозчики, погонщики мулов; далее, конатные мастера, ткачи, сдельщики,

рабочие, занимающиеся прокладкой дорог.

На афинском Акрополе была найдена надпись, свидетельствующая о том,

что при строительстве использовался труд наемных рабочих. Из нее же можно

узнать об оплате их труда. В большинстве случаев таковая составляла одну

драхму в день.

3.Отношения Афин с союзниками.

К моменту прихода Перикла к власти Афины уже около пятнадцати лет

находились во главе важного союза городов – Делосской лиги, который возник

в конце персидских войн (479 год до нашей эры). Этот союз преследовал лишь

военные цели: продолжение на море военных действий против персов,

освобождение от них греческих городов. Сделать невозможным новое вторжение

персов в Грецию. Центром федерации был священный остров Делос.

У Афин был самый мощный флот. Это с самого начала возвышало Афины.

Именно они командовали военными операциями. Афины же достаточно свободно

распоряжались финансами.

В 454 году до нашей эры в федерации оставалось кроме Афин только три

члена: Самос, Хиос и Лесбос. В этом же году было решено перевести казну с

Делоса в Афины.

Теоретически все города-независимые государства имели одинаковые

права. Но могущество и руководящая роль Афин были на лицо. Это,

естественно, не могло не вызывать недовольствий со стороны союзников. Еще

до Перикла попытки восстаний заканчивались тем, что из союзников города

превращались в подданых, первыми из которых были Наксос и Фасос.

Во времена правления Перикла восстают три крупных ионийских города, в

числе которых и Милет. В 446 году до нашей эры восстают города Эвбеи,

поддержанной Спартой. Пока Перикл умиряет Эвбею, Мегара открывает войскам

Спарты дорогу в Аттику. Перикл возвращается к Афинам. Его возвращение

вынуждает спартанцев отступить. Перикл вновь возвращается на Эвбею и

покоряет остров. В некоторых городах выставляются гарнизоны. В других

изгоняются олигархи и правление демократизуется.

Афины после каждого подавленного восстания требуют от покоренного

города подписания акта о подчинении. Иногда Афины требуют заложников.

Чтобы как можно лучше контролировать политику наиболее важных подчиненных

городов, Афины ставят там своих правителей.

Уже и не созывается «Союзный совет». Каждые три года афинский народ

устанавливает размеры дани.

Вскоре Перикл вновь ввязывается в двухлетнюю войну. На этот раз падает

остров Самос. После капитуляции Самос уступает часть своей территории

Афинам, к тому же платит огромную военную контрибуцию.

Такая афинская политика привела к тому, что в руках Перикла оказались

огромные средства.

Основываясь на декрете, принятом по предложению Перикла в 450/449 г.

до нашей эры и разрешающим черпать из союзной казны для восстановления

храмов, разрушенных во время второй греко-персидской войны, он и

предпринимает крупные работы, а именно, реконструкцию святилищ Акрополя.

Именно это более других политических дел Перикла обсуждали и выражали

недовльствие его враги. На заседаниях Народного собрания на Перикла

обрушивались обвинения в том, что он привез к себе с Делоса общую казну

греков, а вносимые по принуждению деньги тратятся не на военные расходы, а

на городские украшения и проведение политики, «угождая народу».

Перикл же отвечал: «Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в

деньгах, потому что они ведут войну в защиту их и сдерживают натиск

варваров, тогда как союзники не поставляют ничего – ни коня, ни гоплита, ни

корабля, а только платят деньги; а деньги принадлежат не тому, кто их дает,

а тому, кто получает, если он доставляет то, за что получает. Но если

государство снабжено в достаточной мере предметами, нужными для войны,

необходимо тратить его богатство на такие работы, которые поле окончания их

доставят государству вечную славу…».1

Действительно, сооружение храмов, посвященных богам принесло Афинам

величайшее наслождение и красоту.

4. Строительство в Афинах.

Афинам принадлежала роль главного культурного центра, которую они

сохранили надолго. Перикл видел в искусстве средство утвердить первенство

Афин над всем эллинским миром. Времени правления Перикла соответствуют

четыре великолепные произведения искусства: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и

храм Афины – Паллады.

Перикл сам следил за всем, он обсуждал планы с архитектором,

участвовал в выборе материала.

В 450 г. до нашей эры главным руководителем работ на Акрополе был

назначен Фидий. Фидий в течение восемнадцати лет руководил работами на

Акрополе. От его строгой, но всегда творческой критики ничего не

ускользало. Он постоянно интересовался и планами всего ансамбля памятников,

и мельчайшими деталями их технического выполнения. Фидий всегда считался с

Софоклом и Периклом.

Акрополь – большой, продолговатый холм, возвышающийся над городом и

венчающий его храмами, посвященными покровительнице города – Афине – богине

мудрости и труда.

По сторонам шестисклонного портика Пропилей располагались два боковых

крыла: одно – более массивное с глухими стенами, другое – в виде

выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным

храмиком Ники Аптерос – Бескрылой Победы. Ника – крылатая дева,

олицетворяющая победу, считалась одним из атрибутов Афины.

Далее, после Припилей – большая площадь, где высилась восьмиметровая

статуя Афины – воительницы из бронзы; сверкающей молодостью, с вьющимися

волосами, перевязанными простой лентой, со свободно опущенной эгидой, с

шлемом в правой руке; копье в левой руке – уже не оружие, а опора. Она была

отлита Фидием в 450 г. до нашей эры. Справа на площади – Парфенон – главное

и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине Парфенос – Афине

Деве. История сохранила имена его зодчих – Иктин и Калликарт, они выстроили

Парфенон в 447-438 гг. до нашей эры. Весь из светлого мрамора, в «оперении»

сорока шести дорийских колонн. Красота Парфенона явилась результатом долгих

математических расчетов, исследований архитекторов.

Четыре ряда цоколя храма не одинаковой высоты: первый ряд, уложенный

на скалу, самый низкий. Верхний – самый высокий. Разница минимальная, но на

расстоянии все три ступени кажутся равными. С другой стороны, поверхность

каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка выпуклая. Горизонтальная

поверхность. Если смотреть на нее от ее кромки, всегда кажется точно слегка

вогнутой в середине. Для того, чтобы рассеять этот оптический обман, и была

сделана незначительная выпуклость. Если же говорить о колоннах, то ни одна

из них не стоит точно параллельно в отношении своих соседок. При общем

наклоне внутрь здания эти колонны составляют одно целое, вместе несущее

тяжесть всего храма. Градус наклона каждой колонны меняется в зависимости

от места, занимаемого ею в колоннаде.

Эрехтейон – другой храм, стоящий ближе к северному холму. По контрасту

с простым и строгим Парфеноном Эрехтейон выглядит почти причудливым. Каждый

из четырех его фасадов оформлен по-разному. На западном фасаде шесть

тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе. Северный

портк выдается далеко вперед. Длинная южная стена храма, гладкая, сложенная

из мраморных квадратов, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу,

портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры. Восточный

фассад – портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте.

Над восточным входом в Парфенон, где помещался главный алтарь Афины,

скульптурная группа франтона изображала рождение Афины из головы Зевса.

Для театральных зрелищ стали строить специальные помещения-

обширные амфитеатры под открытым небом, расположенные на склоне холмов,

расчитанные на дысятки тысяч зрителей; фактически чуть ли не все население

города могло присутствовать на представлении. Строители амфитеатров владели

секретом необычайной акустики: каждое слово актера было слышно даже в самых

верхних рядах.

Полигнот, современник Перикла, росписывал стены общественных зданий

фресками на темы эпосов и мифов; не будучи уроженцем Афин, он получил за

свои росписи афинское гражданство.

Свой рассказ о строительстве великолепных памятников я хочу закончить

словами Плутарха: «Но что доставило жителям всего больше удовольствия и

послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, что,

наконец, является единственным доказательством того, что прославленное

могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, - это постройка

величественных зданий…».1

5. Положение рабов.

Разговор о рабовладельческой демократии не может быть полным, если не

упомянуть о главной движущей силе рабовладельческого мира – рабах.

Как отмечает А.Боннар, население Афин, насчитывавшее четыреста тысяч

человек, наполовину состояло из рабов.

Большинство рабов – пленные, те, которые не могли выкупить себя.

Торговля рабами приносила большие доходы. В Афинах ежегодно

устраивалась невольничья ярмарка.

Но рабами становились не только военнопленые. Рабами становились

прежде всего по рождению. Ребенок рабыни тоже становился рабом.

В Афинах было запрещено долговое рабство, также отец семейства не имел

права продать своих детей, исключение составляли дочери, уличенные в

развратном поведении. Хозяин не имел права лишать жизни раба. Практика

повседневной жизни не допускала, чтобы рабов считали лишь подчиненной

породой.

В своих отношениях с рабами афиняне проявляли меньше педантизма и

более человечности, обычно они обращались с рабами как с людьми. Раб был

одет так же, как и все граждане. По крайней мере, как каждый бедняк.

Никакие внешние признаки не отличали раба от свободного человека. Дома он

(раб) свободно разговаривал со своим хозяином. Афинскому рабу разрешалось

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты