Познание как предмет философского анализа

любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко

специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности,

называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к

становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности

естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает

становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также

художественное познание. Весьма специфично религиозное познание,

направленное на понимание таинств и догматов религии.

В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы

образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании

играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и

другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в

сферах философского и научного познаний.

Следует отметить, что в процессе познания человек использует как

чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими

способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными

и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные

выводы.

Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно,

что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с

раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на

поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы

функционирования изучаемого объекта.

Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически

отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании

свою свободу. Вопрос об отражении тесно связан с вопросом о творческой

природе познания. Механическое копирование, где и кем бы оно ни

осуществлялось, исключает творческую свободу личности, за что его и

критиковали многие философы. Нередко ставился вопрос: либо процесс познания

есть отражение (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание всегда

есть творчество (и тогда оно не отражение). На самом деле, указанная

дилемма является, по существу, ложной. Лишь при поверхностном,

одностороннем и абстрактном понимании познания, когда абсолютизируется либо

одна, либо другая его грань, возможно противопоставление отражения и

творчества [1, 185-192].

Творчество есть специфический человеческий вид деятельности, в котором

реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество –

созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С

гносеологической точки зрения научное творчество представляет собой

конструирование научных образов изучаемого объекта. Важную роль в

творчестве играют воображение и интуиция.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:

чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем,

когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов

пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания

являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это

способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при

таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное

познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из

эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного

познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при

художественном или обыденном познании [1, 132].

Эмпирическое познание.

Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а

результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной

стороны объекта.

Различают три взаимосвязанные формы живого созерцания:

1) ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств

предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;

2) восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом

созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных

ощущений;

3) представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,

воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в

данный момент.

Ощущения, по органу чувств, посредством которого они получены, делятся

на зрительные (самые важные), слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения

являются составной частью восприятия.

Различают образы памяти и воображения. Обычно образы являются

нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но зато в образах обычно выделены

наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

Познавательные способности человека связаны с органами чувств.

Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на

внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную систему,

связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма [1,

132-133].

Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью

к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова

«чувство», правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и

чувственно-сенситивное.

Теоретическое познание.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения

действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и

обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе

чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления:

1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование

абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это

способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои

мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;

2) разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического

познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование

абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Следует отметить, что рассудок – это обычное житейское мышление,

здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств,

обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.

С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и

противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное и выявить

коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума –

диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в

единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя

взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и

наоборот.

Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном

мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.

Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного

процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-

приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер.

Интуиция.

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом

виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно

схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность

постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью

дискурсии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании,

сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка)

понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть

вещей. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и

интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной,

врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.

Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент

непосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность

от опосредствованного характера логического мышления.

Интуиция поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить

труды Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.

Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широко

распространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в

нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной

информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «пред-

чувствуя», что нужно поступить именно так, а не иначе.

Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность.

Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть

такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции

также характерна внезапность и неосознанность [1, 168-185].

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся

следующие:

1) основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое

знание проблемы;

2) поисковая ситуация, состояние проблемности;

3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток

решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

4) наличие «подсказки» [1, 179].

III Практика и познание.

Практика – это материальное освоение общественным человеком

окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными

системами. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая

свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации

намерений людей, превращение субъективных творческих способностей,

замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую.

Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются:

целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование

материальных систем.

Практика дифференцирована. Так, например, еще в начале истории

зародились две ее взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления

и производство орудий труда. Позже происходит все более детализированное и

специализированное разделение этих сфер.

Практика имеет общественный характер, она объединяет в целое миллионы

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты