Познание как предмет философского анализа

для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на

уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия,

категории, законы, гипотезы и т.д.

Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически

эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому.

Основной формой знания, получаемого на эмпирическом этапе, является

научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне

получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий.

Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются

наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе

познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация,

индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

В эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в

теоретическом – рациональный. Их соотношение находит свое отражение в

методах, используемых на каждом этапе [1, 231].

Научное исследование предполагает не только движение "вверх", к

все более совершенному, разработанному теоретическому аппарату, но и

движение "вниз", связанное с ассимиляцией эмпирической информации.

Как уже упоминалось выше, научное познание тесно связано с творчеством

познающего человека [1, 230-234].

Метод Декарта.

Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать

некоторые общие правила, лежащие в основе исследовательского процесса и

составляющие сущность метода Декарта для получения нового знания:

• ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и

отчетливым;

• трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для

разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания

вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

• останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание,

чтобы быть уверенным, что ничего не опущено [4, 11].

Принципы научного познания.

Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного

познания действительности.

1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности

содержится в высказывании Демокрита:

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на

каком-нибудь основании и в силу необходимости.

В современном понимании причинность означает связь между отдельными

состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития.

Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во

времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти

основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.

2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется

(доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами,

производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой,

то она истинна. Естественно-научные теории проверяются экспериментом,

связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой

получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый

Д. И. Менделеев (1834- 1907) писал:

Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука

немыслима без меры.

3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи,

концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и

ограничено [4, 13].

Методология научного познания.

Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной

жизни; прием, способ или образ действия.

Методология науки исследует структуру и развитие научного знания,

средства и методы научного исследования, способы обоснования его

результатов, механизмы и формы реализации знания в практике [2, 44-50].

В современной науке вполне успешно работает многоуровневая концепция

методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут

быть разделены на пять основных групп:

1) Философские методы. Сюда относятся: диалектика (античная, немецкая и

материалистическая) и метафизика.

2) Общенаучные подходы и методы исследования.

3) Частно-научные методы.

4) Дисциплинарные методы.

5) Методы междисциплинарного исследования.

Диалектическим методом мы часто пользуемся. Он исходит из того, что

если в объективном мире происходит постоянное возникновение и уничтожение

всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы

мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в

противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную

действительность. Одним из основных принципов диалектического подхода к

познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный

учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных,

существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип

конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и

схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки.

Так, например, научными методами эмпирического исследования являются

наблюдения, описания, измерения, эксперименты. Определим эти понятия.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной

действительности.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка

сведений об объекте.

Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или

сторонам.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых

условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Существует шесть видов эксперимента:

1) исследовательский;

2) проверочный;

3) воспроизводящий;

4) изолирующий;

5) количественный;

6) физический, химический и др [2, 254-259].

Среди научных методов теоретического исследования выделяют:

1) формализацию;

2) аксиоматический метод;

3) гипотетико-дедуктивный метод.

Научным исследованием широко используются общенаучные методы

исследования:

1) анализ и синтез;

2) абстрагирование;

3) обобщение;

4) индукция и дедукция;

5) аналогия и моделирование;

6) идеализация;

7) классификация;

8) системный подход [1, 251-254].

Заключение.

Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов

познания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количестве

информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать

и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные

основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это

должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к

истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может

облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать

окружающий нас мир.

Некоторые ученые утверждают, что все великие изобретения появились

только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо

делать, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или

значительно упрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с

познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не

ради простой любознательности, а ради практического преобразования и

природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства

человека в мире.

Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и

передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность

человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши

предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну.

Как уже говорилось, в своей сущности, познание есть отражение мира в

научных представлениях, гипотезах и теориях. В случае познания в качестве

отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта,

представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Существуют

различные уровни познания, различающиеся своим предметом, глубиной, уровнем

профессионализма и т.д. Познание и знание различаются как процесс и

результат.

Познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом из

них происходит сбор, накопление и первичная обработка данных, на втором –

их объяснение и интерпретация. Основными методами эмпирического уровня

познания являются наблюдение, описание, измерение и эксперимент;

теоретического – формализация, аксиоматика, системный подход и т.д. Следует

отметить, что на обоих уровнях познания применяются так называемые

общенаучные методы исследования (абстрагирование, обобщение, аналогия и

т.д.).

Особую роль в познании играет интуиция – способность человека

постигать истину путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью

дискурсии. Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения.

Важным свойством интуиции является ее непосредственность.

В тесной связи с познанием развивается и практика. Практика – это

материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное

взаимодействие человека с материальными системами. Практика имеет

познавательную сторону, познание – практическую. Знание является

человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности

человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике

предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие

осуществления практической деятельности.

Практика имеет гносеологические функции:

1) базисная функция;

2) детерминирующая функция;

3) критериальная функция;

4) целеполагающая функция.

В свою очередь познание также имеет определенные функции:

1) информативно-отражательная функция;

2) проектно-конструктивная функция;

3) регулятивная функция.

Поскольку познание может быть как «правильным», так и ложным, то в

гносеологии ведущей проблемой является проблема истины. Существует много

точек зрения относительно определения истины. Так, Маркс считал, что истина

– это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее

познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной

сторон.

Выделяют также абсолютную истину – такое знание, которое полностью

исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем

развитии познания.

Следует также отметить, что критерий истины находится не в мышлении

самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а

заключается в практике.

В противовес истине существует заблуждение – своеобразное теоретико-

познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений

или понятий объекту.

Научное познание очень важно не столько для ученого, его

осуществляющего, сколько для общества в целом. Подробно структура и

методология научного познания были рассмотрены выше, но хотелось бы особо

отметить, что в повседневной жизни важную роль играет диалектический метод

познания, а в самом познании не последнее место занимает творчество, хотя

некоторые ученые это и отвергают.

Подводя итог проведенной работе можно сказать, что существуют

различные точки зрения на проблемы, рассмотренные выше. Это связано с

различным пониманием этих проблем разными авторами использованной

литературы, поскольку философское образование в нашей стране было

достаточно сильно идеологизировано и политизировано в течение последних

десятилетий, а сейчас происходит переоценка многих понятий. В ходе работы я

попытался выбрать наиболее приемлемые и логичные определения понятий, а

также точки зрения на рассмотренные проблемы.

Думаю, результаты данной работы пригодятся мне в дальнейшем, так как

экономика – это наука, причем важнейшая, т.к. определяет повседневную жизнь

общества в целом и каждого отдельно взятого человека. В силу длительности

и масштабности экономических процессов, важно овладеть всем комплексом

знаний об этой науке. В экономике на сегодняшний день стоит проблема

истинности применяемого знания. Сегодняшнее состояние экономики нашей

страны в очередной раз подтвердило актуальность знания дисциплин этой

науки. Яркий тому пример – деятельность наших правительств в последние

годы, когда вся страна выступает в роли лаборатории, используемой для

проведения их экспериментов (обвальная приватизация; политика жесткого

монетаризма, в результате которых государство потеряло контроль над

естественными монополиями, предприятия лишились оборотных средств, что, в

свою очередь, привело к резкому сокращению налогооблагаемой базы и дефициту

бюджета).

Список литературы:

1) П.В.Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая

школа, 1991. – 383 с.

2) Х.-Г.Гадамер. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – Москва:

Прогресс, 1988. – 704 с.

3) В.В.Ильин. Теория познания. Эпистемология. – Москва: Издательство МГУ,

1974. – 136 с.

4) С.Х.Карпенков. Основные концепции естествознания. – Москва: Культура и

спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты