человеческих воль, устремлений, направляя их к реализации общественных
целей. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.
Поскольку практика основана на разуме, то она является целесообразной
деятельностью. Цель предполагает мысленное представление будущей вещи.
Разумный характер практической деятельности предполагает продумывание
программы действий, оценку средств и условий достижения цели и т.д.
Поскольку целеполагающее начало неустранимо из человеческой практики, то
последняя является двуединым субъективно-объективным процессом, связывающим
объективные предпосылки (природный и надприродный материал) с человеческой
целеустремленностью.
В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс
получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную
сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией
о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы
минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание
составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической
деятельности [1, 63-73].
Как упоминалось выше, практика и познание очень тесно связаны. Поэтому
каждый из этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции
по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее.
Гносеологические функции практики:
1) базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает
исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;
2) детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания,
от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие
возникновение нового знания и его преобразование;
3) критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;
4) целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,
что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и
непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение
истинного знания [1, 74-78].
Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:
1) информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает
исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы,
теории, методы; познание является средством практической деятельности;
2) проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные
планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут
возникнуть без науки, вне ее;
3) регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает
управление практикой, практическими действиями.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют
друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны
противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут
приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из
сторон может отставать от развития другой, что является естественным
выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может
вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и
теории, и практики [1, 79-84].
IV Истина и заблуждение.
Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории
познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы
чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного, теории и
практики, универсальных, общенаучных и частных методов познания и т.п.),
либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории, научного
знания и др.), форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-
объектных отношений и т.п.
Многие ученые отождествляют понятия истины и правды. Этой же точки
зрения придерживается и большой знаток русского языка В.Даль.
От того, как каждый человек видит истину, понимает ее суть, зачастую
зависит жизненная позиция этого человека, понимание им своего назначения
[1, 31-32].
В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней
мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и
негативные стороны:
1) Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение
предмета, процесса в индивидуальном познании.
2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие
одних знаний другим.
3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в
особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно
для человека.
4) Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает
большинство.
5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой
концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной
стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой
человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.
6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это
божье откровение.
В истории философской мысли существовали разные понимания истины.
Приведем примеры некоторых: «Истина – это соответствие знаний
действительности»; «Истина – это опытная подтверждаемость»; «Истина – это
свойство самосогласованности знаний» и др.
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей
действительности, является главным в классической концепции истины. Она
называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины;
именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Эту концепцию
поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и др. [1, 33]
Существует несколько определений истины. Вот определение из
марксистской литературы: истина – это адекватное отражение объекта
познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он
существует вне и независимо от сознания.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и
субъективной сторон.
Истина, по определению, – в субъекте, но она же и вне субъекта.
Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит,
что она не существует помимо человека и человечества. Истина объективна –
это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит
от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.
В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и
абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как
согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными
формами (Кант). По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития
знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.
Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма
состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям
субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха
(прагматизм), либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений.
Общая черта различных концепций истины в современной западной
философии – отрицание объективности содержания знания. Признание
объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от
прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.
На каждом историческом этапе человечество располагает относительной
истиной – приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения
знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира
и бесконечностью процесса его познания.
Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно
обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом
развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается
в последующие этапы познания.
Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает
предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии
познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания.
Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Истина всегда
конкретна [4, 15].
Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в
действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.
Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном
познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных
дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных
иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм
отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и
мировоззренческих предпосылок теоретических построений [1, 63].
Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное
явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий
объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся
ото лжи. Наряду с этим и заблуждение, и ложь – ошибочные утверждения.
Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное (Э.М.Чудинов),
или, если учесть случаи, когда, наоборот, истина может выступать как ложь,
– это восприятие (осознание) ложного знания как истинного или истинного
знания как ложного [1, 48].
V Научное познание.
Структура познания.
Рассмотрим подробнее научное познание. Будучи профессиональным видом
общественной деятельности, оно осуществляется по определенным научным
канонам, принимаемым научным обществом. В нем используются специальные
методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на
основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в
себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.
Следует отметить, что наука имеет дело с особым набором объектов
реальности, несводимых к объектам обыденного опыта, а также то, что научные
знания являются продуктами научной деятельности.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни
исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-
первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых,
характера достигаемых научных результатов.
Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской
программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и
экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом,