Прикладное искусство Батик

в него вводят спирт и раствор мочевины. Готовую краску фильтруют через

ткань или вату.

При данном рецепте приготовления краски закрепление расписанной ткани

производят в водном растворе закрепителя БС, который готовится по

следующему рецепту:

Фенола кристаллического 420 г

Формалина 37—70% -ного 300 мл

Бисульфита натрия 30 г

Едкого натра (уд. вес—1,4) 165 мл

Воды 150 мл

Фенол растворяют в формалине, хорошо перемешивают и добавляют раствор

бисульфита натрия. В приготовленную смесь осторожно при помешивании

доливают раствор едкого натра. Раствор нагревают до кипения и на слабом

огне держат в течение 40—50 минут. Правильно сваренный закрепитель

представляет собой слегка загустевшую липкую жидкость красно-коричневого

цвета. При растворении в воде закрепитель должен давать прозрачный раствор

без мути. Мутный раствор закрепителя свидетельствует о недостаточности

времени варки; варку нужно продолжить.

Закрепитель варят в эмалированной посуде в хорошо проветриваемом помещении

под тягой, так как при этом выделяются вредные пары формалина и фенола.

Готовые изделия погружают на 7—8 минут в 10—12% -ный раствор-закрепитель,

имеющий температуру 18—22°.

После закрепления изделие прополаскивают до исчезновения пены.

Существует и другой способ закрепления красителя путем запаривания в

режиме, указанном для хромовых красителей, но в этом случае в краску

добавляют:

Резорцина технического 10 г

Уротропина » 10—15 г

Соответственно количество воды уменьшается до 490— 480 мл.

Резорцин растворяется в воде, температура которой 60—70°С. Раствор

уротропина и мочевины вводят непосредственно перед работой в холодный

раствор красителя.

Кислотные красители применяются для росписи тканей из шелковых,

шерстяных, штапельных и синтетических (капрон, нейлон) волокон. Они хорошо

растворяются в воде и ровно растекаются по ткани, хорошо смешиваются между

собой.

Для приготовления краски нужно:

Красителя 15—20 г

Аммиака 25% -ного 20 мл

Воды 960 мл

Краситель заливают горячей водой с аммиаком или уксусной кислотой, хорошо

размешивают и кипятят 5—8 минут. Затем фильтруют через ткань или вату.

Упрочение кислотных красителей производится путем запаривания в тех же

режимах, что и хромовых.

Резервирующие составы. Резервирующий состав для холодного батика:

Парафин 100 г

Канифоль 4 г

Резиновый клей 400—500 г

Бензин 500—400 г

Измельченный парафин заливают резиновым клеем, затем добавляют бензин и

хорошо перемешивают. Приготовленную смесь расплавляют на водяной бане при

температуре 95—97 °С до получения однородной массы. Подцветку

резервирующего состава делают масляной краской, предварительно обезжиренной

на пористой бумаге. Резервирующий состав необходимо хранить в плотно

закрывающейся стеклянной или фарфоровой посуде. Для получения более жидкои

консистенции резервирующий состав следует разводить бензином за 18—20 часов

до начала работы.

Ни в коем случае нельзя готовить резервирующий состав непосредственно на

нагревательных приборах или вблизи их. Необходимо строго соблюдать

противопожарные меры.

Резервирующие составы для горячего батика:

Рецепт №1

Парафин 660 г

Вазелин технический 340 г

Рецепт №2

Парафин 500 г

Вазелин технический 250 г

Воск пчелиный 250 г

Рецепт №3

Петролатум 210 г

Парафин 790 г

2.2. Основные способы росписи тканей.

Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих

составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике

резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в

пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом

расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи

определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и

использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок

придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов,

применяемых для росписи, практически не ограниченно.

В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для

нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для

предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные

линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.

Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава

позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных

форм, в особенности цветочных

Свободная роспись производится без применения резервирующих

составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками,

только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи

холодного резерва. Здесь больше, чем в ранее упомянутых способах,

индивидуального творчества. Свободная роспись имеет очень много самых

разнообразных приемов, о которых будет рассказано ниже.

Все три способа росписи тканей постоянно совершенствуются.

Художники, работающие в этой области, находят все новые и новые

художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не

могут считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может

строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.

Для выполнения всех трех способов росписи ткань накалывается на

крючки рамы (пялец), причем необходимо строго соблюдать взаимно

перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также параллельное их

расположение каждой из сторон рамы.

После того как ткань наколота на крючки, стороны рамы раздвигаются до

полного натяжения ткани и закрепляются винтами-барашками, чтобы во время

работы натяжение ткани не ослабевало.

2.2.1 Холодный батик

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи

тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку

(резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки.

Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким

концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар

представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего

состава .

Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура

зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика

трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более

тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти

перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава

усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего

состава по ткани (т. е. к браку).

В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются

капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале

работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая

трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав

уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка

приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24

часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется,

так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие

выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной

наводке.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или

трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и

малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном

случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной

деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка

приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают

нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для

того, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и

прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в

носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того

чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

2.2.2. Горячий батик.

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий).

3. Работу от пятна.

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи

кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим

составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный

орнамент.

Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно

закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на

несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного

прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким

же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на

инструменте и не будет пропитывать ткань. Когда резервирующий состав,

нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при

помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие

от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается

отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется

светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в одно

перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в

отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка

производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после

высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и

только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае

одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты