Прикладное искусство Батик

большому огорчению повелителей царства мертвых. Когда их послали принести

цветы, тщательно охранявшиеся, близнецы заручились поддержкой муравьев,

которые незаметно для стражи срезали цветы и доставили их Хун-Ахпу и

Шбаланке. Так же успешно они прошли и через другие места испытаний, куда

помещали их владыки Шибальбы: Дом холода, Дом ягуаров и Дом пламени, где в

каждом их поджидала в случае ошибки смерть.

В Доме летучих мышей неудача все-таки настигла героев. Им было предложено

провести ночь там стоя и не двигаясь. Братья залезли внутрь своих выдувных

трубок и заснули. Почти вся ночь прошла благополучно; уже'начала заниматься

заря, когда Хун-Ахпу, желая узнать время, высунул голову наружу. И тогда

гигантская летучая мышь слетела сверху и одним ударом своего крыла срезала

голову героя.

При помощи богов на плечи Хун-Ахпу была помещена черепаха вместо головы,

повешенной владыками Шибальбы в здании для игры в мяч. Заранее торжествуя

победу, правители мертвых вызвали братьев на новую игру в мяч. Играть мог

только один Шбаланке. В самый горячий момент противники близнецов ошибочно

приняли выпрыгнувшего из потайного места кролика за мяч и погнались за ним.

Пока они отсутствовали, Шбаланке заменил черепаху, помещавшуюся на плечах

брата, его настоящей головой, и Хун-Ахпу был возвращен к жизни. Теперь

братья были снова вдвоем.

Потерпев новую неудачу, правители Шибальбы решили уничтожить близнецов

огнем. Была построена огромная подземная печь, и в ней разожжен костер.

Владыки мертвых предложили юношам полетать над огнем. Но братья не

поддались на обман. Сказав своим противникам, что им известно о предстоящей

смерти, Хун-Ахпу и Шбаланке обнялись и смело прыгнули на раскаленные угли.

Так погибли герои.

Все обитатели Шибальбы были исполнены радости. Чтобы юноши не возродились

каким-либо образом, по совету двух провидцев, Шулу и Пакама, кости их были

размолоты между камнями, как мелют кукурузные зерна, и брошены в речную

стремнину. Но победители не знали, что Шулу и Пакам сказали то, что им было

приказано юношами.

На пятый день Хун-Ахпу и Шбаланке появились снова, сперва в виде людей-рыб,

а затем как два старика-фокусника. После того как ими были показаны

различные чудеса, братья по очереди убили и оживили друг друга. Это

представление возбудило любопытство у правителей Шибальбы, которые также

пожелали испытать ощущения смерти и возрождения. Близнецы согласились

удовлетворить их желание и принесли в жертву двух главных владык Шибальбы,

но, конечно, не вернули к жизни ни того, ни другого. Тогда Хун-Ахпу и

Шбаланке объявили свои имена и происхождение. Это и было концом схватки

между братьями и повелителями мертвых. Обитатели Шибальбы, полностью

усмиренные, подчинились своим победителям. Им было запрещено играть в их

любимую игру в мяч; единственным занятием побежденных должно было отныне

стать изготовление глиняной посуды.

Братья навестили место погребения своего отца и сообщили ему о

происшедшем. После этого они удалились из Шибальбы и вознеслись на небо,

где стали солнцем и луной; убитые Сипакной четыреста юношей, превратившись

в созвездие Плеяды, стали их товарищами. Этим событием заканчивается вторая

часть «По-поль-Вух».

Начало третьей части возвращает нас к прерванной истории сотворения мира.

Боги-творцы, неудовлетворенные своими прежними попытками создать человека,

решили на этот раз использовать в качестве материала кукурузу. Вначале они

не знали, где достать ее, но лисица, койот, попугай и ворона помогли им,

указав местность Пашиль. Из зерен размолотой кукурузы и были созданы четыре

первых человека, но они оказались слишком разумными и проницательными. Это

не понравилось богам, и Хуракан навеял на их глаза туман, после чего многое

в мире стало для них тайным и непонятным. Во время их глубокого сна боги

создали четырех женщин, ставших подругами первых людей. Эти четыре пары и

были предками киче и других народов.

Богатый мифологический материал, легший в основу эпоса киче,

явственно делится на несколько циклов. Один из них повествует о сотворении

мира и человечества, другой, очень сложный, — о происхождении божественных

близнецов и их борьбе с повелителями царства мертвых (к вопросу о

соединении этих двух циклов в последней, дошедшей до нас редакции эпоса мы

еще вернемся). Отдельные части второй мифологемы имеют глубокую древность

и, возможно, восходят к какому-то очень широкому субстрату, имевшему

распространение не только на будущей территории майя 2 или в Месоамерике в

целом, но и в определенных районах Южной Америки. Имя одного из

близнецов—Шбаланке— указывает на связь его с ягуаром (букв. «маленький

ягуар» или «самка ягуара»).

Согласно мифу, творцами мира были богиня Тепев и боги К'у-к'умац и

Хуракан. Они собрались на совет среди бесконечных вод и решили сотворить

мир. «Земля», — вскричали они, и появилась земля. Затем боги создали горы,

долины, растения и животных. Однако животные не могли говорить и

прославлять своих создателей, поэтому Тепев, К'ук'умац и Хуракан изготовили

человека из глины. Но создание оказалось неудачным: оно расплывалось, не

могло двигаться; в первый момент, оно, правда, могло говорить, но разума у

него не было. Поэтому раздраженные боги уничтожили свое неудавшееся

творение.

К числу обрядов принадлежали воскурения ароматными смолами, прежде

всего копалом, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения в

храмах, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы

и ветви кустарников, плоды и другие продукты питания, кушанья

(изготовлявшиеся без соли и перца), бальче, ткани, изделия и статуэтки из

глины, нефрита, кости и раковин, перья ценных птиц и др. Обычно жертвенные

предметы вымазывались синей или голубой краской.

Очень распространенным обрядом было принесение в жертву животных и

птиц: собак, оленей, кабанов, белок, игуан, ягуаров, индюков, перепелок,

черепах и др. Сердца жертв или сжигались, или помещались между двумя чашами

и в таком виде подносились изображению божества. При раскопках Вашактуна и

Сан-Хосе в Британском Гондурасе археологами были найдены человеческие

черепа, помещенные между двумя блюдами.

У древних майя существовали обряды. Таинственная связь между живыми

людьми, богами и предками достигалась во время разнообразных ритуальных

актов, которые должны были дать возможность выхода из мира людей в мир

духов. Участники ритуальных действий специально доводили себя до такого

состояния, когда в помутившемся сознании возникают видения, что означало

для них выход в иной мир. Майя употребляли настой из сока некоторых

растений, в том числе ядовитых и содержащих галюциногенные вещества, чтобы

вызвать ведения, но главным образом для того, чтобы достичь состояния,

предшествующего главному сакральному действу: кровопускания.

Поводом к этому действу у майя было достаточно. Каждая сколько-

нибудь значительное событие – рождение или смерть, сев кукурузы или

восшествие на престол – требовало непременного подношения богам.

Кровопускание было не просто символическим актом: люди показывали богам,

что приносят в жертву самое дорогое, что у них есть. Они прокалывали язык,

мочки ушей или гениталии, кровью смачивали кусок древесной бумаги, потом

бумагу сжигали, и облачка дыма, поднимаясь к небу, становились пищей богов.

Человеческие жертвоприношения в религии майя занимали не последнее место.

Раньше исследователи, опираясь на слова Ланды, Эрреры и «Сообщения из

Кинакама» о том, что этот вид жертвоприношений был введен мексиканцами,

полагали, что в классический период он отсутствовал. Впоследствии на ряде

памятников искусства классического периода были обнаружены сцены

человеческих жертвоприношений.

4.1.3. Искусство майя.

Не для того, чтобы радовать глаз, но ради высших целей – служение

богам и высоким правителям, художники майя создавали свои бесчисленные

сокровище. Ритуальные предметы должны были понравиться богам – тогда можно

было рассчитывать на их защиту и помощь. Глиняные, каменные, резные,

шлифованные или покрашенные в яркие цвета, эти предметы могли быть любой

формы, в том числе могли изображать богов, людей и животных. Все

художественные элементы имели какое-то символическое значение. Например,

считалось, что нефрит в мозаичной маске, положенной на лицо умершего

правителя, обеспечивает его душе вечную жизнь. Дырочка в расписном

полихромном блюде показывает, что блюдо «убито» и что его освободившаяся

душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.

Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, и, тем

не менее, создавали из глины прекрасные и практичные вещи, используя

формовку, аппликацию и свободную лепку. Каменные инструменты и шлифовальные

порошки применялись не только для работ с твердыми поделочными камнями

вроде нефрита, ими обрабатывали и камень и раковины. Предметы, создаваемые

мастерами должны были иметь форму и орнамент, как предписывала традиция; и,

тем не менее, у мастера оставалась возможность проявить творческий подход в

мельчайших деталях. В искусстве майя изображение часто передает действия

или эмоции. Мастера выработали стиль одновременно и натуралистически, и

информативный, вкладывая в свои произведения заряд жестокости, юмора или

нежности. Предметы, созданные руками безымянных мастеров, до сих пор

поражают людей своей красотой, помогая нашим современникам оживить в своем

воображении этот давно исчезнувший мир.

4.1.4. Научные знания.

Древние майя уделяли большое внимание изучению календаря и

летосчисления, математики, астрономии, медицины и истории. Кроме того, у

них имелись некоторые практические сведения по географии, геодезии,

метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако, -как-уже

указывалось, все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с

религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях.

Сведения о них часто излагались весьма запутанным и перегруженным

мифологическими намеками языком, и поэтому современному исследователю порой

трудно сделать из таких текстов полезный и определенный по своей точности

вывод.

В числе наиболее развитых областей науки у майя несомненно надо назвать

математику или, точнее, арифметику. Еще Ланда отмечал способность майя

легко оперировать громадными числами: «Их счет ведется по 5 до 20, по 20 до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты