большому огорчению повелителей царства мертвых. Когда их послали принести
цветы, тщательно охранявшиеся, близнецы заручились поддержкой муравьев,
которые незаметно для стражи срезали цветы и доставили их Хун-Ахпу и
Шбаланке. Так же успешно они прошли и через другие места испытаний, куда
помещали их владыки Шибальбы: Дом холода, Дом ягуаров и Дом пламени, где в
каждом их поджидала в случае ошибки смерть.
В Доме летучих мышей неудача все-таки настигла героев. Им было предложено
провести ночь там стоя и не двигаясь. Братья залезли внутрь своих выдувных
трубок и заснули. Почти вся ночь прошла благополучно; уже'начала заниматься
заря, когда Хун-Ахпу, желая узнать время, высунул голову наружу. И тогда
гигантская летучая мышь слетела сверху и одним ударом своего крыла срезала
голову героя.
При помощи богов на плечи Хун-Ахпу была помещена черепаха вместо головы,
повешенной владыками Шибальбы в здании для игры в мяч. Заранее торжествуя
победу, правители мертвых вызвали братьев на новую игру в мяч. Играть мог
только один Шбаланке. В самый горячий момент противники близнецов ошибочно
приняли выпрыгнувшего из потайного места кролика за мяч и погнались за ним.
Пока они отсутствовали, Шбаланке заменил черепаху, помещавшуюся на плечах
брата, его настоящей головой, и Хун-Ахпу был возвращен к жизни. Теперь
братья были снова вдвоем.
Потерпев новую неудачу, правители Шибальбы решили уничтожить близнецов
огнем. Была построена огромная подземная печь, и в ней разожжен костер.
Владыки мертвых предложили юношам полетать над огнем. Но братья не
поддались на обман. Сказав своим противникам, что им известно о предстоящей
смерти, Хун-Ахпу и Шбаланке обнялись и смело прыгнули на раскаленные угли.
Так погибли герои.
Все обитатели Шибальбы были исполнены радости. Чтобы юноши не возродились
каким-либо образом, по совету двух провидцев, Шулу и Пакама, кости их были
размолоты между камнями, как мелют кукурузные зерна, и брошены в речную
стремнину. Но победители не знали, что Шулу и Пакам сказали то, что им было
приказано юношами.
На пятый день Хун-Ахпу и Шбаланке появились снова, сперва в виде людей-рыб,
а затем как два старика-фокусника. После того как ими были показаны
различные чудеса, братья по очереди убили и оживили друг друга. Это
представление возбудило любопытство у правителей Шибальбы, которые также
пожелали испытать ощущения смерти и возрождения. Близнецы согласились
удовлетворить их желание и принесли в жертву двух главных владык Шибальбы,
но, конечно, не вернули к жизни ни того, ни другого. Тогда Хун-Ахпу и
Шбаланке объявили свои имена и происхождение. Это и было концом схватки
между братьями и повелителями мертвых. Обитатели Шибальбы, полностью
усмиренные, подчинились своим победителям. Им было запрещено играть в их
любимую игру в мяч; единственным занятием побежденных должно было отныне
стать изготовление глиняной посуды.
Братья навестили место погребения своего отца и сообщили ему о
происшедшем. После этого они удалились из Шибальбы и вознеслись на небо,
где стали солнцем и луной; убитые Сипакной четыреста юношей, превратившись
в созвездие Плеяды, стали их товарищами. Этим событием заканчивается вторая
часть «По-поль-Вух».
Начало третьей части возвращает нас к прерванной истории сотворения мира.
Боги-творцы, неудовлетворенные своими прежними попытками создать человека,
решили на этот раз использовать в качестве материала кукурузу. Вначале они
не знали, где достать ее, но лисица, койот, попугай и ворона помогли им,
указав местность Пашиль. Из зерен размолотой кукурузы и были созданы четыре
первых человека, но они оказались слишком разумными и проницательными. Это
не понравилось богам, и Хуракан навеял на их глаза туман, после чего многое
в мире стало для них тайным и непонятным. Во время их глубокого сна боги
создали четырех женщин, ставших подругами первых людей. Эти четыре пары и
были предками киче и других народов.
Богатый мифологический материал, легший в основу эпоса киче,
явственно делится на несколько циклов. Один из них повествует о сотворении
мира и человечества, другой, очень сложный, — о происхождении божественных
близнецов и их борьбе с повелителями царства мертвых (к вопросу о
соединении этих двух циклов в последней, дошедшей до нас редакции эпоса мы
еще вернемся). Отдельные части второй мифологемы имеют глубокую древность
и, возможно, восходят к какому-то очень широкому субстрату, имевшему
распространение не только на будущей территории майя 2 или в Месоамерике в
целом, но и в определенных районах Южной Америки. Имя одного из
близнецов—Шбаланке— указывает на связь его с ягуаром (букв. «маленький
ягуар» или «самка ягуара»).
Согласно мифу, творцами мира были богиня Тепев и боги К'у-к'умац и
Хуракан. Они собрались на совет среди бесконечных вод и решили сотворить
мир. «Земля», — вскричали они, и появилась земля. Затем боги создали горы,
долины, растения и животных. Однако животные не могли говорить и
прославлять своих создателей, поэтому Тепев, К'ук'умац и Хуракан изготовили
человека из глины. Но создание оказалось неудачным: оно расплывалось, не
могло двигаться; в первый момент, оно, правда, могло говорить, но разума у
него не было. Поэтому раздраженные боги уничтожили свое неудавшееся
творение.
К числу обрядов принадлежали воскурения ароматными смолами, прежде
всего копалом, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения в
храмах, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы
и ветви кустарников, плоды и другие продукты питания, кушанья
(изготовлявшиеся без соли и перца), бальче, ткани, изделия и статуэтки из
глины, нефрита, кости и раковин, перья ценных птиц и др. Обычно жертвенные
предметы вымазывались синей или голубой краской.
Очень распространенным обрядом было принесение в жертву животных и
птиц: собак, оленей, кабанов, белок, игуан, ягуаров, индюков, перепелок,
черепах и др. Сердца жертв или сжигались, или помещались между двумя чашами
и в таком виде подносились изображению божества. При раскопках Вашактуна и
Сан-Хосе в Британском Гондурасе археологами были найдены человеческие
черепа, помещенные между двумя блюдами.
У древних майя существовали обряды. Таинственная связь между живыми
людьми, богами и предками достигалась во время разнообразных ритуальных
актов, которые должны были дать возможность выхода из мира людей в мир
духов. Участники ритуальных действий специально доводили себя до такого
состояния, когда в помутившемся сознании возникают видения, что означало
для них выход в иной мир. Майя употребляли настой из сока некоторых
растений, в том числе ядовитых и содержащих галюциногенные вещества, чтобы
вызвать ведения, но главным образом для того, чтобы достичь состояния,
предшествующего главному сакральному действу: кровопускания.
Поводом к этому действу у майя было достаточно. Каждая сколько-
нибудь значительное событие – рождение или смерть, сев кукурузы или
восшествие на престол – требовало непременного подношения богам.
Кровопускание было не просто символическим актом: люди показывали богам,
что приносят в жертву самое дорогое, что у них есть. Они прокалывали язык,
мочки ушей или гениталии, кровью смачивали кусок древесной бумаги, потом
бумагу сжигали, и облачка дыма, поднимаясь к небу, становились пищей богов.
Человеческие жертвоприношения в религии майя занимали не последнее место.
Раньше исследователи, опираясь на слова Ланды, Эрреры и «Сообщения из
Кинакама» о том, что этот вид жертвоприношений был введен мексиканцами,
полагали, что в классический период он отсутствовал. Впоследствии на ряде
памятников искусства классического периода были обнаружены сцены
человеческих жертвоприношений.
4.1.3. Искусство майя.
Не для того, чтобы радовать глаз, но ради высших целей – служение
богам и высоким правителям, художники майя создавали свои бесчисленные
сокровище. Ритуальные предметы должны были понравиться богам – тогда можно
было рассчитывать на их защиту и помощь. Глиняные, каменные, резные,
шлифованные или покрашенные в яркие цвета, эти предметы могли быть любой
формы, в том числе могли изображать богов, людей и животных. Все
художественные элементы имели какое-то символическое значение. Например,
считалось, что нефрит в мозаичной маске, положенной на лицо умершего
правителя, обеспечивает его душе вечную жизнь. Дырочка в расписном
полихромном блюде показывает, что блюдо «убито» и что его освободившаяся
душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.
Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, и, тем
не менее, создавали из глины прекрасные и практичные вещи, используя
формовку, аппликацию и свободную лепку. Каменные инструменты и шлифовальные
порошки применялись не только для работ с твердыми поделочными камнями
вроде нефрита, ими обрабатывали и камень и раковины. Предметы, создаваемые
мастерами должны были иметь форму и орнамент, как предписывала традиция; и,
тем не менее, у мастера оставалась возможность проявить творческий подход в
мельчайших деталях. В искусстве майя изображение часто передает действия
или эмоции. Мастера выработали стиль одновременно и натуралистически, и
информативный, вкладывая в свои произведения заряд жестокости, юмора или
нежности. Предметы, созданные руками безымянных мастеров, до сих пор
поражают людей своей красотой, помогая нашим современникам оживить в своем
воображении этот давно исчезнувший мир.
4.1.4. Научные знания.
Древние майя уделяли большое внимание изучению календаря и
летосчисления, математики, астрономии, медицины и истории. Кроме того, у
них имелись некоторые практические сведения по географии, геодезии,
метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако, -как-уже
указывалось, все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с
религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях.
Сведения о них часто излагались весьма запутанным и перегруженным
мифологическими намеками языком, и поэтому современному исследователю порой
трудно сделать из таких текстов полезный и определенный по своей точности
вывод.
В числе наиболее развитых областей науки у майя несомненно надо назвать
математику или, точнее, арифметику. Еще Ланда отмечал способность майя
легко оперировать громадными числами: «Их счет ведется по 5 до 20, по 20 до
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10