Прикладное искусство Батик

процветания, продолжающаяся 200 лет. Новые скульптурные мотивы, как колонна

из дворца ягуаров, и некоторые другие архитектурные детали отражают

возросшие влияния мексиканских культур, преимущественно тольтекской,

развивавшееся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и

загадочного падения Чичен – Ицы главным городом на Юкатане становится

обнесенный стеной Майяпан. После 250-летнего успешного правления династии

Кокомов, в 1441 году Майапан был разрушен во время восстания, поднятого

вождями с соседних городов. После этого цивилизация майя в прежнем виде

перестает существовать, вырождается в кучку племен, занятых только войной,

и готовится принять последний сокрушительный удар - вторжение испанских

конквистадоров, начавшееся в XVI веке.

4.1.2. Боги, символы и мифы.

Религиозные представления пронизывали все стороны жизни

древнемайяского общества. Как и во всех раннеклассовых обществах, религия у

древних майя была преобладающей формой идеологии, посредством которой

находили свое выражение другие ее виды, в частности искусство и наука.

Среди основных источников для изучения религии майя можно назвать

многочисленные иероглифические тексты, изображения мифологических

персонажей и религиозных обрядов в монументальной скульптуре и памятниках

живописи, наконец, тексты мифологического и культового содержания,

сохранившиеся в записи латиницей.

Простые охотничьи и земледельческие культы животных, земли, влаги, солнца,

кукурузы и духов — покровителей животного и растительного плодородия

составили основной и наиболее архаический слой верований, на который

напластовались создайные позже религиозные представления. Социальное

расслоение вызвало к жизни существование особой общественной группы—

жречества, полностью оторвавшейся от материального производства и

занимавшейся исключительно религиозными делами. Тщательное ведение

календаря, детальное изучение астрономических и метеорологических явлений

позволило жречеству держать под строгим контролем всю деятельность рядовых

земледельцев. Разработка жрецами мифологических и хронолого-исторических

систем и распространение их среди трудящегося населения укрепляли

политические и идеологические позиции высшего класса общества. Основной

идеей таких систем было утверждение необходимости неукоснительно

поддерживать существующий порядок в мироздании и обществе. Отклонение от

него, несоблюдение обрядов должно было привести к мировой катастрофе.

Развитие представлений о загробной жизни, с одной стороны, и

обожествление в классический период особы правителя, в котором видели

представителя неба — с другой, привело к созданию особых форм заупокойного

культа, близких по содержанию к некоторым обрядам древнего Египта. Центрами

культа были многочисленные храмы и различные святилища — от величественных

пирамид до скромных рыбачьих молелен на берегах моря.

В дошедших до нас мифологических сказаниях народов Месоамерики

отражено несколько мифологиче-ских систем, возникших в разное время и па

разных территориях.

Первая и вторая засвидетельствованы у них лишь во фрагментарных

формах: женские статуэтки в древнейших слоях показывают существование

культа «богини с косами»; то же самое можно сказать и о «толстом боге»,

представления о котором доживают до классического периода. Вторая система

довольно полно сохранилась у горных майя, в частности в наиболее древней

части «Пополь-Вух» (сказания о Хун-Ахпу и Шбаланке). Из этой же системы

идет и культовый образ ягуара, занимающий такое значительное место в

религиозной идеологии позднейшего времени.

« Этот рассказ о том, как все было в состоянии неизвестности, все

холодное, все в молчании, все бездвижное и тихое, и пространство неба было

пусто». Так начинается «Пополь-Вух» – история сотворения мира, записанная

древними майя.

«Пополь-Вух» традиционно делится на четыре части; две первые и

значительная часть третьей занимает рассказ о создании мира и о подвигах

двух божественных близнецов.

Тогда на совет были призваны отец и мать богов, старцы Шпинакок и Шмукане.

Было решено изготовить на этот раз людей из дерева. Это было сделано, но

деревянные люди оказались непочтительными и непослушными. Снова было

принято решение об уничтожении. Был вызван потоп, разразилась страшная

буря, и страшный черный дождь полил на головы деревянных людей. Каждый вид

животных выступил против них; даже домашняя утварь, обиженная жестоким

обращением, присоединилась к преследованию. В результате катастрофы

деревянные люди почти все были уничтожены, спасшиеся (а их осталось

немного) превратились в маленьких обезьян.

На этом месте история сотворения мира прерывается рассказом о

приключениях божественных близнецов Хун-Ахпу и Шба-ланке.

После потопа па земле жило страшное существо по имени Ву-куб-Какиш; тело

его в основном состояло из золота, серебра и драгоценных камней. Вукуб-

Какиш был очень надменным, хвастливым и непочтительным. Этим он раздражал и

сердил богов, которые послали на землю Хун-Ахпу и Шбаланке, чтобы они

расправились с Вукуб-Какишем и его семьей.

Вукуб-Какиш был обладателем прекрасного плодового дерева тапаль, фрукты

которого и являлись его главной пищей. Однажды молодые герои набрели на

Вукуб-Какиша, когда он карабкался на это дерево, чтобы собрать плоды. Хун-

Ахпу мгновенно поднес • ко рту свою выдувную трубку и выстрелил в него.

Раненый в рот Вукуб-Какиш упал с дерева, и Хун-Ахпу набросился на него. В

последовавшей схватке Вукуб-Какиш оторвал у своего противника руку и,

прекратив борьбу, побежал домой. Там он, поместив руку над огнем, начал

сушить ее, а жена Вукуб-Какиша, Чималь-мат, произносила магические

заклинания.

Чтобы вернуть руку Хун-Ахпу, близнецы присоединились к двум старцам-

колдунам, бродившим по дорогам. Те изменили облик юношей, и вчетвером они

пришли к дому Вукуб-Какиша, назвав себя целителями зубной боли. Когда они

предложили раненому гиганту вылечить его поврежденный рот, тот обрадовался

и охотно согласился на их предложение. «Единственная возможность избавить

тебя от мучающих болей, — сказали они, — это удалить все зубы». Во время

операции волшебники заменили Вукуб-Ка-кишу зубы кукурузными зернами и

содрали, так, что он не заметил, драгоценную оболочку с его глаз. После

этого Вукуб-Какиш умер, Хун-Ахпу был исцелен, и братья занялись двумя

сыновьями Вукуб-Какиша — Сипакной и Кабраканом, которые были богами

землетрясений.

Четыреста юношей по предложению Хун-Ахпу и Шбаланке начали строить себе

дом. Когда они волочили огромный ствол дерева, чтобы сделать из него

центральную балку, к ним подошел Сипакна и предложил свою помощь. Они

вырыли очень глубокую яму и попросили великана спуститься туда, чтобы

продолжить работу. Сипакна спустился, и юноши сделали попытку убить его,

сбросив в яму огромное бревно. Но великан избежал смерти, вырыв в стене ямы

убежище. Горя мщением, Сипакна обрушил на их головы выстроенный дом, после

чего убитые юноши превратились в созвездие Плеяды.

Тогда Хун-Ахпу и Шбаланке удалось заманить Сипакну в долину около

горы Меаван, и там они обрушили на него своды пещеры. Так погиб Сипакна.

После этого близнецы победили и второго сына Вукуб-Какиша. Они

угостили его жареной птицей, спинка которой была натерта мелом. Поев ее,

Кабракан лишился силы и был похоронен юношами. Этим эпизодом заканчивается

первая часть «Пополь-Вух».

Начало второй части повествует о жизни и смерти отца и дяди близнецов—Хун-

Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу. Родителями их

были Шпийакок и Шмукане.

Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу очень любили игру в мяч и занимались

ею целые дни. Своим шумом братья обратили на себя внимание владык

Шибальбы—царства мертвых. Правители этой страны вызвали братьев на

соревнование в игре. Герои приняли вызов, но еще до начала игры им пришлось

подвергнуться целому ряду испытаний. Когда они пересекли реку крови и вошли

во дворец правителей Шибальбы, то увидели две сидящие фигуры. Братья

почтительно приветствовали их, принимая за хозяев дворца, но не получили

ответа, так как это были лишь деревянные куклы. Спрятавшиеся рядом

повелители мертвых раз-разилсь хохотом и стали издеваться над ошибшимися

братьями. Затем Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу было предложено сесть;

каменная скамья, на которую опустились было несчастные, оказалась

раскаленной докрасна. После этого братьев отвели в Дом мрака, где они не

выдержали приготовленного им испытания и были принесены в жертву. Голова

Хун-Хун-Ахпу была повешена на бесплодном тыквенном дереве, И тогда

неожиданно оно все покрылось плодами, среди которых голову казненного

увидеть было невозможно.

Услышав о чуде, дочь повелителя мертвых Шкик решила посмотреть дерево с

удивительными тыквами. Когда она приблизилась к нему, то голова Хун-Хун-

Ахпу плюнула в ее ладонь, и девушка забеременела. Правители Шибальбы

приговорили ее за это к смерти, но Шкик спаслась и бежала в страну живых, к

матери Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу. Здесь она родила тех близнецов, о

делах которых рассказывалось в первой части, Хун-Ахпу и Шбаланке в юности

много охотились на птиц. Их сводные братья, Хун-Бац и Хун-Чоуэн, совсем не

работали, а только занимались игрой на флейте и пением. Близнецы,

раздосадованные ленью и грубым отношением своих братьев, превратили их в

обезьян. В дальнейшем они помогали матери и бабушке обрабатывать землю и

много играли в мяч.

Случайно Хун-Ахпу и Шбаланке узнали о путешествии отца и дяди в Шибальбу и

об их страшном конце и поэтому, когда владыки преисподней пригласили их на

игру в мяч, приготовились к самому худшему. Попрощавшись с матерью и

бабкой, они отправились в далекий путь.

Хун-Ахлу и Шбаланке пересекли реку крови на своих выдувных трубках и

приблизились к перекрестку четырех дорог. Здесь они послали на разведку

москита, вооружив его волоском с ноги Хун-Ахпу. Он должен был выведать, где

помещены деревянные куклы и как зовут владык Шибальбы. Когда москит жалил

кого-нибудь из них, то остальные называли пострадавшего по имени и

спрашивали: что случилось. Так москит Шан узнал все, что ему требовалось, и

сообщил об этом близнецам. Благодаря полученным сведениям братья сумели

избежать и поклонов деревянным куклам, и раскаленной каменной скамьи, к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты