Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
ижевскИИврвр
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Конфуцианство как этико-политическое
и религиозно-философское учение 5
Место человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций о человеке
§1 Человек 7
§2 Конфуцианские начала, знание 8
§3 Ритуал и воспитание 9
§4 Низкий человек и благородный муж 10
§5 Достойный правитель 11
§6 Гуманность Конфуция 13
Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке
§1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
14
§2 Позднее конфуцианство
1. Хань Юй 16
2. Чжу Си 17
3. Ван Янмин 19
§3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя 20
Чань-буддизм 21
Учение о человеке в Чань-буддизме
§1 Человек Хуэйнена
1. Учение о Едином 23
2. Истина 24
3. Просветление 25
§2 Учение Чань в искусстве 26
Человек и природа 27
Заключение 30
Список литературы 33
Введение
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих
отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность
человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах
разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука,
ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека.
Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных
качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но
одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность
человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли
вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают на
эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой
установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в
качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются, в частности,
и тем, как рассматривается человек – «извне» или «изнутри». Изучение
человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой
(космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека
«изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального,
нравственного и духовного бытия. Но правомерно ли искать проблему
человеческого бытия в художественных и философских памятниках Востока. Так,
создание «Книги Песен» («Ши цзин») относится к временам, когда в Китае
философские школы еще не сложились, и впоследствии ее использовали в своих
учениях не только конфуцианская, но и другие школы, которые часто искажали
первоначальный смысл. Оригинальный текст «Книги истории», или «Книги
документов» («Шу цзин») вообще не сохранился до наших времен. Он был
изменен в значительной степени как Конфуцием, так и его последователями.
Китайское произведение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») является
единственным произведением китайской классической литературы, которая более
или менее непосредственно передает взгляды Конфуция. Но это лишь одна
сторона проблемы. Западному читателю, не знакомому с языком Китая, сложно
понять не только иносказательный смысл написанного, но, иногда, и прямой и,
казалось бы, очевидный. Для этого нужно также знать культуру древнего
Китая, его обычаи и предфилософию. И, наконец, трудность представляет то,
что в сохранившихся до наших дней произведениях человек Китая «растворен» в
космосе, един с ним и неотделим от него. Все это делает затруднительным
постижение природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов.
Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях
Востока, в частности в Конфуцианстве и в чань-буддизме, по работам
различных современных авторов (историков, философов), обобщение
разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной
системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.
Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.
Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В
ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства
одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций -
создатель нравственно- религиозного учения – оставил глубочайший след в
развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни –
политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии.
По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией в полном смысле этого
слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия.
Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и
верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа
всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества,
квинтэссенция китайской цивилизации». По своему миропониманию, способу
объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом
мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном
плане.
Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они
записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное
конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») – произведение
совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном
нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно
увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил
наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача
Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В
центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы
воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в
будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же
повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не
привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все
возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого –
«исправление имен» («чжэн мин»). Конфуций признавал, что «все течет» и что
«время бежит, не останавливаясь». Поэтому конфуцианское «исправление имен»
означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся
общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым
значением. Поэтому Конфуций учил. Что государь должен быть государем,
сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном не по имени, а реально,
на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о
нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как
«взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом
«правильный путь» - дао.
В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах
на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает
после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала:
Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту
расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и
женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение,
Место человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций о человеке
§1. Человек
Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в
эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как
правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок
- вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам
по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому
учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель
конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек
в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую
направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать
вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между
людьми. Достаточно познакомиться с произведением «Лунь-юй» (Беседы и
высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным
выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы
человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы)
Кун.
Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-
цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов
на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что
человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но
и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека
относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в
мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между
Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное
место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.
Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории – дао
(истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в «Лунь-юй» без
обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не
занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался
высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.
Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует «Лунь-юй»,
Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей
природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от
друга».
§2.Конфуцианские начала, знание
Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным
статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает
надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и