Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме

ижевскИИврвр

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Конфуцианство как этико-политическое

и религиозно-философское учение 5

Место человека в конфуцианстве

Глава 1. Конфуций о человеке

§1 Человек 7

§2 Конфуцианские начала, знание 8

§3 Ритуал и воспитание 9

§4 Низкий человек и благородный муж 10

§5 Достойный правитель 11

§6 Гуманность Конфуция 13

Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке

§1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы

14

§2 Позднее конфуцианство

1. Хань Юй 16

2. Чжу Си 17

3. Ван Янмин 19

§3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя 20

Чань-буддизм 21

Учение о человеке в Чань-буддизме

§1 Человек Хуэйнена

1. Учение о Едином 23

2. Истина 24

3. Просветление 25

§2 Учение Чань в искусстве 26

Человек и природа 27

Заключение 30

Список литературы 33

Введение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих

отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность

человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах

разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука,

ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека.

Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных

качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но

одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность

человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли

вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают на

эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой

установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в

качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются, в частности,

и тем, как рассматривается человек – «извне» или «изнутри». Изучение

человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой

(космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека

«изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального,

нравственного и духовного бытия. Но правомерно ли искать проблему

человеческого бытия в художественных и философских памятниках Востока. Так,

создание «Книги Песен» («Ши цзин») относится к временам, когда в Китае

философские школы еще не сложились, и впоследствии ее использовали в своих

учениях не только конфуцианская, но и другие школы, которые часто искажали

первоначальный смысл. Оригинальный текст «Книги истории», или «Книги

документов» («Шу цзин») вообще не сохранился до наших времен. Он был

изменен в значительной степени как Конфуцием, так и его последователями.

Китайское произведение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») является

единственным произведением китайской классической литературы, которая более

или менее непосредственно передает взгляды Конфуция. Но это лишь одна

сторона проблемы. Западному читателю, не знакомому с языком Китая, сложно

понять не только иносказательный смысл написанного, но, иногда, и прямой и,

казалось бы, очевидный. Для этого нужно также знать культуру древнего

Китая, его обычаи и предфилософию. И, наконец, трудность представляет то,

что в сохранившихся до наших дней произведениях человек Китая «растворен» в

космосе, един с ним и неотделим от него. Все это делает затруднительным

постижение природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов.

Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях

Востока, в частности в Конфуцианстве и в чань-буддизме, по работам

различных современных авторов (историков, философов), обобщение

разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной

системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.

Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.

Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В

ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства

одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций -

создатель нравственно- религиозного учения – оставил глубочайший след в

развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни –

политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии.

По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией в полном смысле этого

слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия.

Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и

верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа

всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества,

квинтэссенция китайской цивилизации». По своему миропониманию, способу

объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом

мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном

плане.

Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они

записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное

конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») – произведение

совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном

нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно

увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил

наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача

Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В

центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы

воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в

будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же

повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не

привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все

возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого –

«исправление имен» («чжэн мин»). Конфуций признавал, что «все течет» и что

«время бежит, не останавливаясь». Поэтому конфуцианское «исправление имен»

означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся

общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым

значением. Поэтому Конфуций учил. Что государь должен быть государем,

сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном не по имени, а реально,

на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о

нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как

«взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом

«правильный путь» - дао.

В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах

на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает

после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала:

Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту

расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и

женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение,

Место человека в конфуцианстве

Глава 1. Конфуций о человеке

§1. Человек

Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в

эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как

правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок

- вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам

по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому

учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель

конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек

в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую

направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать

вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между

людьми. Достаточно познакомиться с произведением «Лунь-юй» (Беседы и

высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным

выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы

человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы)

Кун.

Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-

цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов

на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что

человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но

и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека

относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в

мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между

Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное

место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.

Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории – дао

(истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в «Лунь-юй» без

обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не

занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался

высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.

Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует «Лунь-юй»,

Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей

природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от

друга».

§2.Конфуцианские начала, знание

Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным

статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает

надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты