Проблема истины в философии Древней Греции

Но Сократ возражает на это, что подобные поступки иногда бывают

справедливы, а иногда нет [см. там же, 331 С]. «Если кто,— рассуждает

Сократ,— получит от своего друга оружие, когда тот был еще в здравом уме, а

затем, когда тот сойдет с ума и потребует свое оружие обратно, его отдает,

в этом случае всякий сказал бы, что отдавать не следует» [там же]. Получив

согласие, Кефала на свое возражение, Сократ торжествует. «Стало быть,—

говорит он,— не это определяет справедливость: говорить правду и отдавать

то, что взял» [там же, 331 0]. Но тут сын Кефала Полемарх, заступивший в

беседе место отца, поддерживает, ссылаясь при этом на авторитет Симонида,

отвергнутое Сократом определение «справедливости». Повторив свое возражение

против определения Симонида, Сократ высказывает догадку, будто Симонид в

качестве поэта определил значение «справедливости» иносказательно

(«гадательно»), т. е. мыслил так, что справедливо было бы «воздавать

каждому надлежащее, а это он назвал должным [там же, 332 С].

Но и эта поправка не решает задачи определения «справедливости». Сам

же Сократ, продолжая исследование, предвидит, что Симониду может быть задан

следующий вопрос: «Что чему надо уметь назначать — конечно, должное и

надлежащее,— чтобы оправдалось имя искусства врачевания? ... А что чему

надо придать — должное и надлежащее,— чтобы выказать поварское искусство?»

[там же, 332 С].

Сообразуясь с ответами на первые два вопроса, Симонид должен был бы

сказать, что справедливостью он будет «приносить друзьям пользу, а врагам

причинять вред» [там же, 332 B]. Однако Сократ продолжает спрашивать: какой

деятельностью и в каком отношении может быть справедливый полезен для

друзей и вреден для врагов? «На войне, помогая сражаться», - отвечает

Полемарх [см. там же, 332 Е]. Далее выясняется, что врач не полезен тому,

кто не болен, кормчий — тому, кто не плавает. Напрашивается по аналогии

ответ, будто справедливый не полезен тому, кто не сражается. Но Полемарх не

соглашается с этим. Он полагает, что «справедливость» полезна не только во

время войны, но и во время мира, как земледелие — для собирания плодов,

сапожническое мастерство — для приготовления обуви. На вопрос Сократа, для

какой нужды и для какого при– обретения полезна «справедливость» во время

мира, Полемарх отвечает, что она нужна в делах, и поясняет, что под делами

он понимает совместное участие [см. там же, 333 А]. Из последующих вопросов

становится, однако, ясно, что, например, при игре в шашки полезнее

сноситься не с человеком справедливым, а с игроком, а при кладке плит и

камней — опять-таки не со справедливым, а с зодчим или домостроителем.

Возникает вопрос: в каких же сношениях справедливый будет лучше и полезнее,

чем кифарист, подобно тому как кифарист лучше и полезнее, чем справедливый,

при игре на кифаре? Полемарх находит, что справедливый будет лучше в

денежных сношениях. Но Сократ указывает, что справедливый будет лучше не

только в этих случаях; а с другой стороны, когда необходимо за деньги

сообща купить или продать лошадь, полезнее снестись с конюхом, когда

корабль — с кораблестроителем или кормчим. Сократ уточняет свой вопрос: в

каком случае для употребления золота или серебра сообща полезнее других

именно человек справедливый? Полемарх отвечает, что в случаях, когда

необходимо бывает вверять деньги и сберечь их. То есть, уточняет Сократ,

когда надобно не употребить, а положить их. Но при этом получается, будто

«справедливость» в отношении денег тогда 6ывает полезна, когда деньги сами

бесполезны. Аналогичных случаев можно указать множество: для хранения

садового резца «справедливость» полезна, но для употребления его необходимо

искусство садовника; чтобы сохранить щит и лиру без употребления, полезна

«справедливость», но когда требуется употребить их, необходимы искусства:

оружейное и музыкальное. То же у Полемарха получается во всем другом:

«справедливость» бесполезна при полезности и полезна при бесполезности. По

поводу этих выводов Сократ замечает иронически: «Стало быть, друг мой,

справедливость это не слишком важное дело, раз она бывает полезна только

при бесполезности» [там же, 333 О — Е].

Но диалектическое исследование понятия «справедливости» продолжается.

Из нескольких им самим предложенных примеров Сократ извлекает обобщающий

вывод — не менее парадоксальный, чем предложенная Полемархом характеристика

отношения «справедливости» к полезному и бесполезному. Собеседники

соглашаются в том, что если человек в сражении, в кулачном бою или в каком-

нибудь ином подобном случае умеет нанести удар, то он же сумеет и

поберечься; что тот защитник и хранитель лагеря хорош, который знает также,

как похитить замыслы и действия неприятеля. Формулируется вывод: кто

отлично сторожит что-то, тот и отлично может это украсть. Другими словами,

резюмирует Сократ, справедливый человек есть, по-видимому, вор, и

«справедливость», согласно мнению Гомера, Полемарха и Симонида, есть «нечто

воровское, однако направленное на пользу друзьям и во вред врагам» [там же,

334 В]. Однако, когда Сократ прямо «в лоб» спрашивает Полемарха, так ли он

говорил, тот, окончательно сбитый с толку, признается, что он и сам не

знает, что он говорил, но все же с выводом Сократа не согласен, хотя

ему все еще представляется, что справедливость велит «приносить пользу

друзьям и вредить врагам» [там же, 334 В]. Далее беседа переходит в

рассмотрение вопроса, кого следует называть друзьями, а кого –

врагами.

Но у нас уже имеется достаточно данных, чтобы охарактеризовать — с

логической точки зрения — метод Сократа. По ранним диалогам Платона мы

можем составить ясное и точное представление о том, чем была «диалектика»

Сократа. Сократ несомненно дал толчок к развитию в философии учения об

общем понятии. Однако от толчка до выяснения диалектической функции общего

понятия дистанция оставалась еще значительной. Сократ не прошел этой

дистанции не по недостатку проницательности, а потому, что весь его интерес

был сосредоточен не на области общей теории диалектики, а на области этики.

Диалектика Сократа есть только пропедевтика его этических исследований. Тем

не менее в ранних диалогах Платона сократовская диалектика получила

характеристику рельефную и яркую. Более того, с известными

предосторожностями мы можем для этой характеристики использовать не только

первые по времени диалоги Платона, но даже и диалоги более позднего

периода. Условие такого использования — исключение из характеристики

сократовской диалектики отнюдь не всего, что об этой диалектике

рассказывает нам Платон, а только ее специфически платоновских черт. Это

прежде всего теория запредельных миру «идей», а затем трактовка вопроса о

знании и его видах. Но многие черты философских воззрений Сократа, как их

изображает Платон не только в «Лахесе», «Хармиде», но и в «Федре»,

«Федоне», «Меноне», а также в первой книге «Государства», принадлежат

подлинному Сократу и дышат тем же реализмом, каким дышит

изображение Сократа на прогулке с Федром («Федр»), на пиру у

Агафона («Пир»), в тюрьме («Федон»).

В полном согласии с тем, что нам сообщает Ксенофонт, Сократ,

выведенный Платоном в его диалогах, выясняет связь между диалектикой и

собственно логическими операциями разделения на роды и виды. Руководимое

Сократом философское исследование имеет целью прежде всего установить

значение того или иного широкого родового термина (например, «мужества»,

«справедливости» и т. п.) Вопросы, которые ставит Сократ и с помощью

которых он исследует это значение, формулируются так, что они приводят

ответы на них, предлагаемые собеседником Сократа, к явному противоречию.

Определение термина вступает в противоречие либо с различными единичными

предметами, явлениями, свойствами и случаями, которые этот термин не должен

охватывать, но которые он охватывает, либо, наоборот, другими, которые он

должен охватывать, но которых он не охватывает. Своими различными ответами

собеседник все вновь и вновь ввергается в противоречия. Эти противоречия

принуждают его признать или то, что он не достиг точного и ясного понятия о

свойстве, общем для различных частных факторов, охватываемых исследуемым

общим термином, или то, что такого общего свойства вообще не существует и

что полученное обобщение только чисто словесное и ложное. И в том и в

другом случае Сократ сообщает мыслям собеседника направление, которое ведет

к поправке оказавшегося несостоятельным обобщения, и подводит, таким

образом, собеседника к тому, что Платон называет «видеть единое во многом

или многое в едином. Другими словами, Сократ предвосхитил то, что

впоследствии Платон и Аристотель описали как двойной путь диалектического

процесса — расчленение единого на многое и соединение многого в единое.

Первую задачу — самую важную и существенную — Сократ выполнял прямо —

аналитической цепью вопросов; вторую он редко брался выполнять прямо, но

старался вооружить и возбудить ум слушателя так, чтобы последний мог

сделать это сам. Это единое и многое обозначает логическое распределение

разнообразной материи по родовым терминам — при ясном понимании атрибутов,

подразумеваемых под каждым термином или им сообозначаемых, — так, чтобы

различать те частные факты, к которым он реально применяется.

Неотделимость диалектики Сократа от его учения об определении понятия

надежно засвидетельствована сообщениями Ксенофонта и опирающегося на него

Аристотеля. Ксенофонт не только указывает на значение, которое имело

определение понятия в диалектике Сократа, но и отмечает, что именно в

определении понятия Сократ видел раскрытие сущности вещи. По сообщению

Ксенофонта, само слово «диалектика» Сократ выводил из того, что люди,

совещаясь в собраниях, разделяют предметы по родам» [Воспоминания, IV, 5,

12]. «Сократ, — поясняет Ксенофонт, — держался такого мнения: если кто

знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это и другим; а если

не знает, то нисколько не удивительно, что он и сам ошибается, и вводит в

ошибку других» [Воспоминания IV,6,1].

Такое определение понятий — необходимый путь, ведущий к диалектике.

Поэтому, поучал Сократ, надо стараться как можно лучше подготовиться к

этому и усердно заниматься этим: «Таким путем люди становятся в высшей

степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты