Проблема истины в философии Древней Греции

Таким образом, знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни

соединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание

должно быть отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как

результат чувственных восприятий, а как предшествующее им условие. «Теэтет»

подвел вплотную к мысли, что знание должно быть соединением чувственности и

ума и что ум осмысливает элементы чувственного опыта. Предстояло далее

показать, каким образом возможно объединение различенных отграниченных друг

от друга деятельностей чувств и ума.

В решении этой задачи новую ступень исследования представляет диалог

"Менон" — небольшой, но важный для понимания учения Платона о знании.

Непосредственный предмет "Менона" — определение существа добродетели.

Какими бы частными признаками ни определялась добродетель, существенно

важно, что о добродетели имеется некое общее понятие. Хотя научиться самой

добродетели невозможно, зато изучимо и обязательно должно быть изучено

знание о добродетели.

Как и в «Теэтете», в «Меноне» сопоставляются «правильное мнение и

«знание». В известном смысле «правильное мнение» вполне правомерно. Оно

может управлять совершением любого дела, и управлять им не хуже знания, не

с меньшей пользой. Поэтому о человеке, который руководится правильным

мнением, можно сказать, что он ничуть не хуже того, кто владеет знанием,

как добродетель основывается на правильном мнении, то она:

. не дается человеку от природы;

. не достигается одним лишь обучением.

Так, политики, например Фемистокл, правят городами, основываясь не на

знании, а на правильном мнении.

Однако знание все же – по Платону – с полным основанием ценится

значительно выше правильного мнения. Эту разность оценки Платон поясняет

при помощи аналогии со статуями Дедала: статуи эти, пока не связаны, бегут

и убегают, а связанные стоят неподвижно [Теэтет, 97 О]. Точно то же следует

сказать и о правильных мнениях. Пока они остаются постоянными, они хороши и

производят доброе. Но все дело в том, что они не могут («не хотят») долго

оставаться неизменными. Они «убегают» из человеческой души и потому лишены

ценности — до тех пор пока кто-нибудь не свяжет их размышлением о причине.

Такое «связывание» Платон называет припоминанием. Заговорив о

«припоминании», Платон как будто покидает почву трезвого философского

исследования и отдается во власть своей мифотворческой фантазии. Учение

о теории познания оборачивается мифом, в философе возвышается поэт.

Выведенный в диалоге Сократ предлагает мальчику, никогда не изучавшему

геометрию, решить задачу удвоения данного квадрата и посредством искусно

поставленных вопросов приводит мальчика к правильному решению задачи. Из

этого факта тотчас извлекается принципиальный философский вывод:

«Следовательно, у человека, который не знает того, чего можно не знать,

есть верные понятия о том, чего он не знает... И теперь они вдруг

порождаются у него как сновидение... Поэтому он будет знать не учась ни у

кого, а только отвечая на вопросы, то есть почерпнет знание в самом себе...

Но почерпать знание в самом себе не значит ли припоминать? Конечно... Так

не очевидно ли, что не получив их [знания] в настоящей жизни, он имел и

узнал их в какое-то другое время? И не то ли это время, когда он не был

человеком? Если же в то время, когда он был, но не был человеком,

долженствовали находиться в нем истинные мнения, которые, будучи

возбуждаемы - посредством вопросов, становятся познаниями, то душа не будет

ли познавать в продолжение всего времени? Ведь явно, что она существует

всегда, хотя и не всегда — человек... А когда истина сущего всегда

находится у нас в душе, то не бессмертна ли душа, так что, не зная теперь,

то есть не припомнив чего-нибудь, ты должен смело решиться исследовать и

припоминать» [Менон, 85 В — 86]. Мифологическая подоснова этого воззрения

очевидна. По убеждению Платона, сближающего его душа наша бессмертна. До

того как она вселилась на Землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы

созерцала истинно сущее бытие и сохраняла о нем знание даже под спудом

земных чувственных впечатлений, удаляющих нас от созерцания истинного

сущего. Это, конечно, миф Платона. Но в оболочке этого мифа выражено и

философское содержание. Это мысль о связи всех знаний, отражающей всеобщую

связь всех вещей: «Ведь так как в природе все имеет сродство и душа знала

все вещи, то ни что не препятствует ей, припомнив только одно, — а такое

припоминание люди называют наукой, - отыскивать и прочее лишь бы человек

был мужественен и не утомлялся исследованиями» [Менон, 81 С — В].

В «Теэтете» Платон отграничил знание от чувственных впечатлений а

также показал, что рядом со знанием существуют неясные и нерасчлененные

акты «мнения», также опирающегося на чувственные впечатления. В «Меноне»

знание все более резко отграничено от чувственности, а «истинное мнение»

отделено от «мнения» просто. В этом диалоге показано, кроме того, каким

образом в знании впервые происходит объединение истинного мнения с

чувственностью – посредством «связывания» всегда текучей чувственности:

«Когда же истинные мнения бывают связаны, тогда они сперва становятся

знаниями, а потом упрочиваются. От этого-то знание и ценнее правильного

мнения. Узами-то и отличается первое от последнего» [Менон, 97 В — 98 А]. В

диалоге «Пир» рассматривается, так же как в «Теэтете» и в «Меноне», вопрос

о связи знания с чувственностью. «Правильное мнение» толкуется как

постижение, занимающее середину между знанием и чувственностью. Знание и

чувственность в «Пире» сближаются до слияния, до неразличимости. Но это их

сближение дано не столько как результат философского анализа, сколько в

образах мифа. Мифологическим воплощением середины представлен демон любви и

творчества Эрос. Сын Богатства и Бедности (Пороса и Пении) Эрос совмещает в

себе качества отца и матери: ни бессмертен, ни смертен, ни богат, ни нищ,

стоит посередине между мудростью и невежеством [см. «Пир», В —204А].

Особенность «Пира», делающая этот диалог новой после «Теэтета» и

«Менона» ступенью в развитии вопроса о знании, как это прекрасно показал

профессор А. Ф. Лосев, в том, что единство знания и чувственности дано в

«Пире» не как «застывшее» и «фиксированное», а как единство в становлении:

бессмертное и смертное, вечное и временное, идеальное богатство и реальная

скудость, знание и чувственность, красота и 6езобразие - соединились здесь

в одну цельную жизнь, в одно совокупное порождение, в один самостоятельный

результат, одно становящееся тождество [см. 28]. Эрос «Пира» — «Эрос»

познавательного и созерцательного восхождения; поучение Диотимы - поучение

о том, какой путь познания необходим для того, чтобы достичь интуиции

прекрасного, а сама интуиция в значительной мере характеризуется как

интуиция ума, интеллектуальная. Воспитание чувств, которым сопровождается

познавательное восхождение, образует, если так можно выразиться, лишь

сопутствующий «обертон». Становление, изображенное в «Пире», — становление

знания.

Сказанным анализ знания у Платона не ограничивается. Связь и единство

знания и чувственности, данные в «Меноне» и в «Пире», Платон представляет с

еще более высокой точки зрения – с точки зрения диалектики. Диалектические

исследования Платона отнюдь не совпадают с тем, что он сам назвал

«диалектикой»,- с уже рассмотренным сведением видов к родам и делением

родов на виды. Это лишь формально-логический аспект диалектики Платона. Но

у Платона имеется гораздо более широкое и существенное понятие о

диалектике, связанное с его учением о знании, о бытии и об отношении между

бытием и знанием.

Понятие это раскрывается в ряде диалогов; введением в это понимание

может служить конец в шестой книги Платонова «Государства». Здесь

излагается учение Платона об идее «блага», но речь идет не только о

«благе». Мы уже коснулись выше этого учения, когда характеризовали

объективный идеализм Платона как телеологический. Пришло время

охарактеризовать его и как учение об отношении бытия к знанию. А именно: по

Платону, идея «блага» не есть ни бытие, ни знание, а начало, которым

порождалось бы и бытие, и знание. Платон поясняет свою мысль аналогией со

зрением. Создатель чувств породил и силу видеть (чувство зрения), и

силу 6ыть видимым. Но чтобы увидеть, например, цвета, необходимо, чтобы к

этим двум силам, или «родам», присоединился третий род — свет, Но свет

исходит от Солнца. Хотя Солнце - не само зрение, оно есть его причина.

Теперь применим сказанное о зрении к познанию. То самое значение, которое

принадлежит благу «в мыслимом месте» по отношению к уму и по отношению к

созерцаемому умом, принадлежит и Солнцу «в видимом месте» - по отношению к

зрению и зримому. Душа познает, когда она направляется к тому, что

озаряется истиной и сущим. Но если она находится в том, что покрыто мраком,

она рождается и, погибает, руководится мнением и тупеет. Именно это,

доставляющее истинность познаваемому и сообщающее силу познающему, следует,

по Платону, называть идеей блага и причиной знания и истины, поскольку она

постигается умом. Считать свет и зрение солнцеподобным справедливо, но

считать их самим Солнцем несправедливо. И точно так же признавать

знание и истину благовидными справедливо, но считать какое-либо из них

благом несправедливо. Ибо природу блага надлежит ставить и выше знания

и выше истины. Рассматривая «идеи», философ может или рассматривать их

реализацию в мире вещей, или, напротив, подниматься в мысли до их начала,

пребывающего выше всякого знания. В первом случае душа использует

«идеи» в качестве «гипотез», или «предположений»: разделяя род на виды,

душа «принуждена искать... на основании предположений, пользуясь

разделенными частями как образцами и идя не к началу, а к концу» [там же,

510 В]. Это как бы путь вниз – от «идей» к «вещам». Так поступают, когда

ваяют или рисуют: все это — тени и образы в воде. Пользуясь ими как

образами, люди стараются усмотреть те, которые можно видеть не иначе, как

мыслью [там же, 511 А]. Род познаваемого, постигаемый только мыслью,

Платон называет «мыслимым». В «мыслимом» имеются две «части». Для отыскания

первой из них душа вынуждена основываться на предположениях и не доходит до

начала, так как не может подняться выше предположений, но пользуется самими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты