Проблема истины в философии Древней Греции

образами или подобиями, запечатлевающимися на земных предметах. И есть

вторая часть мыслимого, второй случай рассмотрения «идей». В этом случае

душа идет не к «концу», а, напротив, к «началу»: она сводит все «гипотезы»

(«предположения») к идее «блага», как к тому, что пребывает выше всякого

знания и выше всех предположений. «Узнай же теперь,—говорит Платон,— и

другую часть мыслимого... ее касается ум силою диалектики, делая

предположения, — не начала, а в существенном смысле предположения, как бы

ступени и усилия, пока не дойдет до непредположительного, до начала всего.

Коснувшись же его и держась того, что с им соприкасается, он, таким

образом, опять нисходит к концу и уже не трогает ничего чувственного, но

имеет дело с идеями через идеи, для идей и оканчивает на идеях» [Госуд.,

VI, 511]. Это понимание «блага» выводит мысль за пределы одного лишь

познания в область диалектики. Платоновское «благо» — и знание, и бытие. По

отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится как совмещающее в себе

противоположные определения. Оно имманентно по отношению к бытию и знанию,

так как оно — их источник и основная их сила. В то же время оно запредельно

по отношению к бытию и знанию.

Так решается вопрос об отношении знания и бытия к «благу». Но в

«Государстве» Платон развивает и детальную классификацию видов знания.

Основное деление этой классификации— разделение на знание интеллектуальное

и на чувственное. Каждая из этих сфер знания в свою очередь делится на два

вида. Интеллектуальное знание делится, на «мышление» и на «рассудок».

Под «мышлением» Платон понимает деятельность одного лишь ума,

свободную от примеси чувственности, непосредственно созерцающую

интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую Аристотель назовет

впоследствии «мышлением о мышлении». Находясь в этой сфере, познающий

пользуется умом ради него же.

Под «рассудком» Платон понимает вид интеллектуального знания, при

котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума и не

ради его созерцаний, а для того чтобы с помощью ума понимать или

чувственные вещи, или образы. Этот «рассудок» Платона не интуитивный, а

дискурсивный вид знания. В сфере «рассудка» познающий применяет

интеллектуальные эйдосы только в качестве «гипотез», или «предположений».

Рассудок, по Платону, действует между сферами мнения и. ума и есть,

собственно, не ум, а способность, отличающаяся от ума и от ощущений — ниже

ума и выше ощущений. Это познавательная деятельность людей, которые

созерцают мыслимое и сущее, но созерцают его рассудком, а не ощущениями; в

исследовании они не восходят к началу, остаются в пре– делах предположений

и не постигают их умом, хотя их по началу бывают «умными»,

интеллектуальными.

Чувственное знание Платон также делит на две области: на «веру» и

подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и

утверждаем их в этом качестве. «Подобие - вид уж не восприятия, а

представления вещей, или, иначе, интеллектуальное действование с

чувственными образами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что в

«подобии» нет действия с чистыми эйдосами. Но «подобие» отличается и от

«веры», удостоверяющей существование. Подобие — некое мыслительное

построение, основывающееся на «вере». С этими различиями у Платона тесно

связывается различие знания и мнения. Знает тот, кто любит созерцать

истину. Так, знает прекрасное тот, кто мыслит о самых прекрасных вещах, кто

может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему, кто не принимает

причастное за самое прекрасное, а само прекрасное принимает за всего лишь

причастное к нему. Мысль такого человека надо назвать «знанием». В отличие

от знающего, имеющий мнение любит прекрасные звуки, образы, но его ум

бессилен любить и видеть природу самого прекрасного. Мнение не есть ни

незнание, ни знание, оно темнее знания и яснее незнания, находясь между

ними обоими. Так, о тех, которые усматривают многое справедливое, но самого

справедливого не видят, правильно будет сказать, что они обо всем лишь

мнят, но не знают того, о чем имеют мнение. И, напротив: о тех, которые

созерцают само неделимое, всегда тождественное и всегда себе равное,

справедливо сказать, что они всегда знают все это, но не мнят. В отличие от

мнения, знание есть потенция, особый род существующего, характеризующий на

направленность; знание направляется к своему предмету, и всякая потенция,

направляющаяся к одному к тому же и делающая одно и то же, называется той

же самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающие иное.

В особый вид бытия и соответственно в особый предмет знания. Платон

выделяет математические предметы и математические отношения. В системе

предметов и видов знания математическим предметам принадлежит место между

областью «идей» и областью чувственно воспринимающих вещей, а также

областью их отображений или изображений.

«Идеи» постигаются посредством знания, и знание можно только

относительно «идей». Это развитие учения элейцев, которые утверждали, что

истинно сущее бытие, и только оно одно постигается разумом.

Диалектика, как ее понимал Платон, является познанием вещей на основе

их идей и средством познания их идей. Высшей идеей, к которой, по Платону,

сводились все идеи, а соответственно и всякое познание, является идея

«блага».

«Познаваемые вещи, - пишет философ, - могут познаваться лишь благодаря

благу; оно же дает им бытие и сущность, хотя само благо не есть сущность,

оно за пределами сущности, превышая ее по достоинству и силе». В реальной

действительности эта идея является «причиной всего правого и прекрасного»,

а в области познания – причиной «истины и ума».

Глава 3. Аристотель

Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно считается

«отцом логики». Обобщив методы познания науки и философии 6-4 в.в. до н.э.,

классифицировав и описав их, Аристотель создал учение о формах постигающего

истину мышления, то есть логику. В дальнейшем в историческом развитии

логическое учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и

направлений; философы и ученые различных эпох стремились приспособить его к

своим интересам и задачам, использовать его в тех или иных

исследовательских целях. Слово «логика», а тем более выражение «формальная

логика» у Аристотеля не встречается. У него мы находим такие

словоупотребления, как «логический силлогизм», «логическое рассуждение»,

«логические проблемы», но не слово «логика». Аристотель впервые вычленил и

исследовал формы логического мышления, передав их изучения специальной

науке, которую мы теперь называем логикой. Первыми, кто занялся изучением

методов исследования и сделали их предметом философской рефлексии, были

Сократ и Платон. Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом

критической их переработки и развития.

Аристотель неоднократно подчеркивает, что для применения и развития

науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Лишь тогда

возможно применение законов логики.

«...не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие

нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии.

Ибо в поисках истины необходимо отправится от того, что всегда находится в

одном и том же состоянии и не подвергаются никакому изменению» (см. [1],

т.1, стр. 251)

«...если существует движение и нечто движущееся, а движется от чего-

то и к чему-то, то движущееся должно быть в том, от чего оно движется и

[затем] не быть в нем, двигаться к другому и оказываться в нем, а

противоречащее этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их

мнению» (см. [1],т.1, стр. 281-284)

По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание

«формы» и «материи». В плане бытия «форма» сущность предмета или те

определения самого по себе существующего предмета ,которые могут быть

сформулированы в понятии о предмете. То, с чем может иметь дело знание,

есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета.

Напротив, если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого

предмета останется то, что уже ни в каком смысле не может стать предметом

знания.

Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть

понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не

преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее,

пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых

только и существует непреходящая сущность, всегда только предметы

преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием «формы».

Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает. У

Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая

истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много

трудностей. "Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко.

Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее надлежащим образом,

но не каждый терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то поодиночке,

правда, ничего или мало добавляет к истине, но, когда все это складывается,

получается заметная величина.

«...Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В

самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося

деятельности - дело: ведь люди деятельные даже тогда, когда они

рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в ее отношении к

чему-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины, не зная причины. А из

всех вещей тем или иным свойством обладает та, благодаря которой такое же

свойство присуще и другим; наиболее истинно то, что для последующего есть

причина его истинности. Поэтому и начала всего существующего должны быть

наиболее истинными: они ведь истинны не временами, и причина их бытия не в

чем-то другом, а наоборот, они причина бытия всего остального; так что в

какой мере каждая вещь причастная бытию, в такой истине».(см.[1],т.1,стр.

94)

Аристотель также выделяет проблему, впоследствии ставшую камнем

преткновения в философии: на основе чего строится познание человека о мире

–на основе эмпирического опыта или в результате мыслительной деятельности?

Если имеет место и то и другое, то каково их соотношение?

«Истинное и ложное означают следующее: истина есть удостоверение (как

бы) на ощупь и высказывание (ведь не одно и то же утвердительная речь и

высказывание), а когда нельзя таким образом удостовериться, имеется

незнание - в самом деле, относительно сути вещи ошибаться невозможно, разве

что привходящим образом, и одинаково обстоит дело и с сущностями

несоставными, ибо и относительно них ошибиться нельзя; и все они существуют

в действительности, не в возможности, ибо иначе они возникали бы и

уничтожались; а сущее само по себе не возникает и не уничтожается, ибо оно

должно было бы возникать из чего-то; поэтому относительно того, что есть

бытие само по себе и в действительности, нельзя ошибаться, а можно либо

мыслить его, либо нет. Относительно его ставится вопрос только о сути, а не

о том, такого ли свойства оно или нет. Что же касается бытия как истины и

небытия как ложного, то в одних случаях, если связывают (связанное на

деле), имеется истинное, если же такого связывания нет, то - ложное, а в

других случаях, когда имеется одно, если оно действительно сущее, оно есть

только таким-то образом; если же оно таким-то образом не существует, и

истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее, а ложного здесь нет, как нет

здесь и заблуждения, а есть лишь незнание» (см. [1],т.1, стр. 249-250).

Таким образом, мы видим, какое звучание проблема истины приобрела у

Аристотеля. Необходимо отметить, что отправной точкой для исследования

истины, у него служит положение о необходимости опираться на непреходящее

бытие. Разум человека рассматривается как инструмент постижения истины, в

поисках которой необходимо лишь опираться на формальные законы логики.

Используя эти законы для анализа исследуемых понятий и категорий, с помощью

индукционного и дедуктивного метода человек устанавливает истину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся

определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с

глубокой древности. И первыми из известных нам философов, у которых эта

проблематика приобретает особое философское звучание, являются Сократ,

Платон и Аристотель.

Сократ стремится установить истину в исключительно в этических

вопросах. Такой подход он мотивирует тем, что познавать природу и космос

бессмысленно, потому что они бесконечны. С другой стороны, человек и его

духовный мир конечен, поэтому изучение человека должно стать главной

задачей философии. Философ пытается установить истинную сущность этических

категорий, таких как мужество, красота, справедливость. Для этого он в

качестве необходимого условия выдвигает, явно его не формулируя, закон

непротиворечия. Используя этот закон, Сократ исследует понятие, отбрасывая

противоречивые предположения как заведомо ложные и оставляя

непротиворечивые как истинные. Истину философ считает панацеей против зла –

человек, вооруженный истинным знанием не станет совершать неправильных

поступков и будет жить благодетельной жизнью.

У Платона особое понимание истины. Понятие истины он рассматривает

через понятие о «благе». По отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится

как совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманентно по

отношению к бытию и знанию, так как оно — их источник и основная их сила. В

то же время оно запредельно по отношению к бытию и знанию. Благо существует

в мире идей – мире «эйдосов». Истина же заключена в душе каждого человека,

которая побывала в этом мире. Поэтому человеку нет необходимости в

нахождении истины – она уже есть у него, нужно только ее вспомнить.

Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает

учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум

человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов

логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения

науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Философ

рассматривает истину как высшую форму бытия. Человек, постигая истину,

приближается к совершенному бытию.

Таким образом, мы видим, что древнегреческие философы по-разному

трактуют как понятие истины, так и пути ее установления. Однако они

сходятся в одном – истина является необходимым условием достижения счастья

на Земле.

ЛИТЕРАТУРА.

[1]. Аристотель. Сочинения. М., «Мысль», 1975 г.

[2]. З. Г. Антипенко. «Диалектика истины и красоты в философском

наследии Платона и Аристотеля». М., АН СССР, 1983 г.

[3]. Р. А. Луканин. «Органон Аристотеля». М., «Наука», 1984 г.

[4]. В.Ф. Асмус «Античная философия» Москва, «Высшая школа», 1976 г.

[5].А. Ф. Лосев «История античной философии», Москва, «Мысль», 1989 г.

[6].«Введение в философию», в 2 ч., под общей редакцией Фролова.

Москва, 1989г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты