Проектирование как самостоятельная сфера культуры

представление о сложной технической системе изменяется. Происходит

последовательная конкретизация моделей этой системы. Обычно при

проектировании технических систем представлены общие процедурные правила

создания систем на различной материальной основе [2]. Сначала

рассматривается процесс синтеза функциональной модели системы, а затем ее

преобразование в структурную модель (или ее реализация). Каждый этап связан

с определенными средствами графического и символического представления

системы. Здесь могут вводиться определенные промежуточные преобразования

(операции, которые выполняет каждый элемент системы по отношению к течению

процесса). Например, в качестве функциональных моделей могут быть

использованы алгебраические модели. Структурные модели делятся на диаграммы

протекания субстанции и блок-схемы. Диаграмма показывает последовательность

операций (более детально, чем в функциональной модели, где не соблюдается

строгая последовательность) и дает минимум информации о плане построения

системы: идентификацию элементов и схем связей. В блок-схеме даны форма

субстанции на входе одного и выходе другого элемента [1].

Функциональные модели могут быть получены тремя способами [2].

1. Прототип системы дается в виде блок-схемы.

2. В виде последовательности инструкций. На блок-схеме может быть

получена диаграмма протекания субстанции, а из нее – функциональная

модель. Из последовательности инструкций сначала строятся диаграммы

для различных групп инструкций, из которых затем складывается

единая функциональная модель.

3. Прототипа системы нет. Функциональная модель получается либо в виде

аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель

составляется с помощью модификации некоторых элементов доступной

системы.

Если же модель не может быть получена ни одним из указанных выше, то

на этапе реализации функциональная модель представляется в виде поточной

диаграммы. С помощью перестановки блоков из функциональной модели

получается множество поточных диаграмм. Для реализации данных диаграмм,

проектировщику необходим каталог элементов, из которого выбираются

системные, имеющие близкие свойства к идеализированным элементам поточных

диаграмм. В результате получается блок-схема, соответствующая техническим

условиям технического задания [2].

Для создания системы недостаточно какого-либо единого описания,

необходимо сочетание блок-схемы, поточной диаграммы и функциональной

модели. В процессе проектирования они постоянно корректируются за счет

возвращения на предыдущие стадии. В результате получается целостное

описание системы, составляющие которого взаимно дополняют друг друга. При

разделении системного проектирования в соответствии со структурой

технической системы выделяются следующие этапы: макропроектирование

(внешнее проектирование) и микропроектирование (внутреннее проектирование)

и проектирование окружающей среды, которое связано с формулировкой целей

системы [2].

Микроуровень включает в себя системное представление различных видов

деятельности, входящих в процесс проектирования. На данном уровне анализа

они дифференцируются по-разному, например [1]:

- в зависимости от субъектов отдельных видов деятельности (бригады

проектировщиков, институты или юридические лица и т. д.). В

дальнейшем субъекты можно разделить в зависимости от их профессий

- проектировщик, исследователи, менеджеры и т. д.;

- в зависимости от типа отдельных видов деятельности. Технология

видов деятельности может быть сделана и детализирована различными

способами в зависимости от характера процесса проектирования в

целом. Например, если строится сетевой график строительной,

инвестиционной и проектировочной деятельности разграничивают два

вида деятельности: операционная (изыскательская, познавательная,

проектировочная) и оценочная деятельность принятия решений

(утверждение, оценка и т.п.). В данной модели выделяется второй

тип деятельности.

Разделение субъектов и типов деятельности, участвующих в процессе

проектирования, может повысить адекватность и семантическую культуру тех

макромоделей, которые наиболее часто применяются на этом уровне.

Микроуровень анализирует отдельные виды деятельности, входящие в

процесс проектирования. Для этого уровня важным является понятие

"деятельность" [1], а также различные возможности моделирования, входящего

в процесс проектирования. Значит возможности для моделирования различных

типов деятельности представляются математическими и семантическими

информационными теориями, развитыми в тесной связи с теориями принятия

решений. Весьма прогрессивны средства анализа, которые базируются на

экономических моделях. Они необходимы:

- для достижения планируемой цели на желаемом уровне, в желаемом

количестве;

- для достижения этой цели с минимальными потерями, расходами,

нужными ценами и т. д.

Следующий уровень анализа – анализ информационных процессов. Связь

между отдельными блоками деятельности может быть эффективной с помощью

определенных лингвистических средств, выражающих соответствующие

первоначальные или выведенные данные, цели и требования, связанные с

рассматриваемой проблемой и т. д. Формы данных должны обеспечивать не

только многоцелевое использование, но и преобразование данных из одной

формы в другую (например цифровую, графическую и т. д.). В анализе

информационных процессов в проектировочной деятельности проявляется

тенденция, которая характеризуется как информационный взрыв [1]. Если мы

понимаем информацию как такое свойство данных, которое может приводить к

снижению первоначального уровня энтропии, то это явление означает рост поля

данных, из которых только некоторые способны к осуществлению информационной

функции. Т. о. при проектировании происходит сложный процесс превращения

данных в информацию, который включает в себя селекцию существенных данных и

пропуск несущественных.

3.2. Фазы и операции системного проектирования.

Данный способ описания системного проектирования заключается в

выделении в нем последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи

действий, или обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность

делится на следующие пять фаз:

- подготовка технического задания;

- изготовление;

- внедрение;

- эксплуатация;

- оценка.

Иногда добавляется фаза "ликвидация" из-за возможных экологических

последствий этого процесса [2]. На каждой фазе системотехнической

деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщенных

операций: анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценка и выбор

альтернатив, моделирование, корректировка и реализация решения.

Системотехническое проектирование как последовательность фаз, шагов и задач

может быть представлено в виде следующей таблицы:

|Фазы |Шаги |Задачи |

|1. Изучение |1.Анализ |Получить множество |

|осуществимости |потребностей |пригодных решений |

| | |проектной проблемы и |

| | |проанализировать |

| | |потребность, |

| | |существующую в |

| | |определенной сфере. |

| |2. Проектная проблема|Определить и |

| | |сформулировать |

| | |проектную проблему на|

| | |основе информации |

| | |первого шага. |

|3. Синтез возможных решений |Из полученных в результате синтеза

множества альтернативных решений выбрать потенциально пригодные решения

проблемы и получить интегрированное целое. | | |4. Физическая реализуемость

|Определений физической реализуемости проблемы. | |

| |5. Экономические |Выбор из реализуемых |

| |рентабельные решения |решений экономически |

| | |рентабельных |

| |6. Финансовая |Сопоставление |

| |осуществимость |экономических решений |

| | |с финансовыми |

| | |ресурсами, получение |

| | |множества пригодных |

| | |как результата первой |

| | |фазы. |

|2. Предварительное |1. Выбор из проектных |Определить из |

|проектирование |идей |множества пригодных |

| | |решений наиболее |

| | |перспективное как |

| | |предварительную идею |

| | |проекта. |

| |2. Формулировка |Сформулировать |

| |математическихмоделей |математические модели |

| | |как прототипы |

| | |проектировочной |

| | |системы. |

| |3. Анализ |С помощью |

| |чувствительности |экспериментирования |

| |системы |определить критические|

| | |проектные параметры, |

| | |точные пределы |

| | |чувствительности. |

| |4. Анализ |Корректировка точных |

| |совместимости |проектных параметров с|

| | |точки зрения |

| | |приспособления друг к |

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты