проектирования. Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных
функций:
выступает как исследователь, действующий в соответствии с нормами
научно-теоретической деятельности;
выполняет функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривая
продукт своей деятельности как проект;
является художником, который наследует и эстетически преобразует все
достижения предшествующей художественной культуры в целях создания нового
произведения искусства.
Эта многоликость профессиональных ролей стирает грани между
исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием,
между знанием и деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь
вспомогательные функции оформителя в группе проектировщиков, в других он
играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи. Кроме
того в сферу проектирования попадает организация процесса проектирования.
Т. к. сама организационная структура становится предметом осмысления,
моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта
проектирования [2].
Из приведенных примеров видно, что социотехническое проектирование
существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и
системотехнической деятельности. Социотехническое проектирование выходит за
пределы традиционной схемы "наука – инженер - производство" и замыкается на
самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение,
обслуживание и т. д.), где классическая инженерная установка перестает
действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к
изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает
ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится
самостоятельной сферой современной культуры.
Социотехническая установка современного проектирования оказывает
влияние на все сферы инженерной деятельности. Это выражается прежде всего в
признании необходимости социальной, экологической оценки техники, в
осознании громадной степени социальной ответственности инженера и
проектировщика.
5. Проблема ответственности и техника.
"Первое и наиболее общее условие ответственности – это способность
причинять, т.е. способность действующего человека (агента) воздействовать
на мир; второе, - способность агента контролировать свои действия; третье,
- то, что он до некоторой степени может предвидеть их результаты. Наличие
этих необходимых условий дает возможность говорить об ответственности."
(Ханс Йонас) [3].
Еще в 1906г. Генри Гозли Праут, в прошлом военный инженер, выступая
перед Корнельской ассоциацией гражданских инженеров, выразил следующую
мысль: "Инженеры, более чем кто-либо, будут вести человечество вперед… на
инженерах… лежит такая ответственность, с которой человечество никогда не
сталкивалось" [3]. Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых
технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному
мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и
образ жизни людей и т. д. Никакие ссылки на экономическую, техническую и
даже государственную целесообразность не могут оправдать социального,
морального, экологического ущерба, который может быть следствием реализации
некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и
недостатков, объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза,
выдвижение альтернативных проектов становятся важнейшим атрибутом
современной жизни.
Начальная цель инженерной деятельности – служить человеку,
удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто
употребляется во вред человеку. Это относится не только к использованию
техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной
эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик
не предусмотрели того, что наряду с точными экономическими и четкими
техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и
требования безопасного, бесшумного, удобного, экологического применения
инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать
враждебной человеку. Эта особенность современной ситуации выдвигает на
первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и
проектировщика перед обществом и отдельными людьми [3].
Сегодня человечество находится в такой ситуации, когда невнимание к
проблемам внедрения новой техники может привести к необратимым негативным
результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Кроме того, мы
находимся на той стадии научно-технического развития, когда такие
последствия возможно и необходимо предусмотреть и минимизировать уже на
ранних стадиях разработки новой техники. Перед лицом вполне реальной
экологической катастрофы, которая может стать результатом деятельности
человечества, необходимо переосмысление самого представления о научно-
техническом и социально-экономическом прогрессе. В настоящее время уже
существуют практические изменения в структуре инженерной деятельности,
которые, хотя бы частично, позволяют обществу контролировать последствия
технических проектов в обозримом будущем.
Так, в 1972г. в США был принят закон об оценке техники [2]. Этот
закон предусматривал создание Бюро по оценке технике, задачей которого
стало обеспечение сенаторов и конгрессменов объективной информацией в
данной области. Основными задачами бюро являются [2]:
идентифицировать имеющие место или предвидимые последствия техники и
технологических программ;
устанавливать причинно-следственные отношения;
показать альтернативные технические методы для реализации
специфических программ;
показать альтернативные программы для достижения требуемых целей;
приняться за оценку и сравнение следствий альтернативных методов и
программ;
представить результаты законченного анализа ответственным органам
законодательной власти;
указать области, в которых требуется дополнительное исследование или
сбор данных, чтобы предоставить достаточную поддержку для оценки того, что
обозначено в пунктах с (1) по (5) данного подраздела;
осуществить дополнительные родственные виды деятельности.
Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью
инженерной деятельности. Иногда оценку техники называют также социально-
гуманитарной (социально-экономической, социально-экологической и т. п.)
экспертизой технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий
техники является междисциплинарной задачей и требует подготовки
специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими, но
и социально-гуманитарными знаниями [2]. Однако это не означает, что
ответственность отдельного рядового инженера при этом уменьшается –
напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной
ответственностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой
деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные
(производственные строения, машины и т.д.), так и нематериальные объекты
(социальное проектирование). В то же время сам процесс проектирования
является нематериальным, характеризуемым как информационно - обрабатывающая
деятельность создания информационных моделей планирования технических
работ, технических инноваций и выработки множества методов, средств и
процедур для их реализации [1].
Современная тенденция совершенствования процесса проектирования
заключается в автоматизации проектирования. Т.к. современный процесс
проектирования не сводится просто к подготовке проектной документации.
Имеет место комплексное системное проектирование, которое включает в себя
сферы познания объектов, социальной потребности в них, оценки их
реализуемости и оценки последствий введения их в эксплуатацию. Только такой
системный методологический анализ процесса проектирования, предполагающий
междисциплинарный подход, способен стать успешным введением в автоматизацию
проектирования и сделать такое проектирование эффективным.
Cписок литературы.
Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного
проектирования. - "Вопросы философии", 1982, №10, с. 87.
Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В.Г. Горохов,
М.А. Розов. - М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с.
Митчем К., Что такое философия техники? / Пер. с англ. Под ред.
В.Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. 149с.
Современная философия науки. – М.: Наука,1994 – 254с.
Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование
больших систем. – М.: Наука, 1962.
Энгельмейер П.К. Задачи философии техники / Бюллетени
политехнического общества. 1913. №2. С. 113.
Ридлер А. Цели высших технических школ / Бюллетени политехнического
общества. 1901. №3. С.133.
Тондл Л. Отношение предпочтения. В кн.: "Вопросы кибернетики №90.
Кибернетика и математическая логика". М., 1984, с. 147-169.
Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике / Вестник инжененров.
1915. №3. С.99.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение ………………………………………………………….. 1
Основная часть:
1. Понятия "философия техники", "техника",
"проектирование" ………………………………………………… 1
2. Инженерное проектирование ………………………………… 3
3. Системное проектирование …………………………………... 5
3.1. Этапы разработки системы ………………………………... 5
3.2. Фазы и операции системного проектирования …………... 8
3.3. Кооперация работ и специалистов в системотехнике …… 14
4. Социотехническое проектирование ……………………………15
5. Проблема ответственности и техника ………………………… 18
Заключение …………………………………………………………. 20
Список литературы …………………………………………………. 22