Проектирование как самостоятельная сфера культуры

проектирования. Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных

функций:

выступает как исследователь, действующий в соответствии с нормами

научно-теоретической деятельности;

выполняет функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривая

продукт своей деятельности как проект;

является художником, который наследует и эстетически преобразует все

достижения предшествующей художественной культуры в целях создания нового

произведения искусства.

Эта многоликость профессиональных ролей стирает грани между

исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием,

между знанием и деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь

вспомогательные функции оформителя в группе проектировщиков, в других он

играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи. Кроме

того в сферу проектирования попадает организация процесса проектирования.

Т. к. сама организационная структура становится предметом осмысления,

моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта

проектирования [2].

Из приведенных примеров видно, что социотехническое проектирование

существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и

системотехнической деятельности. Социотехническое проектирование выходит за

пределы традиционной схемы "наука – инженер - производство" и замыкается на

самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение,

обслуживание и т. д.), где классическая инженерная установка перестает

действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к

изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает

ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится

самостоятельной сферой современной культуры.

Социотехническая установка современного проектирования оказывает

влияние на все сферы инженерной деятельности. Это выражается прежде всего в

признании необходимости социальной, экологической оценки техники, в

осознании громадной степени социальной ответственности инженера и

проектировщика.

5. Проблема ответственности и техника.

"Первое и наиболее общее условие ответственности – это способность

причинять, т.е. способность действующего человека (агента) воздействовать

на мир; второе, - способность агента контролировать свои действия; третье,

- то, что он до некоторой степени может предвидеть их результаты. Наличие

этих необходимых условий дает возможность говорить об ответственности."

(Ханс Йонас) [3].

Еще в 1906г. Генри Гозли Праут, в прошлом военный инженер, выступая

перед Корнельской ассоциацией гражданских инженеров, выразил следующую

мысль: "Инженеры, более чем кто-либо, будут вести человечество вперед… на

инженерах… лежит такая ответственность, с которой человечество никогда не

сталкивалось" [3]. Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых

технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному

мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и

образ жизни людей и т. д. Никакие ссылки на экономическую, техническую и

даже государственную целесообразность не могут оправдать социального,

морального, экологического ущерба, который может быть следствием реализации

некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и

недостатков, объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза,

выдвижение альтернативных проектов становятся важнейшим атрибутом

современной жизни.

Начальная цель инженерной деятельности – служить человеку,

удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто

употребляется во вред человеку. Это относится не только к использованию

техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной

эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик

не предусмотрели того, что наряду с точными экономическими и четкими

техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и

требования безопасного, бесшумного, удобного, экологического применения

инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать

враждебной человеку. Эта особенность современной ситуации выдвигает на

первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и

проектировщика перед обществом и отдельными людьми [3].

Сегодня человечество находится в такой ситуации, когда невнимание к

проблемам внедрения новой техники может привести к необратимым негативным

результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Кроме того, мы

находимся на той стадии научно-технического развития, когда такие

последствия возможно и необходимо предусмотреть и минимизировать уже на

ранних стадиях разработки новой техники. Перед лицом вполне реальной

экологической катастрофы, которая может стать результатом деятельности

человечества, необходимо переосмысление самого представления о научно-

техническом и социально-экономическом прогрессе. В настоящее время уже

существуют практические изменения в структуре инженерной деятельности,

которые, хотя бы частично, позволяют обществу контролировать последствия

технических проектов в обозримом будущем.

Так, в 1972г. в США был принят закон об оценке техники [2]. Этот

закон предусматривал создание Бюро по оценке технике, задачей которого

стало обеспечение сенаторов и конгрессменов объективной информацией в

данной области. Основными задачами бюро являются [2]:

идентифицировать имеющие место или предвидимые последствия техники и

технологических программ;

устанавливать причинно-следственные отношения;

показать альтернативные технические методы для реализации

специфических программ;

показать альтернативные программы для достижения требуемых целей;

приняться за оценку и сравнение следствий альтернативных методов и

программ;

представить результаты законченного анализа ответственным органам

законодательной власти;

указать области, в которых требуется дополнительное исследование или

сбор данных, чтобы предоставить достаточную поддержку для оценки того, что

обозначено в пунктах с (1) по (5) данного подраздела;

осуществить дополнительные родственные виды деятельности.

Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью

инженерной деятельности. Иногда оценку техники называют также социально-

гуманитарной (социально-экономической, социально-экологической и т. п.)

экспертизой технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий

техники является междисциплинарной задачей и требует подготовки

специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими, но

и социально-гуманитарными знаниями [2]. Однако это не означает, что

ответственность отдельного рядового инженера при этом уменьшается –

напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной

ответственностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой

деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные

(производственные строения, машины и т.д.), так и нематериальные объекты

(социальное проектирование). В то же время сам процесс проектирования

является нематериальным, характеризуемым как информационно - обрабатывающая

деятельность создания информационных моделей планирования технических

работ, технических инноваций и выработки множества методов, средств и

процедур для их реализации [1].

Современная тенденция совершенствования процесса проектирования

заключается в автоматизации проектирования. Т.к. современный процесс

проектирования не сводится просто к подготовке проектной документации.

Имеет место комплексное системное проектирование, которое включает в себя

сферы познания объектов, социальной потребности в них, оценки их

реализуемости и оценки последствий введения их в эксплуатацию. Только такой

системный методологический анализ процесса проектирования, предполагающий

междисциплинарный подход, способен стать успешным введением в автоматизацию

проектирования и сделать такое проектирование эффективным.

Cписок литературы.

Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного

проектирования. - "Вопросы философии", 1982, №10, с. 87.

Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В.Г. Горохов,

М.А. Розов. - М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с.

Митчем К., Что такое философия техники? / Пер. с англ. Под ред.

В.Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. 149с.

Современная философия науки. – М.: Наука,1994 – 254с.

Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование

больших систем. – М.: Наука, 1962.

Энгельмейер П.К. Задачи философии техники / Бюллетени

политехнического общества. 1913. №2. С. 113.

Ридлер А. Цели высших технических школ / Бюллетени политехнического

общества. 1901. №3. С.133.

Тондл Л. Отношение предпочтения. В кн.: "Вопросы кибернетики №90.

Кибернетика и математическая логика". М., 1984, с. 147-169.

Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике / Вестник инжененров.

1915. №3. С.99.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение ………………………………………………………….. 1

Основная часть:

1. Понятия "философия техники", "техника",

"проектирование" ………………………………………………… 1

2. Инженерное проектирование ………………………………… 3

3. Системное проектирование …………………………………... 5

3.1. Этапы разработки системы ………………………………... 5

3.2. Фазы и операции системного проектирования …………... 8

3.3. Кооперация работ и специалистов в системотехнике …… 14

4. Социотехническое проектирование ……………………………15

5. Проблема ответственности и техника ………………………… 18

Заключение …………………………………………………………. 20

Список литературы …………………………………………………. 22

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты