Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм

опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль

над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит

источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим

агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального

опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно

возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и

остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется

благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него

моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно

(ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в

виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид,

постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений,

испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью

специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии,

сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания

чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область

бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него

давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия -

соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная

энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде

деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации

является творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники

бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики.

Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой

важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между

сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за

поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор

субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной,

ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми

его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти

психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому

стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт

самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не

индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд

психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо. Бессознательное

трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не

знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает,

когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное

влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания

ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.

Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий"

сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных

желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной

жизни.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые

мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни"

(1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки

обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду

же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в

психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой

работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или

каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного

теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные

социальные нормы.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до

стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного

пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности"

(1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как

извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает

влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и

ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему

инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт

стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт

включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в

виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других,

стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в

самой природе человека биологического побуждения.

Особенности воззрений последователей З. Фрейда.

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них были

К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937), создавшие собственные

направления. Первый назвал свою психологию аналитической, второй

индивидуальной. Их имена в психоанализе были так тесно связанны, что когда

Юнг, представляясь хранителю Британского музея, назвал свою фамилию, тот

переспросил: "Фрейд-Юнг-Адлер?", и услышал в ответ извинительное: "Нет,

только Юнг"[2].

По выражению К. Юнга последователи Фрейда учились у своего "отца" не

тому что он наставлял, а тому, что он делал"[15]. Неудовлетворенность

психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов

ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному

разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом.

Первым нововведением Юнга было понятие о "коллективном

бессознательном". Если по Фрейду, в бессознательную психику индивида могут

войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной

формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально

приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет

"нащупать" этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими

структурами, которые Юнг назвал архетипами. Архетипы действуют в человеке

инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим

образом поясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные

по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле

как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными

индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические

мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме,

которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с

помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые

сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-

либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом

огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать,

психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".

Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о коллективном

бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и

коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает

личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-

то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу

забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это

общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет

собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое

животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе,

религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у

современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем

действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая

деятельность.

Утверждая, что "теория сексуальности чрезвычайно важна для меня и в

личностном, и в философском смысле"[15] Юнг, тем не менее отрицает ее, как

единственное выражение психической целостности личности и приводит

многочисленные примеры "неврозов, в которых проблема сексуальности играла

подчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например,

проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни,

соображений престижа и т.д."[15].

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве

фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в

частности, телесными дефектами. Если Фрейд в объяснении мотивов поведения

личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действий

человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель

его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он

старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению

Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой

природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь

преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует

свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный

аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией.

Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство

неполноценности. В "комплексе неполноценности" Адлер видит источник

неврозов.

Фрейд и неофрейдизм.

Если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний о

мировоззрении, психологии и философии (часть психотерапии см. выше), то

фрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихся

применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений,

относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являются

представителями фрейдизма. В конце 30-х годов возник неофрейдизм

соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув

критике ряд положений классического психоанализа в толковании

внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции

(иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты