Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм

человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие

воздействие на организацию всего человеческого бытия.

Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд пытается

переосмыслить картезианские представления о тождестве человеческой психики

с сознанием. Он принимает гипотезу о существовании бессознательного пласта

человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще

недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее, реально значимая и

заметно отличающаяся от сферы сознания. Причем, если в философических

системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательно

ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между

сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет дальше. Он не

только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой

психики, т.е. сознанием и бессознательным, но и стремится раскрыть

содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить

те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.

Для Фрейда быть сознательным - значит иметь непосредственное и

надежное восприятие. Говоря же о восприятии в сфере бессознательного, он

сравнивает восприятие сознанием бессознательных процессов с восприятием

органами чувств внешнего мира. Причем Фрейд исходит из тех уточнений,

которые были внесены Кантом в понимание данной проблемы. Если Кант

подчеркивал субъективную условность человеческого восприятия с

неподдающимся познанию воспринимаемым, то и Фрейд акцентирует внимание на

неправомерности отождествления восприятия с бессознательными психическими

процессами, являющиеся объектом этого сознания.

Это дальнейшее развитие кантовских идей выливается в психоанализе в

утверждение, согласно которому бессознательное психическое признается как

нечто реально существующее, но восприятие которого сознанием требует особых

усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умением

истолковывать воспринимаемые явления.

Рассматривая вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным,

Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в

бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем

переход в сознание - это отнюдь не обязательный процесс, ибо, по мнению

Фрейда, далеко не все психические акты становятся сознательными. Он

сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся

все душевные движения, а сознание - примыкающей к ней узкой комнатой,

салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который

не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает

вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Если

какое то душевное движение допускается стражем в салон, то это вовсе не

означает, что оно тем самым становится непременно сознательным. Оно

превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание

сознания, находящегося в конце салона. Т.е., если комната - это обитель

бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, и

только за ним находится келья собственно сознательного.

Позднее в 20-е годы, Фрейд использует иное сравнение для

характеристики структуры человеческой психики, которая понимается как

структура состоящая из трех слоев, или инстанций, о чем мы говорили выше. И

задача психоанализа может быть сравнима с задачей криптографа, помочь

нуждающимся в переводе бессознательного в сознание. (Привлечь внимание

сознания к необходимому душевному движению, и тем самым разрешить

внутренний конфликт)

Фрейд исходит из того, что психически реальное существует в различных

точно так же, как бессознательное психическое может проявляться в

разнообразных выражениях. С его точки зрения, одно из основных свойств

бессознательных процессов заключается в том, что "для них критерий

реальности не имеет никакого значения"[4]. Независимо от того, с чем имеет

дело человек, с внешней ли действительностью или с какими-либо мысленными

продуктами деятельности, будь то фантазия, грезы или иллюзии, все это может

восприниматься им в качестве психической реальности. Поэтому он высказывает

мысль о том, чтобы "не делать различия между фантазией и

действительностью"[3]. Более того, для Фрейда фантазия оказывается такой

формой человеческого существования, в которой индивид освобождается от

каких либо притязаний со стороны внешней реальности не обретает былую

свободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающим

его реальным миром.

Здесь Фрейд вторгается в традиционную область философских споров,

которая касалась соотношения свободы и необходимости, случайности и

закономерности. Фрейд занимает в этом вопросе своеобразную позицию. С одной

стороны его взгляды совпадают с философией Фихте, бессознательное

руководствуется "принципом удовольствия", т.е. не имеет каких-либо

ограничений, в то время как в сфере сознания действует "принцип реальности"

с присущими ему социокультурными запретами. С другой стороны, фрейдовские

размышления о бессознательном лежат в русле философии Шеллинга, поскольку

Фрейд не рассматривает психические процессы как нечто произвольное, ничем

не детерминированное.

Фрейд не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытие

человека в мире не редко зависит от случая, хотя в самом мире действуют

довольно строгие и устойчивые закономерности. Но он не абсолютизирует роль

случайности в развитии мира. В отличии от тех философов, для которых только

случай является причиной возникновения того или иного явления. Фрейд

признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждой

случайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мир

человека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной с

желаниями отдельного человеческого существа.

В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка

зрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определенным

закономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию, выявление

и понимание сути которой должно стать объектом пристального внимания

исследователей.

Таким образом, в психоаналитической философии происходит осмысление

онтологической проблематики, рассмотренной под углом зрения человека в

мире.

Психоанализ и франкфуртская школа.

Большой вклад в философское осмысление фрейдовских идей внесли

представители франкфуртской школы. В основе философских построений

франкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежит

психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре [6].

Как известно, франкфуртцы выступили с обоснованием необходимости

"критической теории", противостоящей ранее существовавшим методам познания,

характеризующимся идеалистическо-метафизическими или сциентистско-

позитивистскими установками. Эта идея была сформулирована в статье

Хоркхаймера "Традиционная и критическая теория" (1937), в которой

отстаивалась мысль, что предметом социального познания должна быть система

взаимоотношений между природой и человеком, а не отдельные ее состояния.

Хоркхкаймер обсуждает, в частности, вопрос о взаимосвязях сознательной

и бессознательной деятельностью людей в обществе. "На высших стадиях

цивилизации, замечает он, сознательная человеческая деятельность

бессознательно детерминирует не только субъективную сторону восприятия, но

в значительной степени также и объект"[6]. Хоркхаймер исходит из того, что

дихотомия между объектом и субъектом может быть объяснена с точки зрения

признания целеполагающей, сознательной деятельности людей и стихийной,

бессознательной ее организацией в обществе. Речь идет уже не об извечном

антагонизме между сознательностью, разумностью индивида и бессознательными

отношениями, складывающимися в процессе трудовой деятельности людей. Из

такого понимания образа человека, а также отношений между личностью и

обществом вытекает общая для психоанализа и выдвинутой Хоркхаймером

"критической теории" установка на необходимость развития самосознания

людей.

Обращение Хоркхаймера к психоанализу является ярко выраженным в тех

случаях, когда он стремится осмыслить проблемы, связанные с пониманием

отношений в семье, взаимосвязи между семьей и обществом, природы

авторитаризма и антисемитизма. По мнению Хоркхаймера, именно Фрейд положил

начало переосмыслению традиционных отношений между отцом и сыном. В

современном обществе уже не отец, а ребенок становится той реальностью, за

которой скрываются движущие силы социального развития. Хоркхаймер и его

последователи считают, что психоанализ внес значительны вклад в освещение

взаимоотношений между семьей и обществом, родителями и детьми. Фрейд выявил

амбивалентную установку детей к своим родителям. Однако в настоящее время

ребенок значительно раньше, чем прежде, обнаруживает, что отец не обладает

достаточной властью и силой, чтобы защитить его от различного рода

социальных невзгод. В поисках авторитета он стремится отождествить себя уже

не с отцом, а с его более сильным заместителем "сверхотцом", или образом,

созданным "тоталитарной идеологией".

Именно в подобном переосмыслении взаимоотношений между ребенком и

родителями многие представители франкфуртской школы пытаются отыскать

истоки авторитаризма, антисемитизма, фашизма.

Психоаналитические идеи органически включаются в размышления

Хоркхаймера о проблемах рациональности в современной индустриальной

культуре, отношениях между человеком и природой, "сциентистской ошибке"

разума, приводящей к массовому безумию и "тотальной паранойе". Если Фрейд

стремился отыскать связывающие пути между "эдиповым" комплексом и

беспомощностью человека, нуждающегося в защите от сил природы, то сходные

рассуждения имеются и у Хоркаймера, согласно его взглядам, ребенок наделяет

отца сверхъестественной силой, переносит этот образ во внешний мир,

пытается преодолеть свое бессилие путем покорения и разрушения природы и,

испытывая ненависть к своему отцу, переводит это чувство в "возмущение

против самой цивилизации"[5].

Фрейд считал, что каждый человек является противником культуры.

Развивая это положение, некоторые его последователи попытались свести

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты