Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм

каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на

исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на

вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что

должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу,

зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром

и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной

становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной

структурой современного общества, которое формирует у человека чувство

одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество

рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным

коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных

ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти

исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей

неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В.

Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль в

формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был

сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в

те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г.

Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в

этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и

другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской

антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного.

Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в

различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит

характер формирования того или иного типа личности не из прямого

воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого

существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной

составляющей человеческого бытия он относит два факта:

1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью,

"он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из

него опять же случайно",

2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо

является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может

реализовать их в результате кратковременности своего существования.

Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них

различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия.

Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются

и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в

последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм

связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция

надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации

современного общества. Он возлагал большие надежды на введение

"гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения

методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления",

изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека

и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной

ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем

прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей,

в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру

поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих

результаты и символы церковной жизни.

На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала

серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в

период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского

господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие

последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным

процессам и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось в

том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к

безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида.

Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для

поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей

жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и

насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни

доказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями

ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него

возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в

потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на

тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции

являются не причиной невроза, а его результатом.

В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа

направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1. к людям, как потребность в любви

2. от людей, как потребность в независимости

3. против людей, как потребность во власти.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов

складываются три типа невротической личности:

1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой

2. пытающаяся отрешиться от общества

3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается

порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая

все новые и новые конфликты.

Идеи нефрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели

огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения

неофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов

во времена выступлений "новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеи

Райха о "сексуальной революции", Маркузе об "одномерном" человеке и

необходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма,

искаженного тоталитарной системой власти.

ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Проблемы онтологии в психоанализе.

Выступая против метафизического понимания бытия человека в мире,

психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философским

позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирической существование

индивида из абсолютной идеи или мирового духа, с одной стороны, и

мистическому рационализму, растворяющему человеческое существо в слепой

воле или бессознательном начале, стоящем вне, помимо и за человеческим

бытием как таковым, с другой. Фрейд не приемлет ни объективно-

идеалистического понимания, ни субъективно-идеалистического толкования мира

в их крайне выраженных формах. Первое отметается им по причине того, что он

признает материальность мира, существующего объективно, независимо от

какого-либо духа, парящего над реальностью и творящей из Я.

Фрейд исходит из реальности внешнего мира, считая, что будучи

независимым от познающего его субъекта, этот мир может раскрыться перед

человеком в процессе научного познания. Он не вступает в открытую полемику

с теми философами, которые интерпретируют мир с объективно или субъективно-

идеалистических позиций. Исключение составляет религиозное мировоззрение,

которое критически осмысливается им с точки зрения развенчания религиозных

верований, чему Фрейд посвятил свои работы "Будущее одной иллюзии" (1927),

"Моисей и монотеизм" (1939). Но Фрейд как бы ставит себя над философской

полемикой, касающейся понимания внешнего мира. Для него важно понять

основание человеческого бытия, структурные элементы человеческой психики,

принципы развертывания жизнедеятельности индивида и мотива поведения

человека в окружающем его мире. Фрейд не сколько не отворачивается от

онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого

существа.

Онтологизация человеческого бытия вовсе не означает, что, вынося

внешний мир за скобки психоаналитического исследования, Фрейд тем самым

никак не соотносит его с жизнедеятельностью человека. Он признает,

например, что "внутренние задержки в древние периоды человеческого развития

произошли от реальных внешних препятствий"[3]. Однако, он не склонен

абсолютизировать воздействия внешних условий на человека, рассматривать их

в качестве единственных детерминант, обуславливающих направленность

развития индивида и формы его поведения в жизни. Соглашаясь с теми, кто

признает жизненно необходимость как важный фактор развития человека, Фрейд

в то же время считает, что это не должно "побудить нас отрицать значение

внутренних тенденций развития, если можно доказать их влияние"[3].

Поэтому он исходит из того, что, во-первых, понимание внешнего мира

является неполным и недостаточным, если не будет предварительно раскрыта

природа внутренней организации, и, во-вторых, в своих глубинных измерениях

человеческое бытие столь же реально, как и внешний мир, и, следовательно,

изучение человеческой психики должно основываться на учебных методах,

подобно тому, как объективна реальность исследуется средствами науки.

Большое значение Фрейд придает выявлению тех движущих сил, которые

изнутри задают направленность человеческого развития. Такими движущими

силами в психоаналитическом учении Фрейда признаются влечения человека. На

раскрытии их природы сосредоточены все усилия основателя психоанализа, ибо

он полагает, что "влечения, а не внешние раздражения являются настоящим

двигателем прогресса"[4] и что "раздражение влечения исходит не из внешнего

мира, а изнутри организма"[4].

Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание

принимается только психологическое значение внешнего мира. Все другие

составляющие не являются предметом осмысления, не входят в остов

психоаналитического учения. Другая его особенность заключается в том, что

основным объектом исследования у Фрейда становится специфическая форма

реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера

психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты