Николай Кузанский
Николай Кузанский (1401-1464 г.) Центральным пунктом философии Николая
Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного
максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и
природа слиты. Бог – это вообще, это само бытие. Все вещи, предметы и тела
мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество.
Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог
един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога,
но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он
очень высоко ставил человека: 1. Человек - есть второй бог. Он способен
творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к
знанию и ищут ему применение; 3. Человек - микрокосм, или малый мир.
Николай Коперник
Николай Коперник (1473-1543 г.) Этот польский учёный-астроном совершил
переворот в мировоззрении людей всей планеты. Переворот заключался в том,
что он разработал гелиоцентрическую систему (гелиос – солнце). Он
утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания. В этой
системе были недостатки: 1. Солнце – центр вселенной и является
неподвижным; 2. Если у вселенной есть центр значит у неё есть границы.
Мишель Монтень
Мишель Монтень – философ-моралист, некоторые изречения «Даже лучшее, что
есть во мне окрашено известным оттенком порочности». «Человек во всём и
везде набор пёстрых лоскутьев». «Глубокая радость заключает в себе большие
суровости чем веселье, крайнее и глубокое удовлетворение – больше
успокоения, чем удовольствия».
Томазо Кампанелла
Томазо Кампанелла – создал утопическую модель, которая была названа «Город
солнца».
Макиавелли Николо
Макиавелли Николо (1469-1527 г.) Его главная работа называется «Государь».
Она посвящена проблеме власти. По мнению автора для достижения необходимых
целей власть должна перешагивать любые пороки нравственности, так как
власть и нравственность понятия не совместимые. В своей работе он, как бы
разработал основные пути властвования и дал направления, при которых власть
будет иметь тот, или иной авторитет.
Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548-1600 г.) Исправил недостаток Коперника. Он утверждал,
что вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Говорил,
что Земля и небо состоят из одних и тех же элементов. В вопросе о
соотношении материального и духовного. Он разделял точку зрения пантеизма.
Говорил о возможности жизни на других планетах.
Ф И Л О С О Ф И Я Н О В О Г О В Р Е М Е Н И
Новое время – большой исторический период, охватывающий XVII-XIX вв.
Началом новой истории считается английско-буржуазная революция 1640 г.
Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом
индустриальной цивилизации. Это был период когда наука набрала большую
силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Этот
период является началом противоречий между человеком и природой, т.к.
воздействие человека на природу при помощи техники к сегодняшнему дню
вызывает глобальные катастрофические проблемы. Человек стал считать себя
главным во всём мироздании. Возрождение уже отказалось от бога и новое
время решило, что за человеком ничего нет, его интересует только он сам.
Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная
особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это
познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой.
Бэкон Френсис
Бэкон Френсис (1561-1626 г.) являлся родоначальником философии нового
времени. Он считал, что наука должна быть построена заново, т.к. прежние
данные науки не имеют истины. Он разделял истину на две части: истина
религиозная и научная. Он создал учение об идолах, которые мешают получать
объективные истинные науки и препятствуют познанию природы, засоряют
сознание людей, искажают знания сложными представлениями.
1. Идолы пещеры – это личные переживания человека, его предрассудки,
которые ему мешают познавать; 2. Идолы рода – обще распространенные
предрассудки; 3. Идолы театра – играют и мешают видеть реальную жизнь; 4.
Идолы рынка – похожи на разговор между покупателем и продавцом,
обменивающимися мнениями и не понимающие друг друга. Предложил новый метод
индукции (наведение). Индуктивный путь познания представляя собой
постепенное наращивание или обогащение нашего знания, собирание информации
об окружающем мире по частям, которое происходит только в каждодневной
повседневной жизни, только в результате жизненного опыта и постоянной
практики.
Декарт Рене
Декарт Рене (1596-1650 г) – французский учёный и философ, представитель
классического рационализма. Он также как и Бекон считал, что основной
задачей философии является увеличение могущества человека над природой
путём её познания. Считал ,что следует пересмотреть предшествующую
философию и создать новую, а для этого следует усомниться во всём
предшествующем знании и вообще усомниться во всём т.к. внешний мир может
быть только иллюзия, а жизнь отдельного человека это фонтан.
Гоббс Томас
Гоббс Томас (1588-1679 г.) – английский философ-материалист,
рассматривающий проблему социальной философии. Самое главное его изречение:
«человек человеку волк». Он по новому подошёл к вопросу о происхождении
государства. Он считал, что средние века ввели в определенные заблуждения,
т.к. утверждали, что Бог предписал людям жить общественной жизнью и подарил
им государство и законы. На самом деле человек – это животное, пытающееся
удовлетворить свои потребности и заботящиеся о собственном существовании.
Подчинясь главному животному инстинкту самосохранения. За свою сохранность
человек продаёт государству свободу и оно обязано его защищать. Люди
переходят из естественного состояния в гражданское. Это получило название
теории общественного договора.
Локк Джон
Локк Джон (1632-1704 г.) – английский философ-материалист, первый в
философии Нового времени систематически разработавший теорию познания как
специальную область философии. Гносеология – сенсуалистическая в своей
основе – стала ядром всего учения Локка. Он считал, что мир воспринимается
при помощи органов чувств. Он систематизировал эмпиризм и говорил, что нет
ничего в уме, чего бы раньше не было в ощущениях. Локк считал, что качества
бывают первичные, математические (пространство, протяжённость величины
фигуры) и вторичные это цвет, вкус, запах. Такое представление о мире
отвечало уровню развития науки того времени.
Беркли Джордж
Беркли Джордж (1685-1753 г.) – английский философ , представитель
субъективного идеализма. Он был епископом и при помощи философии хотел
доказать существование Бога. Он чётко разграничил представление об объекте
и субъекте и говорил, что чувства это те каналы по которым наступает
информация о наличии во вне какой то реальности, но гарантий того , что
наши чувства не искажают внешний мир – нет. Весь мир по мнению Беркли это
только комплекс ощущения субъекта, а что стоит за нашими ощущениями
неизвестно.
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума,
начатая философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век
получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и
наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап
утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во
всех европейских странах.
В Англии – в антирелигиозных и антимонархических движениях, идейным
обоснованием которых послужило творчество Ф. Бекона и Дж. Локка.
Во Франции – в массовых антифеодальных и антиклерикальных выступлениях, в
утверждении идей материализма и атеизма, подготовивших Великую французскую
буржуазную революцию (1789-1794 г.).
В России – в антикрепостнических восстаниях крестьян, а также в
литературных выступлениях русских просветителей П. Новикова и А.
Радищева.
Просветительные идеи проникли и в Америку, где их развивали Б. Франклин и
Т. Джефферсон.
Это была великая эпоха свершившегося наконец выхода человечества из
«состояния несовершеннолетия», в котором оно прибывала в течение целого
тысячелетия.
Огромную роль в развёртывании всех этих буржуазных событий сыграла
философская мысль. И крупнейший вклад в её развитие внесли французские
просветители. Первое поколение – Шарль Луи Монтескье (1689-1755 г.) и
Вольтер (Франс Мари Аруэ) (1694-1778 г.), второе поколение – Жан-Жаком Русо
(1712-1778 г.), Дени Дидро (1713-1784 г.) и Полем Анри Гольбахом (1723-1789
г.).
Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей культуры,
науки, политики, искусства и философии. Особенность которая их объединила
это вера в науку и разум и атеизм. Они высмеивали церковь и
священнослужителей и выступали с критикой христианской религии, но
большинство из них были всё-таки деистами, которые считали, что Бог нужен
только для того, чтобы объединить происхождение мира и человека, который
был самым совершенным существом.
Вольтер
Вольтер (1694-1778 г.) Настоящие имя и фамилия – Франсуа Мари Аруэ. Поэт,
драматург, писатель, историк, философ, политический мыслитель. Зачинатель и
крупнейший представитель французского Просвещения. Преследовался
католической церковью за острую критику клерикализма. Он выступал за
равенство людей. Много страдал из-за своих взглядов и считал, что революция
принесёт Франции справедливость.
Руссо Жан-Жак
Руссо Жан-Жак (1712-1778 г.) – французский философ-просветитель, писатель,
политический мыслитель, педагог, теоретик искусства. Занимался критикой
науки и цивилизации, считал, что они приводят к бездуховности, предлагал
проект новой естественной морали, его лозунг был: «назад к природе», он был
одним из учеников энциклопедии наук, искусств и ремёсел.
Дидро Дени
Дидро Дени (1713-1784 г.) – знаменитый французский философ-материалист и
атеист, писатель, драматург, теоретик искусства. Глава и организатор
«Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Автор двух произведений:
«Монахиня», «Племянник Ремо».
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Этот этап в развитии философской мысли невелик по своей продолжительности.
Он охватывает менее чем столетний период с конца XVIII до середины XIX в.