Крупнейшими представителями немецкой классической философии были И. Кант,
И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель.
Это время острых социальных противоречий, крупных сдвигов в общественном
сознании. Началась реставрация прежних позиций монархии и Церкви в Англии и
Франции. В Германии усилилась роль прусской монархии. В России было жёстко
подавлено восстание декабристов, в результате чего более укрепились позиции
крепостничества и абсолютизма.
И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель сходились к мысли о том, что
философия имеет определённую роль в истории человечества, в истории мировой
культуры. По их мнению философия должна быть критической совестью культуры.
Они считали, что философия это строгая систематическая наука, но отличается
от естествознания тем, что у неё очень широкий спектр мировозренчиских
вопросов. Философия занимается и включает в себя онтологию – учение о
бытии, учение о мире и закономерностях его развития, гносеологию – учение о
познании, антропологию – учение о человеке и социальную философию – анализ
человека в общественных отношениях, в рамках всемирной истории, религии и
искусстве. Они положили начало новому методу познания – диалектическому и
разработали целостную концепцию диалектического развития.
Кант Иммануил
Кант Иммануил (1724-1804 г.) – основоположник немецкой классической
философии. В первый период творчества (до 1770 г.), занимался как
естественнонаучными, так и традиционными философскими проблемами, приходит
к выводу о необходимости пересмотра существующих представлений о наших
познавательных возможностях. Во второй критический – период, установив
границы человеческого познания, исследует метафизические основания
естествознания, правовых и моральных представлений. Он считал, что человеку
присуща свобода, но у него её нет. Он утверждал, что духовные интересы
человека выражаются следующими философскими вопросами:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
В центре философии Канта стоит человек, но начинает свою философию с
познавательной деятельности человека (гносеологический метод). Кант
выступал против рационалистов и эмпиристов и видел в науке определённую
тайну. Он делит знания на две части: апостериорное и априорное.
Фихте Иоганн Готлиб
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814 г) – немецкий философ и общественный
деятель. Рассматривал философию как «наукоучение» (фундамент всех наук),
настаивал на первенстве практически-деятельного отношения к миру перед
теоретическим (созерцательным). Главное его изречение: «Весь мир – это я».
Утверждал, что кроме меня больше ничего нет.
Гегель Георг Вильгельм
Гегель Георг Вильгельм (1770-1831 г.) – создатель системы абсолютного
идеализма и диалектической логики – метод разумного постижения мира,
которое, не отвергая результаты рассудочного – обыденного и частно-научного
– познания мира, выходит за их пределы, даёт возможность взглянуть на мир с
точки зрения вечности. Говорил, что «Философия есть совершенная эпоха,
постигнутая в мышлении; каждый период заслуживает своего правителя».
Главной мыслью Гегеля является положение: «Всё действительное разумно, всё
разумное действительно». Бытие прибывает в различных формах или проходящим
в своём саморазвитии три основных этапа: 1. Существование абсолютной идеи,
когда она является сама собой. Она находится в области чистого духа и
называется у Гегеля логикой; 2. Абсолютная идея приходит в физический или
материальный мир, в природу и это называется инобытие абсолютной идеи; 3.
Человек и его общество. У Гегеля даны три стадии абсолютной идеи: природа,
логика, антропология.
Фейербах Людвиг
Фейербах Людвиг (1804-1872 г.) – немецкий философ-материалист и атеист.
Основоположник антропологического материализма. Пытался доказать, что не
бог создал человека, а человек бога т.к. страдания человека необъяснимые,
то он создаёт природу из самой высшей формы любви, которая является семьёй.
Самая высшая форма любви – это мать, отец, ребёнок. Отсюда воплощение
христианской троицы: мать, отец, святой дух.
Маркс Карл и Энгельс Фридрих
Маркса Карла (1818-1883 г.) и Энгельса Фридриха (1820-1895 г.) связывала
сорокалетняя дружба и совместная работа по обоснованию и развитию
диалектического и исторического материализма. Они разрабатывают учение,
которое обозначило конец прежней натуралистической философии и определило
новую более высокую ступень материализма. Марксизм возник в 40-х г. 19
столетия. Он провозгласил классовый характер теории, идеологии и
революционной практики. В 1844 г. в экономическо-философских рукописях он
развил Гегелевское учение об отчуждении. Отчуждённый труд (труд по
принуждению) он рассматривал в 4-х аспектах: 1. Исходный материал и
продукты не принадлежащие человеку, чужды ему; 2. Сам процесс трудовой
деятельности для трудящихся принудителен; 3. Он отнимает у него родовую
жизнь. Родовая жизнь – жизнь по природе; 4. Подневольный труд порождает
отчуждение между людьми эксплуататорско-социальные отношения.
В настоящее время существенные различные интерпретации Марксизма есть
Марксизм западный, восточный, есть гуманистический Марксизм. Марксизм
повлиял на всю современную западную философию.
Энгельс – главный труд его диалектика природы. В этой работе есть глава
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где доказал, что
возникновение создания связана с системат. и целенаправлен возникновением
орудий труда.
В России Марксизм привёл и распространил Г. В. Плеханов (1856-1918 г.). Он
критиковал народников, отрицал, что Россия уже идёт по капиталистическому
пути. Новый этап истории Марксизма связан с именем В. И. Ленина (1870-1924
г.) Его интересы: 1. Теория и практика политической деятельности; 2. Теория
государственного устройства; 3. Революция как социальная технология.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
История русской философии насчитывает более тысячи лет. Возникла она вместе
с появлением христианства на Руси (988 г), которое к X веку уже опиралось
на развитую систему философских знаний. Представляет собой синтез теософии
(божественная мудрость), антропософии (человеческая мудрость) и всей
мировой философии и культуры. В ней также включена позиция, литература и
искусства. Русская философия очень самобытна и критична, она всё время
находилась в поиске новых путей философствования. В ней всегда было
представлено в единстве: космос, Бог и человек, а так же в неё были
включены этико-эстетические идеи. Она искала Бога, правды и спасения,
истину, добро и красоту.
Одной из важнейших особенностей русской философии является острота,
жизненность, злободневность её содержания.
Жизненность русской философии, её устремлённость к проблемам человека и
общества, судеб страны обусловили и другую её характерную черту – почти
полное отсутствие в ней грандиозных, всеохватывающих, громоздких систем,
подобных платоновской или гегелевской.
Отсутствие тяжеловесных логических систем обусловлено и другой особенностью
русской философии – её глубокой эмоциональностью, наполненностью чувствами.
«Нутряной характер» русской философии, как и отсутствие в ней развитых
систем, не помешали ей разработать ряд важнейших, стержневых философских
понятий, которые пополнили сокровищницу мировой философской мысли.
Жизненность русской философии, её включённость в социально-политические
процессы России, в острые социальные столкновения, политическую борьбу
обусловили и её резкую разделённость на два полярно противоположных
направления: религиозно-идеалистическое, славянофильское, реформистское, с
одной стороны, и материалистическое, атеистическое, западническое,
революционно-радикальное – c другой стороны. Два этих полюса представлены с
одной стороны, такими крупными философами – идеалистами, как А. С. Хомяков,
В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, а с другой – не менее
известными философами – материалистами, марксистами А. И. Герценом, Н. Г.
Чернышевским, М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым, Г. В. Плехановым, В. И.
Лениным.
Своеобразие русской философии выражено и самой личностью русского философа,
некоторыми типичными чертами его духовного облика.
Соловьёв Владимир Сергеевич
Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900 г.) – философ, поэт, публицист,
литературный критик. Многое позаимствовал у Гегеля и Шопенгауэра. Главной
идеей его (всё единение сущего) т.е. есть сфера абсолютного, божественного,
а реальный мир – это его воплощение. Непосредственным субъектом всех
изменений в мире выступает именно мировая душа. Вечная божественная идея в
системе Соловьёва получила название Софии-мудрости. Механизм сближения
Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва через
концепцию богочеловечества. В гносеологическом аспекте принцип всеединства
реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой
неразрывную взаимосвязь трёх разновидностей этого знания: эмпирического
(научного), рационального (философского и мистического). В качестве
предпосылки, основополагающего принципа цельное значение предполагает веру
в существование абсолютного начала – Бога.
Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович (1874-1948 г.) – русский философ
персоналистического направления, сквозная тема исследования которого – тема
свободы, принесшая ему европейскую известность. Благодаря гуманизму своей
философской позиции и таким отличительным ее чертам, как «восстание против
любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание
первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам,
персонализм, искания смысла жизни и истории» Бердяев сумел возвыситься до
подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые «горизонты
мысли».
Понятие «личность» понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная
субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного
творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества
предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он
достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте,
направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и
блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.
Приверженность «философии органического духа» позволила Бердяеву решить
поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует
в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек
является «Божьей идеей». Каждый человек, по мнению Бердяева, должен
отгадать «Божью идею о себе», само реализоваться и «помогать Богу в
осуществлении замысла Божьего в мире». Философ считает, что Бог действует в
царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в
детерминированной природе.
Фёдоров Николай
Фёдоров Николай (1828-1903 г.) Исследовал историю развития человечества и
сказал, что каждое последующее поколение вытесняет предыдущее из-за
собственного эгоизма, а причина смерти человека зависит от зависимости его
от природы. Главная его идея воскрешение мёртвых. Для решения проблемы
возрождения мёртвых он создал учение «Общего дела». Он предложил «технологи
воскрешения» по наследственной информации, т.е. отец, будет воскрешать
своего отца. Большое внимание он отделял науке, которую он называл Сельское
знание.
Циалковский
Циалковский (1857-1935 г.) – был слепым. Создал новые научные направления,
позволяющие человеку выйти за пределы земли. Его идеи формировались под
влиянием идей Фёдорова, мистических элементов философии христианства и
буддизма. Он исключил возможность дуализма, души и тела, материального и
идеального. Центром его философии явилась жизнь человека в космосе. Космос
– целая гармоническая система в которой атом и человек одинаково причастны
к высшему единству. Космологический процесс представляется в виде ряда
циклических усовершенствований бытия и он выдвигает идею «космологических
эр». В процессе восхождения высшим ступеням космологического совершенства
человечеству предстоит пройти ряд ступеней: 1. Эру рождения; 2. Эру
становления; 3. Эру расцвета; 4. Терминальную эру, как конец страдающей
органической плоти и достижение вечного блаженства.
Чижевский А. Л.
Чижевский А. Л. (1897-1964 г.) Главное его открытие – открытие тотального
влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере в том
числе на стихийные массовые явления в массовом сообществе.
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
С конца XIX в. в западной философии начались процессы, завершившиеся в XX
в. становлением нового, современного, так называемого неклассического типа
западной философии. В его составе ныне сформировались относительно
самостоятельные философские течения, такие, как неотомизм, экзистенциализм,
позитивизм. В самом конце века возникло ещё одно направление –
постмодернизм.
Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.) Он утверждал, что всё что существует это
есть воля к жизни, а волю он понимал как универсально космический феномен.
Фридрих Ницше
Фридрих Ницше (1844-1900 г.) Был последователем Шопенгауэра. У него была
идея, что в основе всего лежит не воля к жизни, а воля к власти т.к. Бога
нет, он умер, человек должен стремиться стать сверх человеком. Ницше не
любил науку. Он считал, что люди стремятся к науке только к власти через
науку. Он воюет против идеалов крестьянства, морали науки.
Анри Бергсон
Анри Бергсон (1859-1941 г.) – понимал жизнь в космологическом плане. В
основе всего он видел творческий порыв, развёртывание жизненного процесса,
поток непрерывных качественных изменений, творений, длительность и
бренность, а способ всего этого постижения лежит в интуиции. Философия –
это интуитивное знание и поэтому она больше похожа на искусство, чем на
науку.
Неотомизм
Одной из центральных в современной философии остаётся проблема Бога.
Существует несколько направлений религиозного характера, но главным из них
является неотомизм.
Неотомизм, или новый томизм – философия современной католической Церкви. В
рамках религиозной философии существуют и другие её варианты:
протестантизм, православие, исламизм. Неотомизм основан на учении Фомы
(Томаса) Аквинского, философа средневековья. Одним из важнейших тезисов
неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии. В неотомизме
подчёркивается, что личность отнюдь не пассивна, ибо Бог, создав людей, «не
придаёт им окончательного вида». Личность рождается свободной, она движет и
развивает себя. В связи с таким пониманием роли человека в строительстве
своей судьбы в философии неотомизма, как и в философии экзистенциализма,
важнейшей категорией стало понятие «человеческого существования»,
«экзистенции».
Экзистенциализм
Другим известным направлением современной западной философии является
философия жизни, человеческого существования, или экзистенциализм (от лат.
жизнь, существование).
Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские
философы Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов, немецкие – М. Хайдеггер и К. Ясперс,
французские – Ж.-П. Сарт и А. Камю и испанский философ Х. Ортега-и-Гассет.
Экзистенциализм стал философским отражением глубоких социальных потрясений
XX в., процессов усиления бедствий и страданий человека, его
дистанционирования, изоляции от общества, ставшего безумным, абсурдным, и
от других людей – членов этого обезумевшего общества.
Основными особенностями философии экзистенциализма, отличающими её от
классического стиля философствования, стали следующие:
1. Переход к новому понятийному аппарату, замена преобладающих в
традиционной философии предельно широких, общих понятий, таких, как
«бытие», «материя», «сознание», «время», «пространство», «движение»,
комплексом понятий, тесно связанных с повседневной человеческой жизнью, с
трагизмом человеческого существования. Иными словами, переакцентирование
внимания с проблем макрокосма на проблемы микрокосма, и прежде всего на
переживания отдельного человека, его психологию. Категориальный аппарат
экзистенциализма нацелен на анализ настроений, переживаний отдельного
человека, отчуждённого от других людей, от общества в условиях глубокого
социально-политического кризиса.
Важнейшую роль среди этих понятий играют следующие категории: трагедия,
страдание, отчаяние, отчуждение, тоска, страх, тревога, заброшенность,
абсурд, свобода выбора, ответственность, болезнь, смерть.
2. Отсюда вытекает и другая важнейшая особенность экзистенциализма –
сближение философской проблематики с проблематикой психологии, литературы и
искусства.
3. Ещё одна особенность – утверждение идеи уникальности, неповторимости,
единственности бытия рода человеческого в окружающем огромном мире.
Базовым, исходным понятием этой философии стало не бытие вообще, не материя
или сознание, а понятие «экзистенции», человеческого существования.
4. Экзистенция – выражение уникального характера человеческого бытия, его
основа, проявление особого способа существования всех людей и каждого
человека в отдельности.
Позитивизм
Одной из вечных философских проблем является осмысление сущности познания,
наиболее эффективных его методов.
Влиятельным направлением современной теории познания является позитивизм.
Его основатель – французский философ Огюст Конт (1798-1857 г.)
Позитивизм доказывает несостоятельность всей традиционной философии,
бесплодность её основной проблематики, ненужность таких её базовых понятий,
как «бытие», «материя», сознание», «сущность» и т.п.
Проявившись в середине XIX в., позитивизм, или философия науки, вскоре стал
широко распространённым течением западной философии. В своём развитии он
прошёл три основных этапа:
Позитивизм О. Канта, Г. Спенсера, Дж. Милля, так называемый первый
позитивизм, который поставил вышеуказанные проблемы;
Второй этап – так называемый махизм по имени его основного представителя
австрийского физика Э. Маха;
Третий, самый развитый этап – неопозитивизм, начавшийся в 20-х гг. XX в. и
продолжающийся до сих пор.
Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской
деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, их
сравнительной ценности. Представители этого этапа (Карнап, К. Поппер,
Лакатос, Т. Кун и др.), придерживаясь основных принципов позитивизма,
считали понятия традиционной философии вненаучными, так как они не могут
быть проверены опытным путём. Они сформулировали основные принципы проверки
ценности современных научных знаний: верификации, фальсификации и
конвенции.