Шпаргалка
5. Милетская школа
Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир
как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть
природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я
антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды.
Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн.
семени. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к. принимал
за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к
одной основе - чувств. видимости. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я
вещей. Янтарь, магнит. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Первоначало -
единая, первич., вневременная субстанция “апейрон (неопределенное)” -
веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств.
неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд.,
огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и
хол.,напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в
проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-
к произ. от рыб. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. -
огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл.
св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ.
на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело
обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не
биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Пыт.дать целостн. карт.
мира, когда частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р,
рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике.
6. Пифагор, Гераклит.
Пифагор: принципы мат-ки – числа – принципы мира. Числ. отношения,
пропорции отраж гармонию мира. Мир-Космос: порядок и гармония. Верил в
переселение души, возвращение подобного.
Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки: “Все течет, все изм.”. Труд “О природе”.
Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и
явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду, вода превр. в землю
и возд..и назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл.
основопол. гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн.
познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь
за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом.
Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. Познание. В мире
сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей
законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся
гармония.
7. Элейская школа – против чувтв. Воспр.
Ксенофан - основ. школы. Считал первонач. мира землю - все рожд. из з. и
уходит в нее. Отвергал человекоподобие Богов, Бог - абсолютн., вечн.,
бесконечн. космос, сливающ. с прир., не конкр. чувств. образ, а понятийн.
конструкция. Мир явл. вопл-ем св-в Бога. Кс. отрицал значение чувств. позн-
я. Чувств. данность - видимость, познать сущность мира возм. только мыслью.
Парменид - четко выр. ф. позиция э.ш. П. сч., что ничто не меняется. Хар-я
св-ва бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к.
имеет невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет
частей; в) б. совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что
охватывается мыслью. Думать=быть. Мыслимое сущ-ет, мысль без бытия - ничто.
Небытие не сущ., т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновр.
призн. б. и неб. Гносеол. П. осн. на том, что истина домтупна только
размышл-ю. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не
отр. полноты мира. Чувств воспр – мнение, мышление – истину. Э.ш. родонач.
рацион-ма, т.к. подошли к понятийн. отраж-ю дейст-сти. Пр-с позн-я - перех.
от чувств к разуму, но рассм. эти ступени обособл. и противопост. их.
Зенон: предст. субъ. диал-ки. Считал, что сущ. лишь то, что возм. логич.
доказать. 40 апорий (неразреш. затрудн.), напр. 1 зерно не изд. шум, мешок
издает.Чувств. воспр. ведет к противор., сл. 1 з. произв шум во ст. раз
меньший, во ск. 1 зерно меньше мешка з. Вывод З.: разум - орудие достиж-я
истины, кот. доступна только мышл-ю. Рассужд. З., постр. на док-ве, сыгр.
больш. роль в разв. теор. мышл-я. Заслуга э.ш. - первые стали серьезно
анализир. мир чел. мысли.
9. Софисты, Сократ.
Софисты (с. - мудрость) –5 век. откр. рационалист. (ранее натуралистич.)
период греч. ф., гуманистич. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на
1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что
и. субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. Протагор. “Ч-к
есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1)
Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. 2) Все
возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе
(релятивизм). 3) Все существующее в космосе прих. в противоположное к себе,
не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм.
можно сказать двояко и противоп. образом. Горгий: бытие не сущ., Если бы
оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл.
сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл. способностью мышл-я создавать
несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я -
слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов.
законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. дора и зла, как нет объ.
тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом
- что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть
окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни,
рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.
особого внимания (Сократ).
Сократ: Ф. Сократа кас. прежде всего ч-ка, кот. он поним. как нравств. сущ-
во, познающее само себя. Сущность ч-ка сосред. в его душе, т.к. она есть
то, чему служ. тело. Ценность души сост. в познании. Добродет. необх. ч-ку
для возраст. души. По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм.
(агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф.
Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ.
объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Ч-к
с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов.
добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. С. разраб. метод
субъ. диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей
знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятийШироко исп.
метод индукции (общ. из частн.)
10. Платон 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей
первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой
идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не
порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум,
творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по
идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир
созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и
Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в
движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со
смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать
окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир,
припоминая их. 2 познания – до вселения и после. Прежде чем познать вещь во
всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Идея
– не чувств объект, ЗНАНИЕ=СМЫСЛ. Стимул к знанию - любовь к прекрасному.
Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом.
рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала:
разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы.
Стремятся к благу гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. 2)Яростное -
Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой.
3)Неразумное Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл.,
торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.
Это конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во
- рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц.
справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел.
души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия.
11. Аристотель
Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го
с пом. ощущ-й. Предм. чувств. мир явл. первич. реальностью, природой, кот.
никем не определена, непротиворечива и неизменна. Материя - всеобщ.
причина, т.к. без нее нет бытия. Но она пассивна, бесформенна, выливается в
к-л форму. Материя вообще - возм-сть бытия (потенц. бытие), конкр. проявл.
в вещах, с кот. ч-к имеет дело. Форма - сумма св-в, отлич. один предмет от
друг., это сущность как предмета, так и бытия - сущн. и вещь не сущ. в
отрыве друг от друга как у Пл. Сущ. материя вообще, из кот. с пом. формы
возн. конкр. вещи, и форма вообще=форма форм=Бог. А. критик. учение Пл. о
сущ. идей как самост. доприрод. сущностей. А.: Идеи Пл. - понятия, отраж.
матер. мир,т.е. копии вещей, но не наоборот. Реальн. мир постиг. органами
чувств частично, сущ. еще сверхчувств. мир сущностей, доступ. рац.
познанию. Душа дает смысл и направл-сть жизни. Тело - материя органич. сущ-
ва. Форма госп. над материей, душа - над телом, разум над чувствами. Все
живое обл. душой, 3 вида души: Теория познания: строится на эмпиризме -
суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только форму, а не матер.
субстрвт. Хотя ощущ. дают только знание единичного, в нем потенц. содерж. и
знание общего. Сл., над опытом нах. наука, кот. постигает общее. Над наукой
- философия, совп. во многом с логикой. Знание законов л. А. сопост. с
мудростью. А. - основатель форм. Логик (суждение, умозаключение, док-во).
Диалектика - ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур.
единичного. А.: Сущн. не м. быть противореч. Сл., на уровне сущностей диал.
исчезает. Д-ка - низш. уровень логики, она связ. с движением от знания
един. к зн. общего. На ур. сущности действ. не д-ка, а логика. А. отриц.
объ. диал-ку, т.к. не призн. противоречий в действ-сти: бытие диалектично,
пока возм-сть не реализовалась, на уровне формы диал-ки нет. Пробл. чел-ка:
взгляд на ч-ка как на обществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд.=о-
во: существ и несущ часть. Назнач. гос-ва - обесп. счастья всем согражд. 6
форм гос-ва: 3 прав.: монарх./аристокр./полития, 3 непр.:
тир.?олиг.?демокр. Наил. - полития: сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во
олигархии.) А. - посл. греч. представ. антич. фил.
16. Фр.Бэкон.
Основные вопросы фил. В конце 16 - нач. 17 в. возник. капит. отн-я, что
изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-е науки и ф.,