Шпаргалка

познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассм-ся как

главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет

знания. В отличие от философов 17 века, К. анализирует структуру субъекта

не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить

вопрос, что такое истинное знание. Если у Бэкона и Декарта субъективное

начало рассматривалось как помеха, то у К. возник. задача установить

различие субъ. и объ. эл-тов знания, исходя из самого субъекта и его

структуры. В самом субъекте К. различает 2 слоя - эмпирич. и

трансцендентальн. К эмпирическ. он относит индивидуально- психологич. особ-

сти человека, к трансцендентальн. - всеобщ. определения, составляющие

принадлежность ч-ка как такового. Объективность знания, согл. К.,

обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая

есть надындивидуальное начало в ч-ке. К. возвел, т.о., гносеологию (наука о

познании) в ранг осн. и первого эл-та теоретич. ф. Предметом теоретич. ф.

должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, ч-ка, а

исследование познавательной деят-сти, установл. законов чел. разума, его

границ. В этом именно смысле К. наз. свою ф. трансцендентальной. Он

называет свой метод тж. критическим, в отл. от догматич. метода

рационализма 17 в., подчеркивая, что необх. в первую очередь предпринять

критич. анализ наших познавательн. способностей, чтобы выяснить их природу

и возможности. Т.о. гносеологию К. ставит на место онтологии, тем самым

осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта. Утверждая,

что субъект познает только то, что сам он и творит, К. проводит водораздел

между миром явлений и непознаваемым миром “вещей в себе”. В мире явлений

царит необходимость, все здесь обусловлено другим и объясняется через

другое. Тут нет места субстанциям в их традиц. понимании, то есть тому, что

сущ. само через себя, как некоторая цель сама по себе. Мир опыта в целом

только относителен, он существует благод. отнесению к трансцендентальн.

субъекту. Между “вещами в себе” и явлениями сохраняется отнош. причины и

следствия: без “вещей в себе” не м.быть и явлений. К. не мож. избавиться от

противоречия: он применяет здесь незаконно одну из категорий рассудка -

причинность - по отношению к “вещам в себе”. Мир “вещей в себе”, или, иначе

говоря, умопостигаемый мир, мог бы быть доступен лишь разуму, ибо он

полностью закрыт для чувственности, Но разуму теоретич., т.е науке он

недоступен. Однако это не значит, что мир этот вообщен никак не

свидетельствует о себе человеку: он открывается практич. разуму, или

разумной воле. Практич. разум назыв. потому, что его F - руководить

поступками ч-ка, т.е. устанавл. принципы нравств. действия. Воля позволяет

ч-ку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума), потому

К. и наз. ее разумом практическим. Существо, способное действовать в соотв.

со всеобщими, а не только эгоистич. целями, есть свободное существо.

Свобода - незав-сть от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира.

Человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в кот. он как

чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он

свободно подчинит себя закону разума, т.е. нравственному закону. Принцип

мира природного гласит: никакое явление не м. быть причиной самого себя,

оно всегда имеет свою причину в чем-то другом. Принцип мира свободы гласит:

разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как

к средству для чего-то другого. Именно потому, что он есть цель, он не

может выступать в качестве своб. действующей причины, т.е. свободной воли.

Умопостигаемый мир К. таким образом. мыслит как совокупность разумных

существ как Вещей Самих По Себе, как мир целевых причин, самосущих

автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо

мыслящее, а не только чувствующее есть, по К., вещь сама по себе.

20. Философские взгляды Гегеля

Г. пытался показать, что происх. многого из единого м. быть предметом рац.

познания, инструментом которого является логич. мышление, а основной формой

- понятие. Но это рац. познание особого рода: в основе его лежит

диалектич., а не формальн. логика, и движущим мотором ее является

противоречие. Г. требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих

пор видели субъективное образование, тогда как в действительности

“абсолютное понятие” - абсолютное тождество субьекта и объекта - явл.

никогда не осуществимым, хотя всегда желанным идеалом. Такое понятие –

сущность вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые

существуют в чел. голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как

тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам

диалектики. Логика, т.о. совпадает у Г. с диалектикой, а последняя мыслится

как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба

противоположностей. Диалектика развития “чистого понятия” составляет общий

закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от

Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Г. рассм. их как разные

стадии развития одного начала - субстанции-субъекта. Всякое развитие

протекает по опр. схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание

зтого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие

противоположностей (синтез). В основе диал-ки Г. лежит идеалистич. предст-е

о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и

человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет

логическую, духовную природу. “Только в понятии истина обладает стихией

своего сущ-я , и поэтому диал-ка понятий определяет собой диалектику вещей

- процессов в прир. и о-ве. Диал-ка вещей есть лишь отраженная форма

подлинной диал-ки, присущей только “жизни понятия”, или, иначе говоря,

жизни Логоса, как он сущ. сам по себе, как бы в мышлении Бога. Но и сам Бог

мыслится Г. при этом пантеистически - не как личный бог христ. религии, а

как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью

развивающ. свои определения в диалектич. процессе - через развертывание

исходного противоречия и его последующее преодоление. Вселенский

диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели -

достижению точки зрения абсол. духа, в которой сняты и разрешены все

противоречия и “погашены” противоположности.

22. Фейербах

В сер. 19 в. с острой критикой идеализма выступил нем. философ Л.Фейербах.

С т. зр. Ф., ид-м есть рационализированная религия, а ф. и религия по

самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в

догматы, в осн. ф. - знание, стремл. раскрыть действит. прир. вещей. Сд.,

первейш. задача ф.- критика религии, разоблачение тех иллюзий, кот.

составл. сущность религ. сознания. Религия и близкая к ней по духу

идеалистич. ф. возникают, по Ф., из чуждения человеческой сущности,

посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в действит-сти принадл.

самому ч-ку. Так возник. трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога -

ч-к - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от

последнего, и т.о. лишается свободы и самостоятельности. По Ф., для

освобождения от религ. заблуждений необх. понять, что ч-к - не творение

Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Однако мат-

м Ф. не случайно хар-ся как антропологический. Он существенно отличается от

мат-ма 18 в., т.к. не сводит всякую реальность к механич. движ-ю и рассм.

природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Ф. - не

отвлеч. понятие материи, как у большинства франц. матер-стов, а ч-к как

психофизич. единство души и тела. Исходя из такого понимания ч-ка, Ф.

отвергает его идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде

всего как духовное существо. По Ф., тело в его целостности как раз и

составляет сущность чел-ского Я; дух. начало в ч-ке не м. быть отделено от

телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется

организмом. Чел. природа толкуется Ф. преимущ. биологически, и отдельный

индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а

звено в развитии человеч. рода. Маркс : у Ф. “человеч. сущность может

рассматриваться только как “род”, как внутр. всеобщность, связующая

множество индивидов только природными узами”. По Марксу, ч-к явл. историч.

и соц. существом, а потому его сущность “не есть абстракт, присущий

отдельному индивиду. В своей действит-сти она есть совокупность всех

обществ. отношений”. Ф. апеллирует к чувств. созерцанию, полагая, что

ощущение составл. единств. источник познания. Только то, что дано нам через

органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние обладает подлинной

реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как физич. объекты, так и

психич. состояния других людей; не признавая никакой сверхчувств.

реальности, Ф. отверг. и возможность чисто отвлеченного познания с пом.

разума. Антропологич. принцип Ф. в теории познания выр. в том, что он по-

новому интерпретирует само понятие “объект”. По Ф. понятие объекта

первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому первый объект для ч-

ка - это другой человек. Любовь к другому ч-ку есть путь к признанию его

объ. сущ-я, а тем самым к признанию сущ-я вообще внешних вещей. Из внутр.

связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистич. мораль,

кот., по Ф., должна встать на место иллююзорной связи с Богом. Любовь к

Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви к другим людям.

Антроп. мат-м Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение

Гегеля. Ф. встал на защиту именно природно-биологического начала в

человеке.

Буддизм.

религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и

превратившееся в ходе его развития наряду с христианством и исламом,

мировых религий.

Основатель Б. - инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя

Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.

Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект,

разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов и привели в начале н. э. к

разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались гл.

религ.-филос. школы Б.: в хинаяне - вайбхашика и саутрантика, в махаяне -

йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хинаяны называют своё

направление буквально - учение старейших.

Б. скоро распространился по всей Индии, расцвет в сер. 1-го тыс. до н. э.-

нач. 1-го тыс. н. э.

После возражд-ся индуизм (из брахманизма)

Б. к 12 в. почти исчез из Индии.

Религ.-филос. лит-ра Б. обширна

С самого начала Б. выдвинул в качестве центра проблему бытия личности.

Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о «четырёх благородных

истинах»:

-существует страдание,

-причина страдания,

-освобождение от страданий,

-путь, ведущий к освобождению от страданий.

страдание - состояние бытия проявленного,

освобождение - непроявленного.

Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений

(появление, исчезновение и появление вновь) - дхарм. Это «волнение»

вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира

отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, и

установление своеобразного абсолюта - шуньяты, пустотности, не подлежащей

ни пониманию, ни объяснению - в махаяне.

созерцат. размышления (медитации), переживание целостности бытия

(неразличение внутреннего и внешнего),

одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности, -

буддийской йоги.

Состояние совершенной удовлетворённости и самоуглублённости - есть

освобождение, или нирвана.

возникла космич. концепция Будды, (санскр. «трёх тел»,

Распространение Б. способствовало созданию культурных комплексов,

буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская

образованность).

Средневековье

Филон жил на рубеже эр. Разраб учение о Логосе, кот то высшая идея, то

верховный архангел. Иудейские з-ны – з-ны природы, то есть обязат для всех.

Чел=иньеллект существо, кот связ с телом, разрыв между алчностью и

отвращением. Цель-следование Логосу и уподобится богу посредством экстаза.

Ориген – критика Цельса (христ-во не оригинал, Бог не приближен к челу,

применение хр на практике опасно для гос-ва). Христос не избавитель, а

образец. Свят дух -посредник м Христом и миром.

Ареопагит – связь христ-ва с язычеством.

Григорий – учение о тождестве Бога отца с Христом и Св духом. Примыкал к

Каппадокийскому кружку – не фрагментар филос, а систематизация церков

доктрины с опорой на платон умозрение. Искал адекватного описания христ

концепции ступеней познания Бога в филос терминах.

Августин – учение о предопределении. Человеч история – в борьбе двух царств

– земного и божьего (рим катол церковь). При сотвор мира Бог заложил

зародышевые формы всех явлений. Самодостоверность чел сознания.

Фома Аквинский – связ христ с филос Аристотеля. Душа созд Богом,

бессмертна, преобрет знания с пом чувств восприятия. Мироздание построено

Богом в кач иерархий. Граница м разумом и верой: разум лишь дает

обоснование тому во что мы верим.

Оккам – весь мир сост из единичн сущностей и все познание свод к внутр и

внеш опыту. В Бога надо верить. Истина филос не равна истине теолог.

Билет 21

Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для

реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту

реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает

разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и

отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет

внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и

экзестиолизм.

Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет

предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная

культура скоро погибнет. Его книга «закат европы» между 2 мир войнами. Но

недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд

проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти.

15. Эпоха Возраждения. Пико делла Мирандолла

В 14-16 в. происх возврат к ценностям античн. культуры и принц.

антропоцентризма в связи с р-ем светского гос-ва и возникн. светск.

культуры, деятели кот. пересматр. традиц. религиозн., нравств., эстетич.

взгляды ср.в. Новые разностор. запросы чел. личности нашли свое выр-е в

гуманизме, связ. с антиклерик. настроениями (против госп. духовенства).

Италия встала раньше всех на путь бурж. р-я и прониклась идеями.Идея ч-ка

ка творца самого себя: гуманист 15 в. Джованни Пико делла Мирандола, в

“Речи о достоинстве” рассужд., что Бог, сотворив ч-ка и поставив его в

центре мира не дал ему ни опр. места, ни образа, ни собств. лица, ни

обязанности, чтобы ч-к мог их определить по собств. желанию. Образ прочих

творений определен. В отличие от античн. фил., где границы ч-ка были опр.

его природой, от него зависело, последует ли он ей или отклонится от нее.

Теперь природа подчинена ч-ку, ч-к творит самого себя и этим отлич. от

прочих прир. существ. В отл. от ср.в. ч-к уже не нужд. в божеств. благодати

для своего спасения. По мере того, как ч-к осознает себя в кач-ве творца

собств. жизни и судьбы, он оказ. и неогранич. господином над прир. Поэтому

символом В. стан. фигура худ.-творца. Он не просто удовл. свои земные

нужды, но и созидает новый мир, созд. красоту, творит самое высокое, что

есть в мире - самого себя. В эпоху В. ч-к стрем. найти точку опоры не в

космосе, а в себе самом, в своей душе и теле. Т.о. истор. зн-е этой ф.

закл. в преодолении схоласт. догматизма ср.в. и явл. фунд. для ф. мышл-я

Нов. времени.

8. Демокрит, Анаксагор.

Анакс – различные мельчайшие эл-ты сначала в хаосе, а потом объединяются

мировым умом. Упорядоченные, однород эл-ты соединились в вещи. Ум заключ в

материи, в кот он творит. Но не смешивается с ней. Все вещи получаются из

уже существ вещей.

Демокрит – существ тела и пустота между ними – значит бытие не однородно

(как и элейцев). Все происходящее – движение атомов разн формы…атомы в

вечном движении, поэтому благодаря их соединению вещи родятся. Душа – кругл

гладк атомы. Движ – это способ бытия материи тел, так как внутри движутся

атомы. Глав цель познания - нахождение причин, так как все есть по

причине, случайное – выдумка. Процесс познания – чувств (влияние атомов),

рационал.

Древнекитайская фил-я.

1. В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд,

но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы

Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода,

земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн

человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов

(забота, страх, гнев, радость, созерцательность).

2. 2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к

старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао

де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но

совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является

причиной всех изменений) есть величайшее существо,первоприч всего бытия, к

которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь

(прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен

жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй

(невозмутимое согласие).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты