8. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со
всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла
жизни важна для каждого человека.
В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ
смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной
жизнью, трепетным отношением к законам, знанием нравственных понятий;
Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать добродетельным
человеком и ответственным гражданином. Такое же многообразие точек зрения
наблюдается и на других этапах развития европейской философии. Кант видел
смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах - в
стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс - в
борьбе за коммунизм.
Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда
больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу.
Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и
назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.
Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь
после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек
механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать
максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен -
руководствуйся всеми ценностями - побуждает к активности. Ф. существования
главная проблема смерти и бессмертия.
Философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как
завершающего этапа человеческой жизни, перед лицом смерти человек способен
понять и оценить прожитую жизнь. Древние египтяне рассматривали земное
существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что
человек после смерти продолжает жить в своих потомках. В классический
период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления
страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, -
бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть
процесс отделения души от тела. В христианстве смерть характеризуется как
недоступное разуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее
духовной сущности человека. Именно поэтому главным мотивом христианства
является вера в спасение и преодоление смерти. Проблема смерти по-своему
решалась в философии известного голландского философа - Спинозы. Он считал,
что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти. Мудрость
человека, по мнению Спинозы, “состоит в размышлении не о смерти, а о
жизни”. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет
людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти
человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных
целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий
мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность.
Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение.
Если религиозные и идеалистические учения сравнительно легко справляются с
проблемой бессмертия человека, то философы-материалисты, утверждая, что
душа человека смертна и умирает вместе с телом. Проблема бессмертия в
материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из
того, что процесс развития человечества органически связан с формированием
мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей,
бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие
культуры.
Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования
материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования.
Задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по
мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества,
его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который
она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и
человечества в целом.
7.Закон, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает
связь между предметами,свойствами вещей, а также между свойствами внутри
вещи. Существуют 3. функционирования, выражающие существенную, необходимую
связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями .В системе
объективного идеализма 3. трактуется как выражение мирового разума,
воплощённого в природе и обществе. Диалектич. материализм исходит из того,
что 3. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей. 3.
могут быть менее общими, действующими в огранич. области ; более общими,
универсальными , к-рые исследуются философией. На основании познания 3.
достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в
практику. Посредством познанных 3. оказывается возможным управление как
природными, так и социальными процессами.
Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, связь явлений ,
жизни или этапов историч. процесса, характеризующая поступат. развитие
истории. В домарксистской философии и социологии отд. мыслители приходили к
идее закономерного характера историч. процесса . Науч. решение вопроса о 3.
было дано впервые Марксом и Энгельсом с позиций материалистич. понимания
истории. Выделение производств, отношений как первичных и материальных
позволило применить критерий повторяемости к явлениям истории. т. е. законы
определяют осн. линию развития общества, не охватывая и не предопределяя
множества случайностей и отклонений; Поэтому в истории имеют место как
динамич., так и статистич. закономерности. Открытие 3. позволило
представить развитие общества как естеств.-историч. процесс.
Детерминизм - филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи явлений
материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о
существовании причинности,т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление
(причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает,другое
явление (следствие).
Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм
взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не
имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в
себе моментов порождения, производства одного другим. Недостатком
домарксистского Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно
действующей причинностью, в нём отрицалась объективная природа случайности,
вероятность выводилась за пределы Д. Прежний Д. не мог быть последовательно
реализован в ряде важных отраслей науки о природе, и оказывался бессильным
в объяснении социальной жизни и явлений сознания.
Ядром марксистской концепции социального Д. является признание
закономерного характера обществ, жизни. Это, однако, не означает, что ход
истории предопределён заранее . Законы общества, определяя осн. линию
историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности
каждого отдельного индивида. В обществ, жизни постоянно складываются
различные возможности, осуществление к-рых во многом зависит от
сознательной деятельности людей. Д. не только не отрицает свободы, но,
напротив, предполагает способность, человека к выбору мотивов и целей
деятельности. Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания
причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Принцип Д. служит
руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием
постижения истины.
Индетерминизм- филос. учение , к-рое отрицает либо объективность причинной
связи , либо познават. ценность причинного объяснения в науке .И. и
детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам
обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности
человека за совершённые поступки. И. трактует волю как автономную силу,
утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч.
выбора и поведения. Марксизм исходит из того, что детерминизм дает почву
для разумного действования .
Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием
совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич.
детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с
этим предпринимались попытки истолкования осн. законов квантовой теории в
духе И. Диалектич. материализм, отвергая И., в то же время показывает
недостаточность прежних механистич. представления о детерминизме и на
основе достижений совр. естеств. и обществ, наук формирует новое обобщённое
представление о детерминизме.
Волюнтаризм- направление в философии, рассматривающее волю в качестве
высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю.
Элементы В. имелись уже в философии Августина видевшего в воле основу всех
др. духовных процессов . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Копта о
практрт разуме: хотя существование свободной воли нельзя по Канту,
теоретически ни доказать, ни опровергнуть практнч. разум требует
постулировать свободу воли ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий
смысл. Фихте видел в воле основу личности а в волевой деятельности «Я» —
абс. тнорч. принцип бытия, источник духовного самонарождения мира. При этом
воля у Фихте (как и у Канта и Шеллинга) является разумной, по своей
природе, источником осуществления нранств. начала. В противоположность
этому у Шопенгауэра В. впервые оформляется как самостоят. направление,
даёт трактовку воли как слепого, неразумного, бесцельно-действующего
первоначала мира.
Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч.
поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения,
исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три осн. типа :
Мифологич. Ф . , теологич. Ф. , рационалистич. Ф. Первый тип Ф. повсеместно
распространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных»
доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи,
подвергается переосмыслению. Теологич. Ф., согласно к-рому бог ещё до
рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели»,
получил особенно пос-ледоват. выражение в исламе , в нек-рых христ. ересях
средневековья . Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита,
Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма . Поздний и
философски бессодержат. вариант рационалистич. Ф.— представление о роковом
предопределении человека к преступному поведению его наследств, биологич.
конституцией . Отвергая любые формы Ф., марксизм противопоставляет им
учение о диалектике необходимости и случайности, о свободе и необходимости
в обществ.-историч. процессе.