деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально
направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая
деят как особый вид умственного труда.
Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц
познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения
предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,
то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать
каждую конкр вещь, факт, явление.
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств
понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,
выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и
целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты
абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений
в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из
объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к
другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее
единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о
активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого
типа познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на
вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и
функционирует объект; причинные – например почему возникло данное явление.
При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн
других. Переход от более общих знаний к более конкретным и составляет
процедуру объяснения.
Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы
постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. Понимание,
представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих преобразование
информ при переходе от незнания к знанию. В процессе познания не последнюю
роль играет мышление. Мышление- активный процесс познавательной
деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного
контакта с объективной действительностью. Мышл опирается на результаты
чувств познания и дает обобщ-е знание. Мыш-е – это целенаправленное,
опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных
свойств и отношений действительности.
13.Истина и заблуждение.
Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством
чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и
характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина сущ как
субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания
определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания. Знание есть
отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может
быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Истину
определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе и независимо
от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности. Истиные знания
дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в
настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и
заблуждения.
Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но
принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне,
объективн действительность, имеют реальный источик. Заблуждения обусловлены
и относительной свободой выбора путей познания. Заблуждения имеют и
гносеолог , психологические и соц основания. Каждая ступень познания
ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят
относительный характер-это закл в их неполноте и вероятностном характере.
Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не
исчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно
установленные факты, даты событий итд. Абс истина - это такое содержание
знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и
постоянно подтверждается жизнью.
Критерий истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - ясность и отчетливость
мышления. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость: истино то,
что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав,
а остальные - нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи -
это те кот хорошо работают. Критерии истины- практика. Согласно Марксу,
вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике человек
убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает,
что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое
место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к
частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает
отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.
14.Наука. - сфера исследовательской деятельности, направленная на
производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в
себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих
в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного
производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм
общественного сознания. Наука - необходимое следствие общественного
разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от
физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род
занятий очень малочисленной группы людей. Н. появилась в странах Древнего
Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Накапливались и осмыслялись
эмпирические знания о природе и обществе, возникали зачатки астрономии,
математики, этики, логики. Это достояние восточной цивилизации было
воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней
Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией
Н. является объяснительная функция; её основная задача - познание с целью
раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам
человек. В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка Н., она уже не
просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей
силой прогресса материального производства. Функции науки: культурно-
мировоззренчесская; непосредственная производственная сила; социальная
сила. Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-
мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в
глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой
человеческой деятельности. Ценностные и нравственные нормы возникают и
развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода
_исторического отбора, который сохраняет только то, что необходимо науке и
обществу на каждом этапе истории. Первой среди них является бескорыстный
поиск и отстаивание истины. Обычно бывает непросто сразу же оценить
полученное знание как истину либо как заблуждение. Это обстоятельство
находит отражение в нормах научной этики, они требуют лишь, чтобы этот
результат был новым знанием и, так или иначе - логически, экспериментально
и пр. обоснованным. Научное познание регулируется определёнными
нормами и идеалами, которые ценностные и целевые установки науки, отвечая
на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип
продукта (знание) должен быть получен в результате их осуществления и каким
образом получить этот продукт.
17.Социальная и общественная философия
В понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура
общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только
отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем
просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные
отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего
приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений.
С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди,
индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не
существует. В данном случае общество выступает как фикция и ничего более.
Также анархизм, отрицает существование объективных общественных связей и
значение общественных организаций.
С точки зрения коллективизма, напротив, общество не только существует,
но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно
состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества.
Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики. При последовательном
проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество
должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее
жизни, вплоть до мельчайших. Современная философия рассматривает
человеческое общество как совокупность множества различных частей и
элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не
обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно
взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный
организм, как единая система. От других природных систем, в том числе
физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно
организованной совместной деятельности. Общество покоится на конвенции,
договоре, одинаковой направленности интересов. Часто под обществом
подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.
Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как
совокупность элементов и их взаимосвязей. Структура — это упорядоченность,
организованность системы. Поскольку главным компонентом любой общественной
системы являются люди, то основным элементом ее структуры, являются
отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако,
действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-
политической, духовной, семейной. Отсюда наличие специфических структур для
конкретных сфер целостного общества — экономической структуры, социально-
политической структуры, структуры духовной и семенной жизни. Каждая из них
обладает своими особенностями, которые несут печать качественной природы
общества и определяются, прежде всего, господствующими в нем формами
собственности.Структура может быть определена как форма организации
общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений
различных его частей.
19.Понятие цивилизации.
Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в
понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2)
Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической
завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу “Закат
Европы”, где говорил что развитие истории имеет циклический характер.
Каждый цикл – это культура – выражение духа нации. Сначала нарастают
духовные ценности, а затем они начинают костенеть, осуществляется переход к
науке и технике – это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и
начинается новый цикл. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества.
Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир
расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация
характеризуется: 1) превращение материального производства в основной
источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к
производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием
разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой
основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность,
и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию
как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как
организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной
собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует
определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию
понимают как определенный тип социально-технической организации общества.
Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить
аграрное и индустриальное общество. Понятие цивилизации основывается на
понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей. Понятие
цивилизации нацеливает на то, что историю делают люди.
21.Техника.Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само
человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов,
как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь
в ХХ столетии. C конца сороковых годов ХХ века началось обсуждение
философских вопросов техники. До немецкого философа М. Хайдеггера техника
оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие,
способствующее «триумфальному шествию Разума и Добра». Хайдеггер сделал
сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для
человека, поскольку человек «выдан» технике, «затребован» ею.Еще несколько
десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде,
разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми
элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в
человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый
элемент - основанная на науке Техника .
Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике
можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo
sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это,
конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но
во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной
организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на
сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере.
Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному
знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился.
«Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным
ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное,
и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое
мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Вместе с
тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности
существования в нем. Техника дает человеку поистине огромное расширение
реального видения мира.
23.Глобальные проблемы.
ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением
глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего
человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. К числу
наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий
к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных
энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение
среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.
Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”.
Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около
200 млн, в 1987 - 5 млрд. Если этот темп прироста населения сохранится к
концу 21 века в два раза больше.
Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных
товарах. Все это своим источником имеет природу. Особая острота этой
проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения
приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста
численности населения развивающихся стран и их экономического отставания
усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо
добавить, что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не
высокий, но за счет снижения жизненного уровня в относительном отношении,
делает эти страны опасными с т.зр. ядерного потенциала. Неуклонный рост
народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной
проблемой – исчерпания традиционных энергетических ресурсов. Традиционные
энергетические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет
атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается
20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тонн углекислого
газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых
отходов промышленности.
Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком
кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм
жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-
мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис
касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо
все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно
развитых стран Западной Европы и США, стремятся идти по их пути. Другого
способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему
можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в
глубочайшем кризисе.