Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов)

деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально

направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая

деят как особый вид умственного труда.

Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц

познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения

предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,

то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать

каждую конкр вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств

понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,

выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и

целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты

абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений

в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из

объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к

другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее

единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о

активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого

типа познания, направл на фиксирование отношений.

Объяснение. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на

вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и

функционирует объект; причинные – например почему возникло данное явление.

При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн

других. Переход от более общих знаний к более конкретным и составляет

процедуру объяснения.

Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы

постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. Понимание,

представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих преобразование

информ при переходе от незнания к знанию. В процессе познания не последнюю

роль играет мышление. Мышление- активный процесс познавательной

деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного

контакта с объективной действительностью. Мышл опирается на результаты

чувств познания и дает обобщ-е знание. Мыш-е – это целенаправленное,

опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных

свойств и отношений действительности.

13.Истина и заблуждение.

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством

чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина сущ как

субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания

определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания. Знание есть

отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может

быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Истину

определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе и независимо

от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности. Истиные знания

дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в

настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения.

Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но

принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне,

объективн действительность, имеют реальный источик. Заблуждения обусловлены

и относительной свободой выбора путей познания. Заблуждения имеют и

гносеолог , психологические и соц основания. Каждая ступень познания

ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят

относительный характер-это закл в их неполноте и вероятностном характере.

Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не

исчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно

установленные факты, даты событий итд. Абс истина - это такое содержание

знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и

постоянно подтверждается жизнью.

Критерий истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - ясность и отчетливость

мышления. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость: истино то,

что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав,

а остальные - нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи -

это те кот хорошо работают. Критерии истины- практика. Согласно Марксу,

вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике человек

убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает,

что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое

место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к

частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает

отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.

14.Наука. - сфера исследовательской деятельности, направленная на

производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в

себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих

в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного

производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм

общественного сознания. Наука - необходимое следствие общественного

разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от

физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род

занятий очень малочисленной группы людей. Н. появилась в странах Древнего

Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Накапливались и осмыслялись

эмпирические знания о природе и обществе, возникали зачатки астрономии,

математики, этики, логики. Это достояние восточной цивилизации было

воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней

Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией

Н. является объяснительная функция; её основная задача - познание с целью

раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам

человек. В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка Н., она уже не

просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей

силой прогресса материального производства. Функции науки: культурно-

мировоззренчесская; непосредственная производственная сила; социальная

сила. Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-

мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в

глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой

человеческой деятельности. Ценностные и нравственные нормы возникают и

развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода

_исторического отбора, который сохраняет только то, что необходимо науке и

обществу на каждом этапе истории. Первой среди них является бескорыстный

поиск и отстаивание истины. Обычно бывает непросто сразу же оценить

полученное знание как истину либо как заблуждение. Это обстоятельство

находит отражение в нормах научной этики, они требуют лишь, чтобы этот

результат был новым знанием и, так или иначе - логически, экспериментально

и пр. обоснованным. Научное познание регулируется определёнными

нормами и идеалами, которые ценностные и целевые установки науки, отвечая

на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип

продукта (знание) должен быть получен в результате их осуществления и каким

образом получить этот продукт.

17.Социальная и общественная философия

В понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура

общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только

отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем

просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные

отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего

приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений.

С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди,

индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не

существует. В данном случае общество выступает как фикция и ничего более.

Также анархизм, отрицает существование объективных общественных связей и

значение общественных организаций.

С точки зрения коллективизма, напротив, общество не только существует,

но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно

состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества.

Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики. При последовательном

проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество

должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее

жизни, вплоть до мельчайших. Современная философия рассматривает

человеческое общество как совокупность множества различных частей и

элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не

обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно

взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный

организм, как единая система. От других природных систем, в том числе

физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно

организованной совместной деятельности. Общество покоится на конвенции,

договоре, одинаковой направленности интересов. Часто под обществом

подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как

совокупность элементов и их взаимосвязей. Структура — это упорядоченность,

организованность системы. Поскольку главным компонентом любой общественной

системы являются люди, то основным элементом ее структуры, являются

отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако,

действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-

политической, духовной, семейной. Отсюда наличие специфических структур для

конкретных сфер целостного общества — экономической структуры, социально-

политической структуры, структуры духовной и семенной жизни. Каждая из них

обладает своими особенностями, которые несут печать качественной природы

общества и определяются, прежде всего, господствующими в нем формами

собственности.Структура может быть определена как форма организации

общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений

различных его частей.

19.Понятие цивилизации.

Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в

понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2)

Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической

завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу “Закат

Европы”, где говорил что развитие истории имеет циклический характер.

Каждый цикл – это культура – выражение духа нации. Сначала нарастают

духовные ценности, а затем они начинают костенеть, осуществляется переход к

науке и технике – это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и

начинается новый цикл. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества.

Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир

расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация

характеризуется: 1) превращение материального производства в основной

источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к

производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием

разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой

основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность,

и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию

как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как

организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной

собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует

определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию

понимают как определенный тип социально-технической организации общества.

Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить

аграрное и индустриальное общество. Понятие цивилизации основывается на

понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей. Понятие

цивилизации нацеливает на то, что историю делают люди.

21.Техника.Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само

человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов,

как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь

в ХХ столетии. C конца сороковых годов ХХ века началось обсуждение

философских вопросов техники. До немецкого философа М. Хайдеггера техника

оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие,

способствующее «триумфальному шествию Разума и Добра». Хайдеггер сделал

сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для

человека, поскольку человек «выдан» технике, «затребован» ею.Еще несколько

десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде,

разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми

элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в

человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый

элемент - основанная на науке Техника .

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике

можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo

sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это,

конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но

во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной

организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на

сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере.

Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному

знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился.

«Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным

ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное,

и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое

мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Вместе с

тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности

существования в нем. Техника дает человеку поистине огромное расширение

реального видения мира.

23.Глобальные проблемы.

ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением

глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего

человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. К числу

наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий

к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных

энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение

среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.

Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”.

Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около

200 млн, в 1987 - 5 млрд. Если этот темп прироста населения сохранится к

концу 21 века в два раза больше.

Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных

товарах. Все это своим источником имеет природу. Особая острота этой

проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения

приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста

численности населения развивающихся стран и их экономического отставания

усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо

добавить, что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не

высокий, но за счет снижения жизненного уровня в относительном отношении,

делает эти страны опасными с т.зр. ядерного потенциала. Неуклонный рост

народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной

проблемой – исчерпания традиционных энергетических ресурсов. Традиционные

энергетические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет

атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается

20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тонн углекислого

газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых

отходов промышленности.

Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком

кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм

жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-

мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис

касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо

все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно

развитых стран Западной Европы и США, стремятся идти по их пути. Другого

способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему

можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в

глубочайшем кризисе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты