Шпоры для магистранта БГУ

качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований.

Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.

Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как сч

позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая

исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение,

философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные

исследования.

Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за

отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной

деятельности в особый род занятий --- сперва очень малочисленной--- группы

людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для

превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве

основной выдвигается новая задача --- познание с целью переделки и

преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим

становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие

прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная

перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям

совр производства, он превращается в соц институт, для того, чтобы научн

знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов,

инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочего требуется широкий

научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука

превращается в непосредственную производительную силу, а практическая

реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.

Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а

на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и

культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В

связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а

обгоняет ее , становится ведущей силой прогресса материального

производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь

фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир

воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как

отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает

пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в

материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в

системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому

наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли.

Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научн

исследований теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими,

Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит

формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно

доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами

науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное

ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит

логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы,

стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. Рано или поздно

приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки.Оно не

является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в

экологическом, ни в моральном плане. НЕдаром теперь рядом с каждым значимым

научным открытием разгораются общ дискуссии --- применять или запретить?

Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки,

ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и

сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они.

Вопрос об ответственности. Прогресс --- не самоцель человечества, а

средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не

отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.

№48. Общество. Основные социологические концепции.

Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот.

юди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, азл.

формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, овокупность

разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока бществ. жизни

- труд. Объединение людей в целостную систему происходит езавис. от их

воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в бществ. жизнь. Законы

развития о-ва - это объективн., существ., необход., овторяющиеся связи

явлений общ. жизни, хар-ие основную направленность оц. развития от низшего

к высшему.

Развитие: с увеличением матер. и дух. лаг возрастают и потребности ч-ка.

Специфика обществ. законов: 1) озникли вместе с возникновением о-ва и сл.

невечны; 2) законы природы роисходят, а законы развития о-ва делаются и

проявляются в совокупной ознательной деятельности людей; 3) носят более

сложный характер; 4) так е как и в природе в обществе закономерное (общее)

действует через диничное, индивидуальное, случайное, в органическом

единстве с ним. На аждом этапе развития действуют и общие законы,

характеризующие устойчивое истории, и специфические, проявляющиеся только

в ограниченном сторическом времени или пространстве.

Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания;

2)целостностью и устойчивостью(коллективное единство);

3)самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемочть; 4)выработка

системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей,определенным уровнем

развития культуры.

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес.

Августин рассматривает общество, град земной, в свете града Божьего. В

новое время Гоббс и ЛОкк развивали концепцию общественного договора и

договорную концепцию государства. Эта проблема играла огромную роль в

размышлениях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с

другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с

другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и

общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к

интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес

существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета

всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития.

Простая совокупность индивидов, понимавшихся как атомы. Чем более развиты

индивиды, тем более развито и прогрессивно общество. Руссо, Вольтер,

Гессинг. Гольбах и Гельвеций --- чел есть продукт соц среды, кот формирует

не только навыки, но и характер, тогда для идеального общества необходимо

изменить соц среду, институты, систему образования и воспитания.

Социальная философия возникла в 20-40 гг прошлого века.

ОГЮСТ КОНТ ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный

организм и система. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его

субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общ и

социальная динамика для объяснения процессов функционирования общ.Его фил

позитивна, так как опирается только на научные наблюдения.

Сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции

чеорвечества. Общ и история прошли через три стадии. первая ---

теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе

которого формир мораль, реш обыденные проблемы и тд. Вторая ---

метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями,

метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья,

позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений.

Проблема прогресса решается на основе биологических и астрономических

законов и интеллектуальная эволюция чел. Развитие общ есть закономерное и

прогрессивное явление. Особая роль --- разделение труда и позитивная

политика.

Решение проблем гармонизации и достижение стабильности в обществе.

Гармония есть гармония между частями и различными сферами жизни общ,

наилучшее сочетание интересов отдельных личностей и соц слоев.

Важное значение ---мудрые политические институты. Общество, как система

социальных отношений. Типология социальных отношений.

Общественные отнош-я ( ОО) - многообразные связи, возникающие между соц-

ми группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их

экономической, политической, социальной жизни и деят-ти.

В фил-ии ОО рассматриваются с материалистической или идеалист. позиций.

Материалист. понимание ОО впервые выработано марксизмом. ОО с этой точки

зрения делятся на материальные (базисные) и идеологические (надстроечные).

Главными явл-ся мат-ые - экономич., произ-ые отношения. Характер

материальных ОО опред-ся производительными силами общества и не зависят от

сознания и воли людей. Идеологические ОО - политич-е, правовые,

нравственные и др. - возникают на базе материальных общ. отнош-й и

складываются как надстройка под ними, проходя предварительно через сознание

людей. Деление ОО на материальные и идеологич. позволяет не только

различать в общ. отнош-х определяющие и производные, но и анализировать

конкретные совокупности общ. отнош-й, в которых сочетаются и матер-ые и

идеологич-е элементы. В связи с усложнением общественной жизни возникают

комплексы общ-х отношений, связанные со специфической деят-тью людей, -

научной, художественной и т.д.

Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей,

выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие

совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных

ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Необходимое условие появления СИ - социальная потребность. Институты

призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех

или иных социальн. потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность

в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует

отношения между полами, поколениями ).

СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот. имеет

свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти, конкретными

функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных ролей,

типичных для данного соц-го института.

Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2)

социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты