Шпоры для магистранта БГУ

Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме.

Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему

внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным

содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных

субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий

одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории

абсолютного и относительного.

Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных

моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента,

релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.

Наука в современном обществе. Этические проблемы научного творчества.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и науч

учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ,

культуры и практики общения. Наука отпочковалась от обыденного знания и

вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука

может обойтись теперь и без него. В то же время наука не имеет

единовластного мандата на познание. Она имеет взаимодополняющие связи с

повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др. Современную

науку можно определить как сферу исследовательской деятельности,

направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении,

включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их

знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и

кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и

лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы;

понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также

всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или

средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут

выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается

естествознанием или точными науками, как сч позитивисты. Она

рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное

соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и

естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования. В

условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы

наука могла удовлетворять потребностям совр производства, он превращается в

соц институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии

специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. в самом процессе труда

от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение

основами научных знаний. Наука превращается в непосредственную

производительную силу, а практическая реализация результатов науки

происходит через ее личностное воплощение.

Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а

на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и

культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В

связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а

обгоняет ее , становится ведущей силой прогресса материального

производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь

фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир

воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как

отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает

пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в

материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в

системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому

наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли. Наука влияет даже на

искусство и ее формы, о результатах научн исследований теперь быстро узнает

каждый житель Земли и интересуется ими, Наука вошла в культуру как ее

неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и

эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения.

Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами науки считается обязательным.

Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру.

Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума,

способность обосновывать сделанные выводы, стремление к истине, достоинства

теории и эксперимента.

Общенаучные методы исследований. Вз-ие наук как фактор их развития.

Конечная цель исследований – объяснить совокупность фактов, выявить

причины фактов. Первоначально о причинных зависимостях говориться на уровне

эмпирических наблюдений с помощью методов Бэкона Миля.

Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое

явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое

причиной. Под этими явлениями понимается: (1) событие, существование или не

существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – причина

заболевания), (2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов, (3)

взаимодействие противоположных сторон предмета и изменения, происходящие в

данном предмете в результате этого взаимодействия. В методах под причиной

понимается обстоятельство, добавление которого к имеющимся обстоятельствам

вызывает следствие – явление, представляющее собой событие, существование

предмета, изменение предмета, возникновение нового свойства у предмета и

т.д. Есть группа явлений без которых следствие может не наступить – это

релевантносопутствующие обстоятельства. Это не необходимые события но

влияют на силу действия причин на событие.

Принципы причинности: 1) причинно-следственная связь является объективной;

2) эта связь необходимая: определенная причина в соответствующих условиях

обязательно вызывает определенное следствие; 3) эта связь является

всеобщей: в природе нет беспричинных явлений; 4) причина предшествует

следствию во времени.

Метод единственного сходства может выступать в качестве метода наблюдения.

Метод единственного различия. Этот метод может применяться в качестве

эксперементального исследования. В естествознании он дает более

правдоподобное заключение чем первый. Однако в социальном познании его

следует применятьс большой осторожностью, поскольку при исследовании

социальных явлений не всегда можно выделить обстоятельства, предшествующие

явлению.

Соединенный метод сходства и различия

Метод сопутствующих изменений. Используется когда предшествующие явлению

обстоятельства нельзя изолировать друг от друга, т е когда нельзя применить

метод единственного различия.

Метод остатков.

Классическая и неклассическая философия. Общность и различия.

В XIX веке широкое распространение получили философские учения, которые

были продолжением и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху

Возрождения. К этому времени наиболее ярким воплощением их была немецкая

философия XVII–XIX вв., которая получила название классической.

Классическая философия Германии высоко ценили возможности «подлинного»,

«чистого» разума. Такому «чистому разуму» противопостовляли неразумность –

случайность, хаотичность. Предполагалось, что разум проложит себе дорогу

через все «неподлинное», «неразумное». С такой верой в «победное шествие»

некого внеиндивидуального разума в классической философии была тесно

связана вера в силу рационального познания. Она перерастала в уверенность в

том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования

человеческой жизни. Философы-классики разделяли убеждение о том, что могут

быть рационально познаны общечеловеческие идеалы и принципы, прежде всего

идеал свободы и принцип достоинства человеческой личности.

40-50-е гг. XIX века стали переломными в том смысле, все определеннее

складывалась потребность в новых, неклассических типах философствования.

Марксистская философия – развивая общую рационалистическую ориентацию

классической мысли, ее веру в науку и прогресс, она разработала новую

концепцию мира, человека, познания. Маркс поддерживал идею классики о

развитии философии как науки, но отверг ее претензии на роль «науки наук».

Немарксистская философия – антиклассический подход, граничащий с прямым

нигилизмом в отношении философской классики (Кьеркегор, Ницше).

Критика классической мысли стала сотавной частью процесса кардинальной

переоценки ценностей, необходимость которой выводилась из глубокого

духовного кризиса, в свою очередь связываемого с кризисом западной

цивилизации.

Классическая философия занимается поисками истины и перврооснов: философия

– высшая наука. Она исходит из того, что мир разумен.

Неклассическая философия отказывается давать теретическую картину мира и

сомневается в возможности разумного объяснения мира. Переосмысливается

функция философии – она должна учить человека жизни, помочь переустроить

жизнь (революция у Маркса, переоценка ценностей у Ницше, новая революция у

Соловьева).

Проблема отчуждения человека в марксизме и пути его преодоления.

Маркс согласен с Гегелем, что «овеществление» человеческой деятельности,

переход труда из формы деятельности в форму бытия, одновременно

оборачивается «отчуждением». Однако Маркс не согласен с фатальностью связи

«овеществления» с «отчуждением». Это свойственно лишь «незрелым» формам

общественной организации человечества и связано с неразвитостью

практической деятельности, которая направлена практически только на

удовлетворение биологических потребностей.

«Отчуждение» проявляет себя в преобразовании труда и его продуктов на

чуждые человеку факторы, которые господствуют над ним и над

обстоятельствами его жизни.

В условиях капиталистического «отчуждения» работник имеет ценность как

предметный элемент производительных сил, тождественный орудиям труда.

Влияние «отчуждения» распространяется и на капиталиста, который теряет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты