Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АСПИРАНТУРА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
ТЕМА:
СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНА В философии и КУЛЬТУРЕ. МЕСТО И РОЛЬ ХИППИ В
СТАНОВЛЕНИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА.
Выполнил: аспирант НГПУ
при кафедре психологии
Титов Дмитрий Сергеевич
Научный руководитель:
профессор, д. п. н. Леонтьев В. Г.
Специальность: 19.00.01
НОВОСИБИРСК 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
3
1. Философские истоки постмодернизма.
4
2. Ситуация постмодерна в современной культуре.
7
3. Феномен молодежной субкультуры.
10
4. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма.
17
Заключение.
21
Список использованных источников и литературы.
22
Введение.
Под постмодернизмом следует понимать совокупное обозначение
наметившихся в последние три десятилетия тенденции в культурном
самосознании стран Запада. Понятие «постмодернизма», как основной проблемы
современности, характеризующейся противоборством разнородных способов
мышления и жизненных форм, впервые ввел в конце семидесятых годов
французский философ Жан-Франсуа Лиотар («La condition postmodern», 1979).
Философии постмодернизма как таковой не существует, не только по причине
отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями,
но и по той причине, постмодернизм в философии возник из радикального
сомнения в возможности самой философии как некого мировоззренческо-
теоретического и жанрового единства. Поэтому уместно говорить не о
«философии постмодерна», а о «ситуации постмодерна» в философии и культуре
вообще[1].
«Ситуации постмодерна» в философии и культуре совпадает с началом
перехода ряда западных стран к постиндустриальному (информационному)
обществу принципиально новой стадии общественного развития, следующей за
индустриальным обществом. Ведущую роль в постиндустриальном обществе»
приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное
место университетам, а бизнесмены – ученым и профессиональным специалистам.
В жизни общества все большее значение приобретает производство,
распределение и потребление информации. Если выделение молодежи в особую
социальную группу стало признаком вхождения человека в индустриальный век,
Новое время, то наступления эпохи постмодернизма и постиндустриального
общества ознаменовало появление молодежных субкультур. Возникновение
субкультуры хиппи является наиболее ярким примером изменений мировоззрения
человека второй половины ХХ века. В данной работе мы попытаемся если не
раскрыть, то хотя бы обозначить для дальнейшего осмысления сущность
процессов, происходящих в социальной, культурной и философской сферах
современной цивилизации.
1. Философские истоки постмодернизма
Для начала обозначим ряд явлений в различных областях науки и
культуры, которые, несмотря на некоторую удаленность друг от друга во
времени, являются основополагающими для формирования «ситуации»
постмодернизма, и на которых мы более не будем заострять внимание, ввиду
ограниченности данной работы определенными рамками.
Начало современному типу мировосприятия положили:
- в живописи – импрессионизм (ввел язык красок, размытость форм),
абстракционизм (поставил во главу угла предмет, как самоценное
произведение искусства; «Черный квадрат» Малевича, как начало и конец
живописи), модерн (суть модерна - эклектика, начало цитирования;
интерьерность стиля выражала его направленность на стирание граней между
искусством и жизнью);
- в архитектуре – модерн, конструктивизм (от концепции дома Ле Корбюзье,
как среды обитания, способного изменить сознание человека, до современных
футуристических проектов четырехмерных городов будущего);
- в музыке – Вагнер (как «конец музыки»), джаз (как свободное творчество,
импровизация, начало цитирования в музыке), цепочка - блюз, ритм-энд-
блюз, рок-н-ролл, рок, панк (как анархия, высшее выражение свободы в
музыке), поп-музыка и массовая культура;
- в исторической науке – концепция локальных цивилизаций Шпенглера
(осознание конечности цивилизации и культуры), «эйкуменизм» Тойнби;
- в физике (как науке о первооснове всего сущего) – теория относительности
Эйнштейна, квантовая механика Нильса Бора (логическим завершением прорыва
в познании материи стал Манхэттенский проект и двести пятнадцать тысяч
жертв Хиросимы и Нагасаки);
- в биологии – «Происхождение видов» Дарвина, дарвинизм (концепция
человека, как мыслящего животного), социал-дарвинизм (как перенос законов
живой природы с ее «борьбой за существование» на человеческое общество);
- в психологии Фрейд (либидо) и Юнг (архетип);
- и, наконец, в философии Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер с одной стороны, и
Маркс, с другой, - по сути явления одного порядка, отражающие общий
кризис гуманистической философии Нового времени.
Обычно в ряду теоретиков, положивших начало постмодернистскому типу
философствования, первыми называются имена Шопенгауэра, Ницше,
Хайдеггера[2].
«Теоретик вселенского пессимизма» Шопенгауэр исходил из того, что
опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные
формы – пространство, время, причинность. Субъект и объект – это
соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе»
предстает у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаруживается и в
слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека, разум
– лишь инструмент этой «воли».
В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни»
- источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека. Всякий
«осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды
существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается
в непрерывной «войне всех против всех». Государство не уничтожает эгоизма,
будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Шопенгауэр говорит о
стадном человеке, как о массовом продукте производства природы.
В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим
из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Мировая история не имеет
смысла. Страдание - «наказание» за «первородный грех», вину обособленного
существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими
страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -
«незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от власти
пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств –
музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное
отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере
морали, на путях аскезы, умерщвления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр
близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте
сострадания преодолевается иллюзорная граница между «я» и «не-я» и тем
самым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытии.
Для Ницше в основе всего лежит не «воля к жизни», как у Шопенгауэра, а
«воля к власти». В лице Ницше постмодернистская философия находит
мыслителя, попытавшегося постигнуть истоки кризиса ренессансного гуманизма
в иудео-христианской традиции, положившей начало тотальной рационализации и
морализации универсума. Сам пример «танца на руинах» опровергаемых,
казалось бы, незыблемых основоположений классической философии, привлекает
в философии Ницше современных постмодернистов[3]. Прародитель современного
теоретического антигуманизма, Ницше, противопоставляет максимально
приближенного к природе идеального «сверхчеловека», преодолевшего
условности европейской культуры, слабовольным массам людей, которых тот
должен вести за собой.
Вся «подлинная», по выражению Шпенглера, философия XIX столетия есть
выражение концепции «воли к власти, как воли к жизни, как жизненной силы»,
все остальное, говоря словами Шопенгауэра, «профессорская философия
профессоров философии». Философия XIX века в смысле продуктивности – это
только этика, только критика общественного уклада и ничего больше[4].
Мартин Хайдеггер, один из основоположников немецкого экзистенциализма,
развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основу которого
ставил противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира
повседневности, обыденности. Постижение смысла бытия связано, по
Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования. В лекциях,
интерпретирующих понятия философии Ницше («воля к власти» и др.), Хайдеггер
исследует явление «нигилизма» как упущение онтологической разницы между
бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое
господство, в конечном счете, к опустошению земли, по плоскости которой
активно движется «работающий зверь» - забывший свою истину человек.
Хайдеггер обращается к поэзии и искусству как «хранителям бытия» и
собеседникам философии.
Таким образом, постепенно под влиянием философии в общественном
сознании (небезосновательно, так как уже философия XIX века объективно
отражала существующий порядок вещей) сложился образ человека, как
«думающего животного», «работающего зверя», наделенного «волей к власти»,
подминающего под себя природу. Именно против такого видения современного