Скептицизм

II в. н. э. В «Трех книгах Пирроновых положений» Секст от

метил черты медицинского учения «методиков», которые казались ему

близкими к собственному его скептицизму. В «методическом» течении Секст

видел «единственное из медицинских учений», которое, как он думал, «не

торопится чрезмерно с суждением о неочевидном», не заявляет гордо о том,

что воспринимаемо и что невоспринимаемо, но «следует явлению и берет от

него то, что кажется помогающим, по способу скептиков».

Эта оценка «методиков» породила один из запутаннейших вопросов истории

скептицизма — вопрос об отношении Секста к обеим существовавшим в его время

школам врачей. Согласно прозвищу, данному Сексту Диогеном, а также согласно

сообщению псевдо-Галена, Секст принадлежал к школе «эмпириков». Согласно

приведенным выше разъяснениям самого Секста, наиболее близкими к

скептицизму следует считать не «эмпириков», а именно «методиков». Эти

противоречия в свидетельствах античных авторов отразились в историко-

философской литературе. Так, Эдуард Целлер, Брошар, Пауль Наторп и Сессэ

причисляют Секста к эмпирикам. Некоторые авторы, например Паппенгейм,

считают Секста «методиком». Наконец, Филиппсон, опираясь на некоторые,

впрочем достаточно двусмысленные, выражения Секста, находит, будто Секст

был ближе к «эмпирикам» — в своем опровержении логиков и к «методикам» — в

своих «Пирроновых положениях». Все эти гипотезы встречают трудности в

недостаточности наших сведений о действительных различиях между обеими

медицинскими школами.

Сочинения Секста

Сексту принадлежат, кроме «Пирроновых положении», пять книг «Против

догматических философов» и шесть книг «Против ученых» (а не «против

математиков», как переводят некоторые). Последнее сочинение развивало

критику основных понятий не только математики (т. е. арифметики и

геометрии), но и всех остальных наук того времени: грамматики, риторики,

астрономии и музыки.

Три черты характерны для работ Секста: 1) тесная связь его скептических

аргументов с данными современной ему медицинской науки; 2) стремление

представить скептицизм как совершенно беспрецедентное и оригинальное

философское учение, не допускающее не только смешения, но и сближения с

другими философскими учениями; 3) обстоятельность изложения, пред

ставляющего своего рода энциклопедию античного скептицизма, или, как

выразился Брошар, «общий итог всего скептицизма»: «la somme de tout le

scepticisme».

В огромном множестве наблюдения и факты, из которых Секст выводит

постулат скептического «воздержания», принадлежат к наблюдениям и фактам

медицины, физики, физиологии и зоологии; менее часты наблюдения,

почерпнутые из метеорологии и минералогии. Впрочем, как бы ни решался

вопрос об отношении Секста к «эмпирикам» и «методикам» (в специально

медицинском значении этих понятий), не подлежит сомнению, что в целом его

учение основывается на обработке большого эмпирического материала. Не

только в поздней античности, но и в новое время философы, стремившиеся

доказать противоречивость, относительность и недостоверность чувственных

восприятий, представлений и образов воображения, постоянно черпали свои

аргументы и примеры из книг Секста. Ссылки Декарта на недостоверность

чувственного восприятия, показывающего весло преломленным, когда оно

погружено в воду, и прямым, когда оно вынуто из воды, или же башню круглой,

когда ее рассматривают издалека, и квадратной — с близкого расстояния,

заимствованы им из аргументов того же Секста.

Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений

С большой настойчивостью пытается Секст установить специфические

особенности скептицизма, делающие недопустимым смешение скептицизма с

другими учениями. Так, согласно Сексту, скептицизм должен быть строго

отличаем от учения Гераклита о противоположностях: в отличие от Гераклита,

скептики высказывают общее у них с гераклитовцами утверждение, будто

«противоположное кажется в отношении одного и того же» не догматически,, а

как утверждение, составляющее общую предпосылку чувственного опыта всех

людей. Не менее резко отличие скептицизма и от учения Демокрита: хотя

Демокрит, по-видимому, приближается к скептикам, говоря, будто мед сладок

«ничуть не больше», чем горек, от скептицизма его учение отличается тем,

что он догматически отрицает бытие обоих этих качеств, в то время как

скептик отказывается от ответа на вопрос, существует ли на деле или нет то

или другое качество. От киренаиков, сводящих, наподобие скептиков, все

представления к человеческим состояниям, скептицизм отличается целью:

в то время как для киренаиков цель — наслаждение, для скептиков она состоит

в невозмутимости. .От Протагора, по-видимому, признающего «троп»

относительности, скептицизм отличается тем, что, принимая тезис текучести и

относительности явлений, их соотносительность с человеком, скептицизм

воздерживается от имеющегося у Протагора догматического сведения этой

текучести к природе текучей материи. Наконец, от философских учений

Академии, в особенности Новой, во многом, по-видимому, близких к

скептицизму, скептиков также отличает немалое. Для академиков характерна

догматическая решительность, с которой они утверждают, будто «все

невоспринимаемо», в то время как скептик воздерживается от подобных

утверждений и не теряет надежды на то, что, пожалуй, нечто, может быть и

воспринято. Особенно подробно Секст останавливается на разборе воззрений

академика Аркесилая. Секст не отрицает большой близости взглядов Аркесилая,

главы средней Академии, к скептицизму: подобно скептикам, Аркесилай

отказывается от суждений о существовании или несуществовании, от

предпочтительного выбора, того или другого из противоположных суждений. Но

весь этот близкий к скептицизму метод мышления был в руках Аркесилая — так

утверждает Секст — не действительным убеждением скептика, а только

испытующим приемом, имевшим целью проверить пригодность и подготовленность

учеников к усвоению догматических положений учения Платона.

Обстоятельное и энциклопедическое изложение Секста охватывало весь круг

теоретических и практических вопросов и проблем скептицизма. Разрабатывая

свои сочинения, Секст широко использовал работы своих предшественников,

особенно Тимона и Энесидема. В изложении Секста все факты ранней истории

скептицизма вливаются в один общий поток идей школы без надлежащей

исторической дифференциации. При этом Секст, однако, прекрасно освещает

проблематику, метод исследования и эмпирический фундамент крупнейших ее

представителей.

Последним — впрочем, незначительным — руководителем школы скептицизма

был Сатурнин, живший, по-видимому, в начале III в. н. э.

Оценка античного скептицизма Гегелем

В развитии скептической точки зрения античному скептицизму принадлежит

особое место. Гегель правильно отметил преимущество античного скептицизма

по сравнению со скептицизмом нового времени: только первый «носит

подлинный, глубокий характер» [19, т. X, с. 409]. В то время как другие

философские учения либо утверждают, что они уже нашли истину, либо с порога

отвергают возможность установления, античные скептики ищут истину, и их

философия есть ищущая, испытующая, исследующая. Как философское учение

скептицизм «направлен против рассудочного мышления, которое признает

отдельные различия- последними, сущими различиями» [19, т. X, с. 408].

Скептические «тропы», особенно пять поздних, добавленных Агриппой,

представляют, согласно оценке Гегеля, «основательное оружие против

рассудочной философии» [там же, с. 438], имеют предметом своего

опровержения «самую сущность определенности», а само развитое скептиками

опровержение определенного Гегель называет «исчерпывающим». По словам

Гегеля, «требовалась удивительная сила отчетливой абстракции, чтобы во

всяком конкретном материале, во всем мыслимом познать эти определения

отрицательного или противоположения и в этом же определенном находить его

же границу» [там же, с. 440]. По Гегелю, утверждение скептицизма, будто все

лишь кажется, не является субъективным идеализмом, так как в утверждении

этом, поскольку оно «вскрывает противоречие в одном и том же предмете»,

содержится объективная сторона [там же, с. 420]. Поскольку скептицизм

относительно всякого содержания, будь то ощущаемое или мыслимое содержание,

доказывает, что оно лишь кажется и что ему противостоит противоположное ему

содержание, он «является, — утверждал Гегель, — моментом самой философии»

[там же, с. 420].

Скептицизм – это единственная идеология, которая не отрицает правоты

других идеологий. Никакое другое учение не является столь же терпимым к

другим идеям, как скептицизм. Сомнение как сущность скептицизма означает,

что нельзя однозначно соглашаться с каким-либо суждением, но при этом

нельзя и однозначно его отвергать. То, во что верят люди, вполне может

оказаться истиной, хотя и нельзя исключить, что они ошибаются. Следует

специально оговорить, что скептицизм не утверждает невозможности найти

окончательную истину: она лишь пока не найдена, и надо искать ее. На

сегодня пока еще ни одно из выдвинутых человечеством учений не

соответствует требованиям, предъявляемым к истине. Более того, эти

требования столь высоки, что нынешний уровень развития познания и

познавательных средств человека не позволяет рассчитывать, что истина

обнаружится в ближайшее время.

Скептические мотивы в истории общественной мысли народов мира

обнаружили себя уже в глубокой древности – от Древнего Китая до Древнего

Рима. А.Ф.Лосев обоснованно полагал, что вся античная философия пронизана

скептицизмом [i]. Основателем скептицизма в чистом виде, а не в виде

второстепенного мотива, стал древнегреческий мыслитель Пиррон

(приблизительно 365–275 гг. до нашей эры) из Элиды на Пелопоннесе. Он

принимал участие в восточных походах Александра Македонского, а после них

путешествовал по Индии, где общался со святыми, аскетами и магами.

Вернувшись, Пиррон учредил свою философскую школу в Элиде.

Скепсис у Пиррона не является самоцелью, но есть средство обретения

душевного покоя. Индифферентизм и обесценение всех общепринятых ценностей

человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового

наваждения», не ведут при этом ни к отшельничеству, ни к социальному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты