сегодня в нашей стране, — классы и социальные группы возрождаются.
Например, крестьяне-единоличники, предприниматели.
Довольно длительное время в социальной структуре нашего общества
специалисты выделяли два дружественных класса: рабочий класс и колхозное
крестьянство, добавляя социальную группу интеллигенции. Формально каждая из
этих групп обладает необходимыми для социального структурирования
признаками. Но это слишком плоская фотография, и она не дает ответа на
многие вопросы. Например, куда по этой классификации следовало относить
партийную и хозяйственную номенклатуру, которая также, по ленинскому
определению, обладала всеми необходимыми классообразующими признаками.
Скорее всего, она являлась не просто самостоятельным классом, а в силу ее
возможностей распоряжаться собственностью, иметь значительную долю
общественного богатства, играть определенную роль в организации труда —
главным, основным классом общества. Тогда становится понятным определение
"августовская революция 1991 года" — устранение от власти класса
номенклатуры.
В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В
условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося
перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные
группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в
развитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носители
высокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программных
продуктов — то есть инженеры, конструкторы, управляющие,
высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представители
гуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, его
индивидуальное развитие, — ученые, учителя, работники высшей школы и т. п.
Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднего
класса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являются
по-настоящему ведущим классом.
Наряду с горизонтальной расшифровкой социально-классовой структуры можно
осуществить и вертикальную, по уровню образованности, профессиональной
квалификации. Например, среди рабочих можно выделить группы низкой, средней
и высокой квалификации. Соотношение примерно 25: 50 :25. Исследования
показывают, что деление на три группы вполне достаточно.
К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятых
квалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующим
высшего и среднего специального образования, хотя это могут быть и
практики. К служащим-неспециалистам относятся работники умственного труда,
где не требуется обязательно научное образование, хотя оно и может быть;
рядовой милиционер, кассир, секретарь, учетчик и т. д. Не следует относить
к интеллигенции всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих до 10
процентов имеют высшее и среднее специальное образование. Определяющим в
этом плане является характер труда. В отечественной социологии попробовали
найти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Это группа рабочих, занятых
квалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональная
подготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, летчики,
операторы сложных станков и установок и т. п.
Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная
структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы
на стыках разных классов и социальных групп.
Научная теория классов выработана в результате длительного развития
общественной мысли. О том, что общество делится на знатных и незнатных,
богатых и бедных и т.д., было известно издавна. Но эти различия объяснялись
волей бога, судьбой, природой людей и т.п. причинами.
Первые шаги к объяснению экономических основ разделения общества на классы
сделали французские и английские экономисты конца 18-начало 19 вв. (отчасти
Ф. Кенэ и главным образом А. Смит и Д. Рикардо).
Историческое развитие борьбы классов в эпоху буржуазных революций получило
отражение в трудах французских историков 1-й половины 19 в.- О. Тьерри, Ф.
Минье, Ф. Гизо и др., рассматривавших эти революции как проявление борьбы
третьего сословия (главным образом буржуазии) против феодалов. Ключ к
пониманию политической истории они искали в имущественных отношениях людей,
в условиях существования различных классов. Однако французские историки не
сумели вскрыть подлинную основу классового деления общества. Происхождение
классов они объясняли завоеванием, покорением одних народов другими;
признавая "законной" лишь классовую борьбу буржуазии против феодалов, они
осуждали классовую борьбу пролетариата против буржуазии.
Серьёзный шаг вперёд в развитии теории классов сделали русские социалисты и
революционные демократы, особенно Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. От
сочинений Чернышевского, говорил В. И. Ленин, "... веет духом классовой
борьбы" (там же, т. 25, с. 94). "По выгодам, все европейское общество,-
писал Чернышевский,- разделено на две половины: одна живет чужим трудом,
другая - своим собственным; первая благоденствует, вторая терпит нужду...
Это разделение общества, основанное на материальных интересах, отражается и
в политической деятельности" (Полн. собр. соч., т. 6, 1949, с. 337).
Окончательно сформулировали научную теорию классов К. Маркс и Ф. Энгельс.
Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И.
Вейдемейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло в
доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с
определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба
необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама
составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без
классов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 427). Связав
существование классов с определенными историческими фазами в развитии
производства, т. е. с определенными способами производства, марксизм вскрыл
материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники
антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще не
всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а,
следовательно, и исторически преходящее явление.
У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения
первобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - начале 3-го
тысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетии
до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем в
Риме). Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост
производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а
общая собственность на средства производства сменяется частной
собственностью. С появлением частной собственности становится неизбежным
имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи богатеют,
другие нищают и оказываются в экономической зависимости от первых.
Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать,
используя своё положение, обогащаются за счёт общины.
Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают
прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают
города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя
возникает классовое общество, характерной чертой которого является
антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующие
классы будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств
производства, получают возможность присваивать труд угнетенных классов
полностью или частично лишенных средств производства.
Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг друга
способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-
антагонистического общества. При первых двух способах классовой
эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был
юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца
средств производства. В этих обществах "... различия классов фиксировалось
и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого
юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на
классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в
первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы
бессословные" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 311, прим.).
При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает классы
основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев
внутри классов и промежуточных прослоек между классами. Основными классами
называются такие классы, существование которых непосредственно вытекает из
господствующего в данной общественно-экономической формации способа
производства. Но наряду с господствующим способом производства в классовых
формациях могут сохраняться и остатки прежних способов производства или
возникать ростки новых способов производства или возникать ростки новых
способов производства в виде особых укладов хозяйства. С этим связано
существование неосновных, переходных классов. В тех апиталистических
странах, где сохранились значительные пережитки феодализма, существуют в
качестве неосновных классов помещики, все более срастающиеся с буржуазией.
В большинстве капиталистических стран имеются многочисленные слои мелкой
буржуазии (ремесленники, мелкие крестьяне), которые по мере развития
капитализма дифференцируются. Внутри классов обычно имеются различные
слои, группы, интересы которых частично не совпадают. Так, например, в
античном обществе имела место борьба между рабовладельческой аристократией
и демократией, в которой отражались противоречия интересов различных слоев
рабовладельцев. В капиталистическом обществе также существуют противоречия
между интересами различных слоев буржуазии (например, монополистической и
немонополистической буржуазии).
Развитие капитализма ведёт к изменениям в классовой структуре общества. За
последнее столетие в развитых капиталистических странах уменьшился удельный
вес буржуазии в самодеятельном населении (если в середине 19 в. он превышал
в Великобритании 8%, то в 60-70-х гг. 20 в. составляет в высокоразвитых
капиталистических странах всего от 1-2 до 3-4%). В то же время колоссально
возросло богатство буржуазии. Внутри нее выделилась монополистическая