Соловьев

Каким ты хочешь быть Востоком:

Востоком Ксеркса иль Христа?"

Востоком деспотии, насилия, подавления, хотя и при внешней мощи, - или

духовной силой в первую очередь? Для него это было очень важно, потому что

духовная сила всегда стояла впереди. Трагически развиваются события

общественно-литературной жизни В. С. Соловьева. Он выступает с докладом на

тему о средневековом мировоззрении. Доклад вызывает бурную реакцию, в

газетах его поливают грязью! Богословы его считают почти отступником от

христианства. Начинается отвратительная травля. Казалось бы, ну что такого

могло быть страшного в докладе о средневековом миросозерцании? А дело вот в

чем. Соловьев впервые ясно сказал: не думайте, что средние века - время

торжества христианства! Средневековый строй был ублюдком, который соединил

в себе христианские формы и языческие понятия. В силу этого обстоятельства,

когда нехристианская мысль стала говорить о свободе, о достоинстве

личности, о том, что унижение человека - это зло, она, отвергая

христианство, на самом деле служила его идеалу... И Соловьев бросил смелую

мысль, он говорил: кто отменил пытки? кто запретил инквизицию? - христиане

или нет? Нет, не христиане. Это был очень острый и суровый вопрос, над

которым, если думать честно, то думать было трудно. И.это. Понятно, почему

на Соловьева так взъелись пресса и многие другие... Когда Соловьев жил в

Лавре, в Сергиевом Посаде, он чувствовал себя спокойнее. Он писал, что

монахи очень за ним ухаживают, хотят, чтоб он принял постриг. "Но я дешево

не продамся", - шутил он. Его, действительно, как ученого тянуло остаться в

монастыре, тем более что жизнь его была такая аскетичная, и заниматься

наукой. Только наукой. Но этот соблазн он преодолел. Невозможно

перечислить, что он делал и в каких направлениях. Он писал об экологическом

кризисе, о поэзии Тютчева... О чем бы он ни писал, там всегда была

глубокая, интересная мысль. Скажем, один греческий епископ публикует

древнехристианский трактат (1-11 века). Соловьев дает его в переводе своего

брата и снабжает комментариями. Это не просто ученые комментарии, а это

целая... бомба! Потому что он показывает, как было в первоначальной церкви

и что изменилось потом. И всегда ли к лучшему? - ставит он вопрос.

Реформатором церковным он быть не собирался, но вопросы эти ставил. К концу

жизни Соловьев понял, что его проект соединения Церквей рушится, что он

неосуществим. Он пытается начать работать над теоретической философией. Он

написал огромный труд - христианскую этику. "Оправданием добра". В ней

содержится так много важного и ценного! Соловьев говорит сначала об идеалах

человеческих. Что такое добро? Внешнее счастье, гедонизм, власть, еще что-

то? Он показывает, что все это, в конце концов, лопается! И дальше

анализирует - научно, философски, богословски, поэтически - сущность того,

что мы называем добром. За несколько лет до смерти он причащается у

католического священника. Этим самым он хотел как-то показать, что он лично

уже не признает разделения Церквей. Когда он сообщил об этом своему

православному духовнику, тот ответил, что этого не надо было делать. Они

резко поспорили. И когда Соловьев умирал, он сказал: "Я был не прав". Он

писал, что личные унии, личные переходы из Церкви в Церковь не помогут

единству христиан, а наоборот, только вносят лишний соблазн.

За Беляево есть парк - это бывшее поместье "Узкое". Там сейчас санаторий

Академии наук. Если пройти по дороге, ведущей вглубь, к санаторию, то вы

подойдете к церкви. Она отремонтирована только снаружи, внутри там свалены

книги, в свое время вывезенные из "канцелярии Гитлера" (они лежат с самой

войны). Рядом с церковью, за оградой, дом, типичный помещичий дом. Это

имение князя Трубецкого. Сергей Николаевич Трубецкой, бывший недолго

ректором Московского университета, умерший через несколько лет после смерти

Соловьева тоже молодым, блестящий философ, острый полемист и критик,

благороднейший общественный деятель, - принял его под свой кров в

критический момент, когда тяжелые и многочисленные болезни внезапно

обрушились на Владимира Соловьева. Но на самом деле он постепенно

скитальчеством убивал себя, - и вдруг все вышло наружу. И в кратчайший срок

ему стало настолько плохо, что... он уже не мог оттуда уехать, и умер он на

руках Сергея Трубецкого. Перед смертью Соловьев причастился, исповедовался.

Умер в сознании. Он читал и писал на еврейском языке, потому что любил

всегда к своим молитвам прибавлять язык Христа, чтобы это звучало как связь

с христианской древней традицией. Он знал многие псалмы наизусть. Теряя

сознание, потом, приходя в себя, он говорил: "Трудна работа Господня".

Действительно, этот совсем не старый человек нес на себе колоссальное

бремя. Простой, как ребенок, и одновременно мудрый. Человек, который

вызывал восхищение, зависть, ненависть, поношение, презрение. Человек, о

котором потом напишут сотни книг и брошюр, - уже через десять лет после его

смерти библиография о нем имела несколько сот названий. Итак, он умер и был

похоронен в Москве в Новодевичьем монастыре. Прямо напротив входа, по

первой же аллее, слегка направо повернув, вы подойдете к памятнику Сергею

Михайловичу Соловьеву - белому мраморному памятнику с его рельефом. Крест,

конечно, сбит. Рядом - могилы его сына и дочери. Памятники, конечно,

уничтожены. На могилах Владимира Соловьева и его сестры стоят обломки чужих

надгробий, без креста. Но, слава Богу, что и такие стоят. Сейчас обещают к

90-летию со дня его смерти, на средства Московской епархии, епархиального

управления восстановить памятник в первоначальном виде. Туда, к этой

могиле, приходили очень многие. Соловьев оказал огромное влияние на Андрея

Белого, на Блока, который называл его рыцарем-монахом. Тема прекрасной Дамы

у Блока, конечно, навеяна Соловьевым. Вся блестящая плеяда русских

религиозных мыслителей - Булгаков, Флоренский, Бердяев, Франк, Евгений

Трубецкой и многие другие - были бы невозможны, их трудно представить себе

без Соловьева. Концепция положительного всеединства

Концепция положительного всеединства строится методом «критики

отвлеченных начал». Отвлеченные начала (категории, критерии),

устанавливаемые сознанием в итоге дискурсивной работы над данными опыта,

выражают, согласно Соловьеву, не целостный предмет познания (сущее), но его

предикаты и необходимо заключают в себе тенденцию к гипостазированию,

обособлению и стремление незаконно занять место целого. Однако

«отвлеченность», обособленность – главный порок не только категорий

мышления, но и «тварного» падшего мира, и в этом пункте критика их

приобретает онтологическую окраску (феноменологическое определение зла как

извращенного взаиморасположения элементов). Задача критики отвлеченно начал

мыслится Соловьев, не как ниспровержение старых начал и категорий во имя

утверждения неких собственных, но как «органический синтез» начал, уже

бытующих в данной сфере и лишь препарированных «критикою». Такой синтез

обязан обеспечить внутреннее единство возникающей системы понятий,

предохранить ее от эклектизма, привести к гармонии с положительными, т.е.

религиозными началами. Верховный принцип синтеза, удовлетворяющий

поставленным требованиям, и был определен Соловьевым как « положительным

всеединством» – « полная свобода составных частей в совершенном единстве

целого». Гносеологическим аспектом концепции положительного всеединства

является теория «цельного знания», в которой должна быть снята

отвлеченность опытной науки, философии, теологии и данный органический

синтез «типов философии», отвечающих этим началам, - эмпиризма,

рационализма и мистицизма. Показательная для раннего Соловьева критика

теологии ставит задачу «…ввести религиозную истину в форму свободно-

разумного мышления. Реализовать ее в данных опытной науки» Задача «цельного

знания» – познание абсолютного «… как в нем самом, так и в его отношении к

эмпирической действительности субъективного и объективного мира…» Его

необходимые предпосылки суть: вера в безусловное существование предмета

познания; воображение, или умственное созерцание (intelektuelle Anschauunq’

Intuition) идеи предмета; творчество – воплощение этой идеи в актуальных

ощущениях, или образах внутреннего мира. Принимая кантовское учение об

априорности категорий сознания, Соловьев оспаривает безусловность границы

между явлением и «вещью в себе» и утверждает возможность действительного

познания сущего. Учение об идеях как живых существах, открывающих себя в

феноменальном мире через систему соответствий (вариация на платоновскую

тему), позволяет Соловьеву разрешить гносеологическую проблему в духе

художественного символизма (хотя не вполне осознанного им самим), Условием

реализации цельного знания Соловьев считает «организацию действительности»,

т.е. реализацию человеком божественного начала в эмпирической жизни.

Онтологическая разработка понятия положительного всеединства совершается

Соловьевым в контексте общей концепции Абсолютного, отмеченной влиянием

апофатичной теологии и Шеллинга. Специфика этой концепции заключается в

трактовке бытия как предиката Сущего (Абсолютного). Сведение Сущего к бытию

– это замена целого его отвлеченным началом, что подлежит критике. В

результате Соловьев приходит к утверждению относительности бытия и

безусловности Сущего, которое «…есть начало всякого бытия»; оно «… не есть

ни бытие, ни небытие…», но то, «…что… полагает или производит бытие…» (там

же, с.334). На этом основании Абсолютное, первоначально определенное

признаками безусловности и все целости, определенное признаками

безусловности и все целости, определяется как Абсолютно-сущее, или

Сверхсущее. Являясь сущим, Абсолютное обладает некоторой сущностью,

отличное от себя. Критика дуалистической и пантеистической концепции

Абсолютного как отвлеченных приводит Соловьева к выводу: сущность

Абсолютного есть положительное всеединство, философским определением

которого является, безусловно, единая и всецелая идея, а личностным и

теологическим аспектом – София, божественная премудрость. Определив бытие

как отношение сущего и сущности, Соловьев выделяет следующие модусы бытия:

воля (слитность сущего и сущности, нарушаемая лишь потенциально, в

стремлении); представление (сущность проявляется как отличное от сущего,

представляясь ему); чувство (сущее вновь соединяется с представляющеюся

сущностью). От модусов бытия Соловьев заключает к соответственно модусам

(образам) положительного всеединства – благу, истине и красоте. Наконец,

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты