Соловьев

тройственность отношения Абсолютного к своей сущности свидетельствует о

наличии соответственно структуры непосредственно в Абсолютном; три члена

этой структуры суть вечные и актуально единосущные субъекты. Так

достигается почва христианской концепции трехиконностасного Абсолютного.

Диалектика различия и единства Абсолютного и его инобытия впоследствии

конкретизируется Соловьевым в теорию мирового процесса. Эти рационально-

схематичные конструкции представляют ранний период творчества Соловьева.

Зрелым изложением и пересмотром метафизики Соловьев должен был стать

большой труд, над которым он работал в последние годы жизни (приступ к

этому неосуществленному труду – три статьи по гносеологии, содержащие

подготовительный анализ критериев достоверности и предпосылок познания).

Можно предположить, что зрелая философско-богословская система Соловьева

представляла бы внутреннее «этицизированную метафизику («нравственный

элемент…не только может, но и должен быть положен в основу теоретической

философии» – там же, т.9, СПБ. 1913, с.97) с центральной темой – онтологией

зла, дополняющей онтологическое «Оправдание Добра».

Теория мирового единства

Теория мирового единства – наиболее синтезирующий и устойчивый раздел

системы Соловьева. Она излагается главным образом в следующих сочинениях:

неопубликованный трактат «Sophie» Соловьев ставит задачу соединить

христианскую телеологию с естественнонаучным и философским эволюционизмом в

последовательном финализме (являясь в этом отношении предшественником П.

Тейяра де Шардена, создавшего во многих чертах сходную систему). Склонность

Соловьева к эволюционным идеям объясняется не только их научной

авторитетностью, что было немаловажно для принципиального врага

обскурантизма. Эволюционизм входил в самую сердцевину соловьевского

построения как орудие его теодицеи. Разделяя, общехристианский взгляд на

природный космос как на результат божественного творчества, Соловьев

отказывался признать это творение совершенным и готов был «оправдать» его

только в качестве идущего к совершенству. Эмпиричное состояние

материального мира постоянного ощущается Соловьевым как извращенное и

хаотизированное. «Грубая кора вещества» (косность), временная и

пространственная разорванность, механическая причинность воспринимается им

как тюрьма для всей твари, а не только для человека. У Соловьева было

ослаблено библейско-христианское переживание бытия как дара и блага самого

по себе, философски оформленное томизмом (связь с которым, однако, у

Соловьева несомненна). Он трактует «акт творения» в духе мистического

пантеизма Шеллинга как некое выпадение из лона Абсолюта, прискорбное

поначалу, но оправданное в итоге «предвечного плана». Элементы гностицизма

и романтичная рецепция платонизма сплетены здесь с христианским чаянием

«нового неба и новой земли». Сострадание Соловьева с космически-

неустроенной твари (природе) возвышается до нравственного пафоса, тем более

что философ исповедовал своеобразный гилозоизм и панпсихизм. Кантовские

«вещи в себе» (иногда – с лейбницевыми монадами, иногда – с атомами

Демокрита) потому и не «переходят» целиком в «вещи для нас», что остаются

«для себя» самобытными существами, живыми деятелями и одушевленными

средоточиями динамичных сил (ср. с блаженством и страданием атомов в

«монизме» и «космической этике» Циалковского). Личностно-собирательное

единство этих живых элементов творения определено Соловьевым в

мифопоэтическом понятии «души мира» (с прямой ссылкой на платоновского

«Тимея»). Мифопоэтический элемент космогонии Соловьева ярче всего выражен в

его неопубликованном юношеском трактате, но никогда не выветривается

вполне, хотя гностичные и каббалистичные термины вытесняются теологическими

и философскими. Учение о душе мира – самое темное место в соловьевской

конструкции вселенского процесса. Иногда он отождествляет ее с Софией,

иногда, стремясь избавиться от пантеизма, усматривает в ней противообраз

Софии, к воссоединению, с которой и стремиться мировая душа, и дает ей

имена: первая тварь, materia prima, мать внебожественного мира, душа хаоса,

земля; то наделяет ее полноценными атрибутами личности (свободой воли), то

характеризует ее как бессознательно реализуемую лишь в человеке – «…центре

всеобщего сознания природы» В общем, важно, что не божество, а мировая душа

является для Соловьева непосредственным деятелем космического процесса,

космическим художником, воспроизводящим зиждит. воздействия абсолютных идеи

неадекватно, так сказать, методом проб и ошибок, с катастрофичными

уклонениями на каждой стадии. Постулируя этого космогонического деятеля,

Соловьев, т.о., удваивает традицию, христианскую концепцию мировой истории:

фазы космогонии (от равнозначащего творению ниспадения мировой души в хаос

до появления человека) предшествует соответственно фазам человеческой

истории (от «грехопадения» до воплощения Логоса); создается грандиозная

первобытная мистерия – диалог «первой твари» с богом. Именно издержками ее

свободы Соловьев объясняет муки природной эволюции. Оси, этапы космогонии,

по Соловьеву: собрание хаоса в первичное единство силой всемирного

тяготения, которому Соловьев, следуя теологическим идеям Ньютона,

приписывает мистический характер, - это первая «материализация» мировой

души (ибо чистый хаос для Соловьева, как и для античного идеализма, -

несущее, «меон»); затем гармоничное расчленение и более интимное

воссоединение вселенского тела свето-электромагнитными силами (т.о., для

Соловьева, как и для позднейшего физического идеализма, в основе мира лежит

энергия); возникновение жизни как органичного единства новообразованной

материи и световой силы; и, наконец, появление человека. Т.о., ряд

«повышения бытия» есть вместе с тем ряд вех собрания Вселенной, ее

приближения к всеединству. Этим вехам придается сакральное значение – как

цепи «преобразовательных теофаний», т.е. предварительное воплощение

божеств, премудрости в ответ на смутные порывы мировой души. Соловьев

подводит итог своей космогонии в чеканных поэтических формулах. Именно эти

мотивы творчества Соловьева более всего свидетельствуют о его

художественном даре и специально художественной окраске его религиозно-

философского мышления. В прямой связи с космогоническим построением

Соловьева находится важнейший аспект его антропологии – учение о

мессианском призвании человека как возделывателя и устроителя природы, ее

освободителя и спасителя («теурга»). Именно это учение придает космогонии

Соловьева финалистический характер. Человечество, по определению Соловьева,

есть «богоземля», посредник между божеством и природой. Софиология

Соловьева иногда строится как теологическое доказательство существенной

причастности человека божественному миру. София – вечно женственное начало

божества, собирательное мистическое тело Логоса – есть вместе с тем и

идеальный совокупный человек. Т.о., человек, генетически являясь вершиной

природной эволюции, онтологически первичен. Человеческое сознание,

способное вместить в себя все, уже содержит форму всеединства. С другой

стороны, человек своею телесностью коренится в материальной стихии бытия. В

соответствии со своим посредническим положением человек призван перерождать

и видоизменять внебожественную природу до совершенной ее интеграции (т.е.

до одухотворенности). «Подчиниться богу и подчинить себе природу, чтобы

спасти ее – вот в двух словах мессианический закон». «Грехопадение», т.е.

стремление овладеть мировым целым собственными силами, и его результат в

природном мире – злокачественная реакция хаотической подосновы – отсрочили

царственное призвание человека, но не упразднили это призвание. Космическая

задача становится исторической. Единство бога и внебожественного мира,

возглавляемого человечеством, выступает

теперь у Соловьева как цель мировой истории.

Историософия

Смысл истории, по Соловьеву, - трансцендировать самое себя и вывести

одухотворенное и облагороженное человечество в преддверие божества.

Достижение этой цели осложняется греховностью человеческой натуры. Соловьев

обращается к заимствованию из английского богословия концепции «трех

искушений», развившейся из экзегенического рассмотрения евангелистского

эпизода об искушении Христа сатаной. По убеждению Соловьева, именно три

искушения – «искушение плоти», «искушение духа» и «искушение власти» – суть

основное зло человеческого общежития и основные препятствия, стоящие между

эмпирическим человечеством и грядущим богочеловечеством. В трактовке

проблемы «третьего искушения» Соловьев более всего сближается с творческим

миром Достоевского (сравнение с легендой о Великом Инквизиторе). Если это

реализует себя в истории искушением, то противостоящее ему божество

реализует себя силою откровения. Акты откровения совершаются в истории,

диалектически сообразуясь с уровнем развития человеческого сознания и

стимулируя это развитие. Т.о., историю развития человеческой культуры

Соловьев мыслит как непрерывный диалог между сознанием совокупленного

человечества и божественного разумом. Согласно Соловьеву, существует три

ступени откровения: 1) Естественное (непосредственное) откровение,

подводящее к познанию чисто внешнего мира, природы. В сфере его находятся

языческие верования, а в новое время – опытные науки и материалистические

учения. 2) Отрицательное откровение, в котором Абсолютное обнаруживается

как сверх природное Ничто, противопоставленное природному миру. Ему

соответствует пессимистические и аскетические мировоззрения; древнейшим и

самым законченным его выражением является буддизм. 3) Положительное

откровение, в котором Абсолютное представляет как таковое. Оно открылось

ветхозаветному сознанию (абс. личность бога) и теоретическому эллинскому

разуму (абс. Строй бытия – Логос). Но лишь в личности и учении Христа

совокупное человечество получило всю полноту положительного откровения. В

этой богочеловеческой личности полнота положительного откровения

гармонизирована с полнотой реализации благих потенций человеческой природы.

Земной путь Христа мыслится как кульминация не только исторического, но и

вселенского процесса.

Однако, по учению Соловьева, историческое человечество оказалось не на

высоте явленного ему откровения. Христианство не смогло побороть культурный

вековой антагонизм между Востоком и Западом (хотя, в смысле метафизическом,

оно осуществило примирение между ними). Сила Востока, по мысли Соловьева,

заключается в глубине его религиозных созерцаний, настолько само владеющих,

что человеческая личность выглядит в них приниженной и лишенной смысла;

сила Запада – как раз в обратном: в гипертрофии личностного, человеческого

начала. Этот антагонизм, вытекающий из фундаментального несовершенства

человеческой натуры, расколол историческое христианство. В результате на

Востоке восторжествовало почитание «бесчеловечного бога», а на Западе –

«безбожного человека». Залог освобождения богочеловеческих потенций

человеческого рода Соловьев усматривает в религии и культурном примирении

Запада и Востока, распрю между которыми он считал исторически преходящей.

Этика.

Человек, по Соловьеву, оказывается связующим звеном между божественным и

природным миром именно как существо нравственное. Это придает всем областям

философии Соловьева этическую окраску. Двойственная природа человека

такова, что он томится противоречием между исканием абсолютной свободы

(«положительной свободы») и пребыванием в мире «суеты беспощадной»,

которая, выражаясь в неограниченном самоутверждении единичного «Я», только

приумножает сумму господствующей в мире механической причинности.

«Положительная свобода» у Соловьева, выражающаяся в самоотречении личности,

однако, не означает отказ от ее индивидуальности и свободы. Человеческая

личность не только объективно реализует, но и субъективно ощущает свою

свободу, во-первых, в акте любви (к другому человеческому существу, к

природе, к богу) и, во-вторых, в нравственном поступке. Соловьев полагает,

что, преодолевая детерминацию силою нравственного подвига, человек тем

самым приближает себя к абсолюту, знаменующему полноту «истины, добра и

красоты». Так платоническое учение об эросе сочленяется у Соловьева с

кантовским категорическим императивом на основе христианской антропологии.

Соловьев учил, что не может быть цельного мировоззрения и эффективной

жизненной практики без (…господствующей и объединяющей любви…»,

пронизывающей все существо человека. Проблему реализации добра на земле

Соловьев решает как церковный мыслитель, для которого личность Христа –

свидетельство и гарантия конечного торжества добра в мире.

Выступая против того, что представлялось ему сгустками мирового зла, -

смертной казни, религиозного национального гнета, племенной вражды, -

Соловьев стремился собственной жизненной практикой обнаружить присутствие в

мире самозаконной нравственности, соотносящей человека с миром

безусловного. Через драму личных переживаний и чувство личной

ответственности за судьбы мира Соловьев хотел найти выход из проблемы,

которой он не сумел дать корректное теоретическое разрешение, - из проблемы

свободы и необходимости в истории. В этом смысле Соловьев оказался

философской предтечей этики религиозного экзистенциализма.

Эстетика

Соловьева (а также тесно связанная с нею философия эроса) смыкается с

его космо-антропологией и этикой. Красота есть введение веществ, бытия и

нравственный порядок через его просветление и одухотворение. «Воплощенная

идея», «святая телесность» – таковы самые общие определения красоты. Без

победы над «физическим эгоизмом» (пространством, временем, причинностью,

смертью), т.е. без торжества в красоте, добро, даже победившее в

человеческой душе эгоизм нравственный, остается субъективным и призрачным.

Эстетика Соловьева претендует на философское обоснование афоризма

Достоевского «Красота спасет мир». Как модус Абсолютного, красота является,

по Соловьеву, объективной силой, действующей в природе и в истории. Со

своей точки зрения Соловьев осуждает «эстетический сепаратизм», лишающий

красоту безусловной онтологической основы, и усматривает в «эстетическом

реализме» Н. Г. Чернышевского «первый шаг к положительной эстетике».

Соловьев соглашается с формальной дефиницией красоты как «чистой

бесполезности» в том смысле, что она есть не модифицированное биологическое

и социальное приспособление, не средство, а цель становящегося миропорядка.

В основном сочинении по эстетике – статье «Красота в природе» - Соловьев

прилагает к космогоническому процессу эстетический критерий. Реальная

основа и потому необходимый фон всякой земной красоты – хаос, косное

стихийное начало, а этапы космической эволюции – это ряд «усложняющихся

художественных оформлений хаотической материи идеей. Причем на более

высоких ступенях хаотическое начало все сильнее выказывает безмерность

своего сопротивления, чем объясняются срывы и конфликты художественной

эволюции в природе, резкие рецидивы безобразия. Доказывая, что красота в

природе есть реально-объективное произведение эволюции, Соловьев пытается

держаться естественнонаучной почвы, но традиционная поэтическая символика

света – духовного начала, отраженного неорганическим миром и проникающего

внутрь мира органического, - преобладает над арсеналом научных аргументов.

Начатое природой («мировой душой») художественное дело не отражается, не

повторяется, а продолжается человеческим искусством, которое способное дать

более глубокое и полное решение той же задачи. В широком смысле искусство

есть «теургия», т.е. жизненно-практичное дело претворения и преображения

действительности в идеально-телесный космос абсолютной красоты. Этот взгляд

рельефно выражен в стихотворении Соловьева «Три подвига»: истинный художник

совершает подвиг Пигмалиона – оформляет красотою косный материал, подвиг

Персея – побеждает дракона, т.е. нравственное зло, и подвиг Орфея – выводит

красоту - Эвридику из ада смерти. В узком, специфическом смысле миссия

искусства заключается во фрагментарных пророческих предварениях

«положительного всеединства»

Философией эроса представлен глубинный и личностный аспект соловьевской

теургии, призванной победить непроницаемость и тленность вещественного

бытия. Любовь осознается Соловьевым как спасение человеческой

индивидуальности через жертву эгоизма, как радикальное изживание

эгоистичной отъединенности благодаря перестановке центра личной жизни из

себя в другого.

План реферата

1 Биография Соловьева

2 Концепция положительного всеединства

3 Теория мирового процесса

4 Историософия Соловьева

5 Этика Соловьева

6 Эстетика Соловьева

Список литературы:

1 Александр Мень “Мировая духовная культура, Христианство, Церковь. Лекции

и беседы” , Москва 1995.

2 Энциклопедия по философии

-----------------------

Министерство общего профессионального образования

Российской Федерации

Кафедра истории и философии

Реферат на тему:

Философия Владимира Сергеевича Соловьева

Выполнила: ст. гр. А 18-1

Силина Наталья

Проверил:

Красноярск 2000

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты