Сознание и самосознание
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Кафедра философии и социальных наук
РЕФЕРАТ
Тема: Сознание и самосознание
Выполнила студентка
Группы
ЭКН-4-00
Руководитель:
доктор
философских наук,
профессор, академик
Петраш
Ю. Г.
ОБНИНСК* 2001
План реферата:
Введение
I. Сознание
1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Общественная природа сознания
Ш. Самосознание
1. Понятие самосознания
2. Структура и формы самосознания
3. Предметность и рефлексивность самосознания
IV. Заключение
I. Введение
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения
множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение
природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и
потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере
его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и
методологические установки любого философского направления. Естественно,
что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с
единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы
регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма
характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной
реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром,
включая управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр
вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и
специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии,
языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в
настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных
аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную
философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об
отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые
предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает
сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает,
что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание
является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»
вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления
отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим
способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-
преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и
развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и
общения.
II. Сознание
1. Понятие сознания и его определение
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и
обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения
сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его
интересам, целям и идеалам.
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только
сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека,
которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,
следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или
чувствует.
Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается
возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот
процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание
присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной
жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя
действительность для животного — природа; для человека — природа и
общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами
двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание
сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и
общественных существах).
Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и
физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия
этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически,
создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя
вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия
рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.
Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются
природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя
физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само
содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем
содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только
характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата.
Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть
субъективный образ объективного мира.
Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной
жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль
над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека
с его сознанием.
Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы
имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов,
определивших и определяющих развитие психики человека, факторов,
действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому,
занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только
факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические,
подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы
психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание
человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей
и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию.
При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том
смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной,
материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный
характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира,
природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая
обусловленность — вторичной.
Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой
стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые
фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук.
Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память,
воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды,
в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание
не выходит за пределы психологических процессов.
Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть
отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток
как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот
снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан.
Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство
объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное
содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в
виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и
его прошлым жизненным опытом.
В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более
специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам
логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного
материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в
которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право),
сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей.
Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность
людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов,
выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их
неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не
означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и
специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;
б) как члена общества, т. е. как социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,
на которой он работает.
Как же можно определить сознание?
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании
поведения человека.
2. Отличительные черты психики и сознания
Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также
проблема философская и социологическая. При исследовании этих последних
сторон сознания необходимо, учитывать достижения естественных и
психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже
утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук.
Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в
целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную.
Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на
второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.
Обычное представление, что сознание человека отличается от психики
животных лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки