Сознание и самосознание

Сознание и самосознание

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Кафедра философии и социальных наук

РЕФЕРАТ

Тема: Сознание и самосознание

Выполнила студентка

Группы

ЭКН-4-00

Руководитель:

доктор

философских наук,

профессор, академик

Петраш

Ю. Г.

ОБНИНСК* 2001

План реферата:

Введение

I. Сознание

1. Понятие сознания и его определение

2. Отличительные черты психики и сознания

3. Структура и источники сознания

4. Функции сознания

5. Активность сознания

6. Общественная природа сознания

Ш. Самосознание

1. Понятие самосознания

2. Структура и формы самосознания

3. Предметность и рефлексивность самосознания

IV. Заключение

I. Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,

многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения

множества наук, среди которых философия.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо

определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с

окружающей действительностью предполагает выяснение

природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и

потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере

его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и

методологические установки любого философского направления. Естественно,

что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с

единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы

регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма

характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной

реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром,

включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр

вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и

специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии,

языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в

настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных

аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную

философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об

отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые

предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает

сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает,

что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание

является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»

вписывания человека в эту целостную систему бытия.

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления

отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим

способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-

преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и

развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и

общения.

II. Сознание

1. Понятие сознания и его определение

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и

обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения

сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его

интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только

сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознательными называются такие психические явления и действия человека,

которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,

следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или

чувствует.

Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается

возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот

процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание

присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной

жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя

действительность для животного — природа; для человека — природа и

общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами

двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание

сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и

общественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и

физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия

этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически,

создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя

вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия

рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются

природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя

физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само

содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем

содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только

характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата.

Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть

субъективный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной

жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль

над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека

с его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы

имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов,

определивших и определяющих развитие психики человека, факторов,

действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому,

занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только

факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические,

подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы

психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание

человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей

и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию.

При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том

смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной,

материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный

характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира,

природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая

обусловленность — вторичной.

Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой

стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые

фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук.

Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память,

воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды,

в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание

не выходит за пределы психологических процессов.

Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть

отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток

как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот

снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан.

Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство

объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное

содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в

виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и

его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более

специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам

логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного

материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в

которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право),

сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей.

Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность

людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов,

выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их

неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не

означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и

специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,

на которой он работает.

Как же можно определить сознание?

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека.

2. Отличительные черты психики и сознания

Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также

проблема философская и социологическая. При исследовании этих последних

сторон сознания необходимо, учитывать достижения естественных и

психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже

утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук.

Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в

целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную.

Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на

второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.

Обычное представление, что сознание человека отличается от психики

животных лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты