полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств
осуществляются и различные реакции организма.
Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы
ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к
достижению ожидаемого результата. Наконец, в самом процессе деятельности
происходит корректирование действия, если оно не обеспечивает достижения
нужного результата. В производственной области функция управления
различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль
сознания в области регулирования и управления социальными процессами,
органами и учреждениями общества
Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их
характере, вытекающем из диалектической же природы сознания - как единства
объективного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия
внешнего мира и «обратной связи» субъекта с объектов.
5. Активность сознания
Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является
реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и
«работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном.
Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств,
проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в
общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два
атрибута психики: свойства отражения и активности.
Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без
коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма
в его жизненных условиях; активность же психики является основным
внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно
не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу
или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла
без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более
сложное назначение — преобразование внешнего и внутреннего мира человека в
целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения
поднимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем
активность психики животных. Последняя является основой и элементарной
формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.
Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и
психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами
мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так
же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в
движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее
существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с
признанием активности как свойства всего живого.
Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому
проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в
широком философском смысле.
Из комплекса многообразных источников активности сознания следует
выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные
явления порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами»
активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела,
либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой
социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными
убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества,
государства или социального коллектива.
Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего
проявления в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно
сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна
непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только
«снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как
внутренние процессы психики).
Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения
сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления
(деятельности). Таким образом, активность сознания проявляется как в
мышлении, так и на практике.
Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух
«этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности
(естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие,
общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые,
национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй
«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями
социально-психические явления нижнего «этажа».
Решение проблемы активности сознания, взятой в ее гносеологическом и
социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего
из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных
факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая
форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в
свою очередь состоит из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.;
познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на
действие. Эти звенья нельзя рассматривать как линейный ряд, так как в одних
случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных
импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех
случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и
формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в
большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.
6. Общественная природа сознания
Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на
основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с
необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой
деятельности в особых формах отражения.
В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную
деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и
заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого
сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику,
приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого
приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом
пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в
активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные
общения в процессе этой деятельности.
К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные
нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры -
производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек
рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм,
выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден
фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в
качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к
заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта
соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную
черту сознания как специфической формы отражения.
Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира
культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное
для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического,
художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения –
фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей
нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер
целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки,
представления всегда заключают в себе определенное отношение к
действительности.
Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически
человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям,
гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов
человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного
отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования
культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.
II. Самосознание
1. Понятие самосознания
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве
носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение
себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются
необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той
специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.
Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.
Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,
своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание
человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,
своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль
играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это —
сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с
точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный
философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении
специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем,
что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой
действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание,
которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое
раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является
очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.
Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает
относительность различия и противоположности объекта и субъекта,
неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт
самосознания показывает, что разделение действительности на объект и
субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что
и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух
формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и
в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.
Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального
сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком
философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом
деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и
т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой
также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом,
самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального