Сознание и самосознание

зрения, неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С

одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким

развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты

у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания

человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на

несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных. Глаз

художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного

микроскопом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на

больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно

больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие

некоторых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам

кажется, считать первой отличительной особенностью сознания человека.

Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности

человека рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все

развитие культуры вело не только к тому, что действия человека становились

все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и

к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и

теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.

Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании

качества этой рациональной ступени, состоящей:

а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;

б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;

в) во все большем отходе абстракций от непосредственного практического

приложения.

Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека

сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное

мышление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых

невежеством и поверхностными обобщениями,

Четвертая особенность сознания связана с развитием у человека особых,

новых сравнительно с животными форм рационального познания: понятийного

мышления и связанной с ним членораздельной речи, оценочного мышления и

целевого характера мышления и поведения.

Эти особенности человеческого сознания также имеют свои предпосылки в

животном мире. Но в своей развитой форме они присущи лишь человеку.

Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие

общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии,

идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное

сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в

содержание сознания каждого человека.

3. Структура и источники сознания

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в

виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или

рациональном.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

психического отражения действительности. Создание здесь структурно

организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных

элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре

сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как

осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к

содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего

обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в

объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское,

эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и.

рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,

мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной

полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в

себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним

воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако

сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

интегральное, сложно-структурированное целое.

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение

длительного времени был и остается предметом анализа философов и

естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:

Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и

духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и

понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже

в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов;

однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в

себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода

информация является результатом взаимодействия человека с наличной

ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие

понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые

нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы

познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его

собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии

непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое

прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная

система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на

клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление

общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга,

но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

Отметим, что при формировании актуального содержания сознания все

выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники

преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне

(допустим, от общества), включается в сознание.

Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания

являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не

мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении

субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие.

Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание.

А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с

действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником

сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая

человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата —

головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

4. Функции сознания

Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание

орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие

есть средство для действия.

Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе,

обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей

его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою

специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции.

Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и

действительностью.

Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь

человеку. У животных отсутствует субъективная сторона отношения. Животное

— непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает

себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же

делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.

Его жизнедеятельность — сознательная.

Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное

воздействие на окружающую человека действительность, изменение,

преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы

изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это

изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной

постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом,

имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как

в этой деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.

В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на

субъект, а и понятии отношения применительно к сознанию — главным образом

обратное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика

человека вообще, нетождественно с отражением как сущностью психического

процесса. В своей сущности творчество есть акт сознательный. Творческое

сознание является моментом перехода от отражения к практике. Отражение в

творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком,

отличный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает

человек, а не природа.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в

том числе и совершаемого человеком). Как и творчество, оценка базируется на

отражении, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой

представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой

отношения человека к действительности. В сознании отражается все, что ему

доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по степени развития

технических средств наблюдения и эксперимента. Оценка же производит выбор

из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к

действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение

особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и

идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного

отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно

самостоятельна, автономна.

Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными,

выполняют служебную роль в отношении к практике. Они, так сказать,

подготовляют решения человека о том, как надо практически действовать. Они

способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания.

Сознание, как и вся психика человека в целом, существует в конечном

счете для практики, для регулирования и управления поведением человека, его

деятельностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет

уже в непосредственно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой

свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые,

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты