Средневековая христианская философия
Российский Государственный Гуманитарный
УНИВЕРСИТЕТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Реферат
Тема: «Средневековая христианская философия»
Учебная дисциплина «философия»
Студент: Карасев Андрей Викторович
Группа: ЭЗПС
Преподаватель Дронов Александр
Иванович
Оценка «_______________»
Калуга - 2000
План
Введение ……………………………………………….……………………………….…2 стр.
I.
Этап патристики в средневековой философии. Учение Августина Блаженного……...
5 стр.
II.
Платонизм и Аристотелизм в философской христианской доктрине.
Этап схоластики. Философия Фомы Аквинского………………………….……………. 8 стр.
III.
Реализм и номинализм в философии средневековья…………………..….…………….23 стр.
Заключение
Список литературы ………………………………………...……………………………..24 стр.
Введение
Как возникло христианство.
Христианство – одна из мировых религий. Оно появилось около 2х
тысячелетий назад.
В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни
царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это
было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и
был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по
движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она
остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором
признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли
ему дары.
Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12
доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами) и,
совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины,
проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил
чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял
больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил
досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков
полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а
его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.
В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала
раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным
Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус
был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте, что
считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова
произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись
гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус
воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке
вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших
и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные
муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим»
– небесное божье царство.
Основы христианского вероучения
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия")
зародилось как одна из сект иудаизма в Палестине. Это изначальное родство с
иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры -
проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная
книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет,
признается только христианами и является для них главнейшей).
Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство
уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и
среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период
глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей.
Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском
общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего
спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий
аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное
смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления
Царства Божьего на земле.
Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не
только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и
об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству
универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской
империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди
разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея"
провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее
развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и
языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое
распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих
убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в
вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей
благодатью.
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и
подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило
богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос,
приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род
людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания,
любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой
крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем
самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и
совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть
предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.
[pic]
I. Этап патристики в средневековой философии. Учение Августина Блаженного.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской
империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в этот период имела два основных
источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия,
прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник
- Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем
средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых
наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца,
и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого
религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия
была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские
вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания,
активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на
познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология;
ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные
частные и прикладные науки.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в
соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу,
тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в
соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и
поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение -
в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее
становления - патристику и схоластику (о которой будет рассказано ниже),
четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви",
которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию
и прежде всего на идеи Платона.
В патристике выделяется три этапа:
1) апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении
и защите христианского мировоззрения;
2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая
христианское учение;
3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший
догматику.
К ведущим религиозно-философским учениям поздней античности и
христианство относится и неоплатонизм. Ввиду чрезвычайной важности этого
направления для формирования христианской философии, а затем и истории
средневековой философии как на Ближнем Востоке (христианском и
мусульманском), так и на европейском Западе мы рассмотрим здесь некоторые
аспекты неоплатонизма.
Строго говоря, неоплатоновскую философию нельзя безоговорочно относить
к религиозно-философским течениям, подобным учениям Филона и гностиков. В
этих учениях религиозно-мифологическое содержание явно преобладало над
философским. Последнее было представлено в них в виде разрозненных понятий
и категорий в сущности внешне включенных в религиозно-мифологический
контекст. Неоплатонизм же представляет co6oй систему позднеантичного
идеализма, включившего в себя многие положения и образы античных (в
дальнейшем ближневосточных) религиозно-мифологических учений сказаний. В
целом же философское содержание внес платонизме преобладает над
религиозным. Основоположник неоплатоновской школы Плотин (ок. 203—270) в
своих «Эннеадах» систематизировал объективный идеализм Платона. Но свое
учение он основывал также на некоторых идеях Аристотеля. Преодолевая
натурализм и материализм, Плотин заимствовал, однако, некоторые идеи
стоиков. В результате Плотин создал всеобъемлющую объективно-
идеалистическую систему, оказавшую колоссальное влияние на последующее