Средневековая христианская философия

существует. Отсюда также следует, что если любые вещи могут не

существовать, то некогда они не существовали в природе, а если так, то

невозможно, чтобы они возникли сами собой. "Поэтому необходимо положить

некую необходимую сущность, - пишет Фома, - необходимую самое по себе, не

имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению,

это есть бог".

4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что

в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и

благородства, добра и красоты. По мнению Аквината, о различных степенях

совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее

совершенным. Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и

самое благородное, самое лучшее и самое высокое или нечто обладающее

наивысшей степенью бытия. "Отсюда следует, - пишет Фома, - что есть

некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и

всяческого совершенства; и ее мы именуем богом".

5. Доказательство от божественного руководства миром исходит из того,

что в мире как разумных, так и неразумных существ, а также в вещах и

явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Фома

считает, что это происходит не случайно и кто-то должен целенаправленно

руководить миром. "Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель

для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом", - писал

Аквинский.

Из всего вышеперечисленного следует, что Фома идентифицирует

целесообразность и закономерность, точнее, принижает закономерность и

сводит ее к целесообразности. Цель к которой якобы стремится все

находящееся под солнцем, не возникает, согласно Фоме, индуктивным путем, а

предопределена заранее, априорным способом, которому он стремится подчинить

любой процесс в природе и обществе.

Можно заметить, что томисткие "доказательства" бытия бога представляют

собой пять вариантов одного и того же способа обоснования. В них речь идет

не столько о боге, сколько о некоторых явлениях материального мира, в

которых отыскиваются следы "первой причины". Фома пытается, опираясь на

явления материального мира, доказать существование "первого двигателя", то

есть бога.

Фома помещает человека на границе между миром животных и миром чистых

духов, между животными, с одной стороны, и ангелом - с другой. В сравнении

с последним человеческая личность является чем-то несравненно более низким

и несовершенным. В свою очередь в иерархии телесных созданий человек

находится на самом высоком месте как совершенное животное. Отличается же

человек от животных этого мира, по мнению Фомы, нематериальной разумной

душой и свободной волей. Благодаря последней человек ответственен за свои

поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между

добром и злом. Чтобы могли существовать грех и добродетель, наказание или

награда, им должно предшествовать наличие свободной воли.

По мнению Аквинского, свободная воля человека и связанные с нею

произвольные решения выбора имеют свой источник в интеллектуально-

познавательных органах, точнее, корнем всякой свободы является разум.

Поскольку Фома провозглашает примат интеллекта над волей, его позиция в

вопросе о свободе человека получила название этического интеллектуализма.

Она основана на том, что достаточно иметь подлинное знание о добре и зле,

чтобы поступать морально. Фома признает, что воля иногда может выполнять по

отношению к интеллекту функцию производящей причины, как бы побуждая его к

познанию, и в этом смысле она более совершенна, чем интеллект.

Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в

соответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь

тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как

естественных причин, так и свободных человеческих решений. Фома говорит,

что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и

напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения.

Согласно Аквинату и всей католической этике, человек заслуживает

осуждения за неморальный поступок. Но плохой поступок также основывается на

свободном решении и не может быть совершен без поддержки бога. Поэтому бог

в первую очередь и заслуживает адских мук.

Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит

систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их

совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место

в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального

мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским

хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной

гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди,

занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек

выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное

благо.

Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях, выполняемых

людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой

деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие

антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в

вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной

социальной лестницы.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди

схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в

ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими

аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома

становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве

своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение

в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы

Аквинского культивировалась.

III. Реализм и номинализм в философии средневековья.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что

повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе

универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия

вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они

представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.

Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений

природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и

вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного

писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам

природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они

приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от

отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют

лишь формы проявления общих понятий.

Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на

дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных

философов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли. Средневековая

философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для

формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Список литературы.

1. Евангелие

1. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.

1. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.

1. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.

1. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства.

Политиздат. 1990.

1. В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.

1. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа.

1991.

1. Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978.

1. И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 1960

1. Научный атеизм. Учебное пособие под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат,

1988.

1. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.

1. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра(М-Кодекс.,

1995.

1. Плиний Младший. Письма М. 1989.

1. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.

2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1.

3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 2.

4. Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1976.

5. Лосев А.Ф. “Бытие, имя, космос”. М.: Мысль, 1993.

6. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений.

Л.: Наука, 1982.

7. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ

историко-философской мысли. М.: Мысль, 1975.

8. Платон “Федр”. М.: Прогресс, 1989.

9. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1.

10. Антология мировой философии Москва , 1969г, т 1.

11. Богомолов А.С. Античная философия Москва 1985г.

12. "Антология мировой философии" т. 1

13. Боргош Ю. " Фома Аквинский"

14. Соколов В.В. "История древней и средневековой зарубежной философии"

-----------------------

[1]А.Ф. Лосев “Бытие, имя, космос”, с.36.

[2]Там же, с.37.

[3]Платон “Собрание сочинений”, т.1, с. 374-375.

[4]Там же, с. 377.

[5]Говоря словами Платона, занебесную.

[6]Здесь мы видим иерархию “ум-душа-тело”, развивавшуюся и дополнявшуюся

Платоном на протяжении всей его жизни.

[7]Платон “Федр”, с.27-28.

[8]О термине “причастны” см. ниже.

[9]Платон “Собрание сочинений”, т.1, с. 228.

[10]Платон “Федр”, с.25.

[11]Там же, с.25.

[12]Т.е. философа; (философия - “любовь к мудрости”, с греческого).

[13]Там же, с.30

[14]Ойзерман Т.И. “Главные философские направления: теоретический анализ

историко-философского процесса”, с. 149.

[15]Там же, с. 306.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты