Средства коммуникации и тип культуры

Средства коммуникации и тип культуры

Реферат по теме:

“Средства коммуникации и тип культуры. (Умберто Эко)”

Москва 1999 г.

Имя Умберто Эко - одно из самых популярных в современной культуре

Западной Европы. Семиотик, эстетик, историк средневековой литературы,

критик и эссеист, профессор Болконского университета и почетный доктор

многих университетов Европы и Америки, автор десятков книг, число которых

ежегодно увеличивается. До того как Умберто Эко в 1980 году, на пороге

пятидесятилетия, опубликовал первое художественное произведение-- роман

"Имя розы", -- он был известен в академических кругах Италии и всего

научного мира как авторитетный специалист по философии средних веков и в

области семиотики -- науки о знаках. Разрабатывал он, в частности, проблемы

взаимоотношений текста с аудиторией, как на материале литературы авангарда,

таки на разнородном материале массовой культуры.

Эко впервые прославился в начале 60-х как пародист. В процессе сбора

информации по этому реферату мне попалось его эссе “Нонита” - великолепная

пародия на набоковскую “Лолиту”. “...Меня зовут Умберто Умберто. Когда все

это произошло, я пылко предавался утехам юности. Со слов тех, кто знал меня

в те годы, а не тех, кто видит меня теперь, читатель, в этой камере,

худого, с первыми признаками библейской бороды, покрывающей щеки так вот,

со слов тех, кто знал меня тогда, я был доблестным юношей, хотя и не без

тени меланхолии, унаследованной, должно быть, от полуденных хромосом какого-

нибудь предка-калабрийца. ...Отроковиц, которых я познал тогда, помню

плохо, потому что я был жертвой совершенно другой страсти, и мой взгляд

лишь пробегал, не останавливаясь, по их золотистым щекам, обрамленным

шелковистым прозрачным пушком.

Я любил, друг мой читатель, безумно и прилежно любил тех, кого ты

рассеянно-недоуменно назвал бы "старухами"....” Даже в откровенном

хулиганстве нельзя не отметить великолепный язык Эко.

Уже в конце 50-х, Эко, с подобающей серьезностью относясь к

современной культуре, подробно анализировал стриптиз и поведение

телеведущих. Ему принадлежит тезис о том, что любой текст в такой же мере

творится читателем, в какой и автором, тезис, ставший в середине 70-х общим

местом на кафедрах филологии американских университетов и развернувшийся в

дискуссии о месте текста в кибер-пространстве и о том, кому же он в конце

концов принадлежит. Дорогу всем этим рассуждениям проложил Умберто Эко,

обнародовав свои тезисы в манифесте 1962 года "Открытый опус" (Opera

aperta). Эко продолжает работать, осмысляя информационную революцию,

сместив фокус своего интереса с духовной сущности программного обеспечения

к политическим коннотациям технологии. Он, в частности, сосредоточился на

так называемой "Мультимедийной Аркаде" (Multimedia Arcade). На первый

взгляд этот проект может показаться чем-то вроде CD-ROMнoй игры, но замысел

Эко гораздо глубже -- с помощью "Аркады" он предполагает изменить общество,

в котором мы живем. В ней расположится публичная мультимедийная библиотека,

компьютерный тренировочный центр и вход в Сеть (Net). Все это будет

находиться под эгидой городского совета города Болонья. Здесь за

символическую плату местные жители смогут получить доступ в Сеть, послать

сообщение по электронной почте, ознакомиться с новой программой или просто

посидеть в кибер-кафе. Открытие комплекса было назначено на конец 1997

года. Он должен иметь 50 терминалов, объединенных в единую сеть с быстрым

сетевым сообщением, обслуживаемую персоналом преподавателей, техников и

библиотекарей. Предпосылка этой акции проста: если Всемирная Паутина

представляет собой неотъемлемое право каждого, следовательно, доступ к ней

должен гарантироваться всем гражданам города. Эко видит Болонезский

эксперимент как пилотный в деле всенационального и всемирного

распространения публичных библиотек высокой технологии. Можно сказать, что

автор идеи - человек, в котором жива европейская гуманистическая вера в

библиотеку как модель справедливого общества и духовного возрождения,

человек, некогда провозгласивший, что "библиотеки могут занять вакансию

Бога".

Занимаясь семиотикой, фактически наукой о языке и тексте, Эко очень

серьезно относится к средствам их хранения и передачи - средствам

коммуникации. К ним относятся как книги - основные средства коммуникации

культуры, телевидение, глобальные информационные сети и т.п..

Среди компьютерщиков очень известна пресловутая метафора про "Windows"

и DOS, которую ввел Эко. В ней он первым высказался насчет "программного

раскола" между пользователями оперативных систем Windows и DOS. Windows,

утверждал Эко, -- это католическая система, поскольку оснащена "роскошными

иконками" и каждому обещает Царствие Небесное(или, по крайней мере, его

аналог -- "момент, когда ваш документ выйдет насвет божий из принтера")

через серию довольно несложных действий. DOS, в свою очередь, -- программа

протестантская: "она допускает свободную интерпретацию Священного Писания,

требует принятия ответственных персональных решений... и постулирует, что

спасение гарантировано не каждому". В свете этой же логики Windows

становится "расколом в англиканском духе -- с торжественными храмовыми

ритуалами и без всякой возможности тайного возврата в DOS для произведения

какой-либо желаемой модификации". (В ответ на просьбу расшифровать свою

метафору Эко назвал Windows 95 "чистейшими целомудреннейшим католицизмом.

Windows 3.1 была еще англиканско-католической программой, a Windows 95

чистопородно англиканская, включающая в литургию шесть "Две, Мария" и гимны

Материнской Церкви в Сиэтле".)

Так Эко недвусмысленно и очень изящно связывает различные средства

хранения и обработки информации нашего времени с различными видами

вероисповеданий, связанных в первую очередь с совершенно другим, отличным

от нашего типом культуры.

Существуют два ведущих (идеальных) типа культур – это общества

традиционные и общества модерна. Общества или культуры можно определить их

посредниками в человеческом обществе. Это: язык(вербальный, невербальный),

нормы (моральные, лингвистические, социальные), вещи. У.Эко как семиотик, в

первую очередь обращается к языку, его производным и средствам его передачи

или коммуникативным связям. Язык определяет очень многое: язык объединяет и

разделяет, происходит седиминтация значений и люди часто ведут себя в

соответствии с канонами, подсказанными значениями языка.

Типы связи или коммуникации могут служить основанием типологизации

общества. Существуют связи личного типа и связи вещного типа. Например

общество традиционное определяется личной связью, где традиция – это

основная форма воспроизводства, стиль жизни – локализация, главенствует

темпоральность круга, отсутствует понятие ценности индивида. Культура

модерна – современное индустриальное общество, это культура, где посредники

носят глубоко абстрактный, институциональный характер. В нем происходит

новое представление о пространстве, о времени, которое начинает

перечитываться на деньги, возникают новые средства коммуникации.

В работе “К семиотическому анализу телевизионного сообщения” У. Эко

определяет основную коммуникативную модель нашего общества модерна –

фактически это телевидение – зритель. В ней он противопоставляет принцип

аберрантного (произвольного, случайного) декодирования линейным моделям

массовой коммуникации и подчеркивает активную роль аудитории в

интерпретации ТВ-сообщений. То, что с точки зрения линейных моделей

коммуникации (отправитель - канал - получатель) является "шумом",

препятствующим на разных этапах коммуникативного акта "правильному"

декодированию сообщения, Эко рассматривает как культурную рамку, играющую

определяющую роль как в процессе создания сообщения, так и в процессе его

восприятия аудиторией. Культурную рамку культуры общества модерна.

“Для того, чтобы понять степень воздействия телевизионного сообщения

на аудиторию, не достаточно проводить только маркетинговые исследования

зрительских предпочтений.

Мы считаем важным понять не, (а) что нравится аудитории (исследование

несомненно очень полезное, но совершенно неподходящее в качестве

руководства для организации, которая выполняет скорее культурную, нежели

коммерческую функцию); но (б) что получает аудитория в результате просмотра

телепрограмм - и тех, которые ей нравятся, и тех, которые ей не нравятся.

Последнее предполагает изучение ТВ-программы как сообщения (message), по

отношению к которому мы выделяем (1) намерения его отправителя; (2)

объективную структуру сообщения; (3) реакции получателя сообщения как на

первое, так и на второе.

Очевидно, что такое исследование направлено на изучение ТВ-продукции

как системы знаков. Как и со всякой системой знаков, последние должны здесь

рассматриваться в их отношении с отправителем и получателем, в отношении

кодов, на которых они основаны и которые должны быть общими и для

отправителя, и для получателя, и в связи с контекстом, в котором происходит

коммуникация.

Исследование телепродукции как знаковой системы не имеет целью прояснение

формальных аспектов процесса коммуникации. Мы будем рассматривать так

называемые уровни содержания. Система знаков - это не просто система

знаковых средств, но система смыслов.

[...]

Семиологическое исследование, разумеется, - только один из подходов к

изучению ТВ-программ, но оно является ключевым для ответа на вопрос "Что в

действительности получают разные люди в разных обстоятельствах, когда я

посылаю им сообщение? Получают ли они одно и то же сообщение? Похожие

сообщения? Совершенно разные?"

Подобные вопросы являются общими для всех исследований человеческой

коммуникации, однако в случае массовой коммуникации они являются особенно

важными.

[...]

Отправитель и получатель в общем случае пользуются разными кодами для

кодирования/декодирования смысла сообщения. Незнание языка, разделенность

во времени, различия в герменевтических традициях, культурные различия -

некоторые из причин, по которым декодирование посланного сообщения является

аберрантным.

Когда сообщение передается недифференцированной массе получателей, априорно

очевидно, что разные люди раскодируют и поймут его по-разному.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты