Сущность человека
План.
1. Сущность человека.
2. Возникновение человечества и роль труда в этом процессе.
3. Предназначение человека, смысл его жизни.
§1. Сущность человека
Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К
чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение
человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон
определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем
видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин –
животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер –
«неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив,
подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому,
как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека
то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно
очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность
самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что
единственная подлинная ценность – это человек.
Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, познав и
даже «покорив» природу, познав в какой – то мере основные законы развития
общества, человек чувствует себя не уверенно и жизнь его часто полна
трагизма? Ответить на эти вопросы не просто, и первое что нужно уяснить, -
это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что –
то изучать, надо как бы отойти в сторону посмотреть на предмет изучения
объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают
естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философия,
антропология, наука о человеке, изучать человека объективно, а если может,
то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс
самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз:
«Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является
наиболее трудным предметом. Но вполне уместно задать вопрос – занимается ли
философия познанием человека как такового или ее интересует особый, свой
угол зрения на человека?
Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как
антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой,
юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания.
Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая
синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является
центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания,
направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже
XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как
особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его
природы и сущности.
Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека,
близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о
природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного
бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то
одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь,
воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать
столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека
исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства.
Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более
загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании
сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так
или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью
его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек
способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да
и над самим собой. У человека нет какой – то одной, раз и навсегда данной
ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое –
исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по
своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь,
червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное
знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не
исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и
сущность человека невозможно выразить в каком – то одном определении, даже
самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое
противоречие человеческого бытия.
Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам
одновременно – природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе
решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования,
экзистенции. Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между
телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э.
Египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк
Моисей, а между 600 и 500 гг. до н. э. об этом же говорили Лао – Цзы в
Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как
человеку стать человечным, как выйти за пределы своей природной
ограниченности, как приобщится к высшему смыслу жизни. Христианство и
ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно, принесли эти идеи
народам Средиземноморья, Европы и Азии.
Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий
его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в
совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное
отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как,
когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к
генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции.
§2. Возникновения человечества и роль труда в этом процессе
Человек разумный сформировался около 50 тысяч лет назад, хотя предыстория
человека уходит на глубину до 1,5 – 2 миллионов лет, когда на Земле
появился человек прямоходящий. Произошло это в Восточной Африке в силу ряда
причин, о которых до сих пор идет горячая дискуссия среди антропологов,
геологов, биологов, экологов. Скорее всего, в это время создалось
достаточно уникальное сочетание ряда факторов, среди которых и изменения
климата, и колебания радиационного фона планеты, и возможные
воздействия ближнего Космоса на Землю. Почти все согласны с тем, что этот
процесс был длительным, знал свои скачки и периоды плавного развития.
Очевидно также, что не мало линий в эволюции приматов оказались тупиковыми,
а их представители (например неандерталец) вымерли. Современные генетики
считают, что человечество произошло от так называемой «африканской Евы», -
женщины, жившей в Африке примерно 100 – 200 тысяч лет назад.
Для философского осмысления данного процесса наиболее важен факт
увеличения объема черепа и мозга в процессе эволюции. Во многом это было
связанно с переходом ко все большему потреблению пищи с высоким
содержанием животного белка. Развивалась и обогащалась новыми связями,
прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет
около 15 миллиардов нервных клеток. Этот процесс носит название
«цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи,
мышления и трудовых действий. Кроме того, для человеческого мозга очень
характерна асимметрия полушарий, их функциональная специализация. Левое
полушарие обеспечивает такие функции, как двигательное поведение, речь,
абстрактное познание мира, а правое – непосредственное восприятие и
эмоционально-чувственное познание мира. Это имеет отношение и к
особенностям мышления и поведения людей в странах Востока и Запада, и к
объяснению таких явлений, как право- и леворукость, восприятие времени и т.
д.
Итак, природное развитие подготовило субстрат для возникновения
принципиально нового, надбиологического, сверхприродного способа выживания
и совершенствования человека. Этот способ носит название человеческой
культуры. Ее сущность – в передаче по каналам информации способов общения,
индивидов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всего того, что
выражается словом. В человеке, таким образом, два основных канала,
обеспечивающих его жизнь и деятельность:
. генетический, лежащий в основе биологической эволюции;
. культурно-лингвистический, характеризующий специфику человека.
Именно второй обусловил и такую важнейшую отличительную черту
человека, как способность к труду, к производству и тем самым сознанию
человеческого общества.
Материальное производство создает мир культуры, то есть природных
объектов, измененных рукой человека в целях удовлетворения его
потребностей. Эта «вторая природа», постепенно становится все шире и
разнообразнее. В ее объектах воплощается творчество человека, его
физические и духовные способности. Такое производство обозначается понятием
« предметно-практическая деятельность», под которой понимается
целесообразный труд, реализующийся в создании продукта, полезного для
человека.
Однако материальное производство имеет и другую сторону – производство
и воспроизводство самого человека, т. е. деторождение, воспитание,
социализация человека и все, что связано с этими процессами. На заре
развития общества, в ходе антропосоциогенеза (т. е. становления человека и
общества) обе эти стороны производства были в сложном, противоречивом
соотношении. Человек изготавливал орудия труда, которые были оружием для
охоты, а также, очевидно, использовались и во внутристадных конфликтах.
Возможность самоистребления первобытного стада было весьма вероятной, что
позволяет сделать вывод о настоятельной необходимости перехода от «животно-
образных» форм труда и регуляции брачных отношений внутри стада к
принципиально новым общественным отношениям, характеризующим переход от
стада к роду и общине.
Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка как специфически
человеческого канала общения и основы для успешной предметно-практической
деятельности. Без названия предметов и явлений, без их обозначений
невозможно было бы развитие производства и общения и тем самым социальности