Сущность тоталитаризма

диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого

происхождения [9].

А вот точка зрения другого философа — марксиста [7]:

«В США после «Великой депрессии», показавшей невозможность дальнейшего

существования классического капитализма, появился «новый курс» Рузвельта, а

Европу пронзили первые ростки современного фашизма, причём оба эти уклада

должны были составить альтернативу коммунизму[6].

Положение эксплуататорского меньшинства было критическим. Начиная с

двадцатого века коммунистические идеи уже не в опосредованном, например

религиозном, а в своем естественном обличии овладели массами. Эксплуататоры

на это ответили либо неприкрытой фашистской идеологией, как в Европе, либо

тем же фашизмом, но прикрытым фиговым листком «демократии», как в США.

Кованый сапог гитлеровского фашизма должен был смести с лица Европы

рабочее движение, причем, «высшей расой», «элитой» были объявлены все

немцы. Ставка была сделана на грубую силу. В США в это время отрабатывался

другой путь: эксплуатация всего человечества «избранными государствами».

Этот путь проводился с не меньшей жестокостью, чем путь гитлеровского

фашизма, но зато с гораздо большим успехом, так как предполагал более

изощрённые формы эксплуатации. Он стоил человечеству не меньшей крови, чем

германский фашизм. В исторической перспективе он оказался жизнеспособнее.

Превратив противоречия между классами в противоречия между народами, он

получил возможность консолидировать общество внутри страны, приглушив

классовую борьбу и создав «общество потребления», «духовными» отбросами

которого питается всё «мировое сообщество».

При всей кажущейся разнице американской и германской альтернативы

коммунизму их суть одна: присвоение капиталистических отношений частью

общества, «элитой». «Присвоение» здесь понимается как включение отношений

предыдущей формации, в данном случае капиталистической, в систему

последующей, более высокой общественно-экономической формации, которую мы

здесь называем фашистской. Капитал здесь присваивается при посредстве

банковской системы, работающей целенаправленно и планомерно. Капитал в

результате теряет свойство стихийности.

Таким образом, присвоенные капиталистические отношения в «снятом» виде

продолжали существовать в Западной цивилизации в обеих формах элитаризма: и

в фашистской (Германия), и в либеральной (США), но ведущей формой

производственных отношений уже не являлись.

Сейчас ... тщатся отождествить германскую модель фашизма с советским

коммунизмом. В действительности эти системы противоположны как по своим

основополагающим целям, так и в реализации этих целей.

Коммунистическая предполагает всеобщее реальное равенство людей (а не

сомнительное «равенство перед законом» плюс-минус тугой кошелёк, как

буржуазно-либеральная система). Коммунистическая система предполагает

присвоение человеком самого себя, возвращение человеку самого себя, «прыжок

из царства необходимости в царство свободы».

Фашистская система предполагает заведомое неравенство, выделение по

какому-либо надуманному признаку (чаще национальному) «элиты» из

«сверхчеловеков», которым-де можно делать всё что угодно, и унижение всей

остальной части общества (человечества в «американской модели») до

состояния быдла, с которым можно делать все, что угодно, вплоть до

переработки на удобрения. На царство свободы это совсем не похоже. На

либеральный «идеал» — тем более.

...Из этого следует, что единственной настоящей альтернативой

коммунистическому обществу на современном этапе служит не какое-то

мифическое «цивилизованное общество», а в большей или меньшей степени

фашизованный капитализм, так как капитализм стихийный изжил себя ещё во

времена Маркса и окончательно рухнул во времена Рузвельта. И наоборот,

реальной альтернативой фашизму служит не воспеваемое нашими либералами

западное общество, постоянно фашизм порождающее, а коммунизм.

Мы называем здесь фашистским общество, выросшее на базе капитализма,

который при современных средствах производства уже просто не может

существовать, и сознательно применяющее насилие против большинства в

интересах сохранения господства меньшинства — «элиты», паразитирующей на

теле общества.

Насилие может принимать различные, не обязательно вооруженные формы. В

настоящее время эта формация имеет общемировой характер за исключением

отдельных регионов. Существенным признаком такой формации, отличающим её от

всех других, является присвоение общественных отношений частью общества,

«элитой», не являющейся классом, с целью эксплуатации большинства. Такая

формация прямо противоположна коммунистической, в которой присвоение

общественных отношений производится всеми членами общества в своих

интересах через посредство своего субъекта — коммунистической партии,

Советов. И если считать обезьяну карикатурой на человека, то и фашизм в

этом смысле является карикатурой на коммунизм.

Конечно, у оригинала и карикатуры всегда будут общие черты. В нашем

случае это сознательное управление общественными процессами. Разница только

в том, кто обществом управляет и с какой целью.

Ранней аналогией фашизма, по нашему мнению, служит «азиатский способ

производства». Как показали Классики, да и вся история человечества,

коммунистические идеи в той или иной форме (например, христианской) были

присущи трудящимся, а фашистские — представителям человечества, по той или

иной причине (способность без зазрения совести залезть в карман к соседу,

«делать деньги», общественное положение, выдающиеся математические

способности и т.д.) считающих себя «избранными». Нетрудно видеть, что

претензии на «элитарность», как правило, выглядят весьма сомнительными.

Однако идеология элитарности очень выгодна правящим, паразитическим классам

и государствам, так как она освящает их привилегированное положение».

5. Стереотипное представление буржуазных учёных о тоталитаризме

Слово «total» означает «целый, общий». Тоталитаризм — это явление

всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

В экономике

Он означает огосударствление экономической жизни, экономическую

несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в

производстве[7]. Происходит отчуждение человека от результатов его труда,

и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается

централизованное, плановое управление экономикой[8].

Ф.Хайек в своей книге «Дорога к рабству», написанной в 1944 году [11],

особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к

выводу о том, что свобода политическая — ничто без свободы экономической.

Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и

нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль

над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается

в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и,

следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об

относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный

работодатель — государство или подконтрольные режиму частные предприятия,

не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-

либо ином волеизъявлении людей.

Ф.Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем

государственном регулировании экономики Великобритании. При этом он «забыл»

о том, что сущностью капитализма является концентрация экономической, а

следовательно и политической и всякой другой власти в руках ничтожной

кучки[9] далеко не лучших представителей общества. Пользуется ли эта кучка

в целях управления обществом государственным аппаратом или нет — не суть

важно. Результат всегда один — всеобъемлющая диктатура правящего класса —

буржуазии. После Маркса отрицать подобное — признак невежества.

В политической сфере

Вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может

контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой цель

свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать

как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная,

идеологическая и политическая закрытость остались её существенной

характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при

тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией,

происходит слияние высших органов этой партии и высших органов

государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий

стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой

структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что

власть не опирается на законы и конституцию[10]. В сталинской Конституции

были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не

выполнялись.

В духовной сфере

Господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило — это

утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и

счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения

фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует

мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно

возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие

государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю

иерархию властных отношений сверху донизу — от главы государства и партии

до самых низших звеньев власти и ячеек общества[11]. В СССР такой

идеологией стал марксизм, в Северной Корее — идеи «чучхе» и т.д.

В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и

человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной

универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства

всеобщего счастья и т.д, в связи с чем, в случае «коммунистической модели»

не остается ничего или почти ничего для паразитирующей «элиты» и

«сверхчеловеков» [1].

Эта превращённая в религию идеология породила ещё один феномен

тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии, эти идеологии имеют

свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей,

фюреров, дуче и т.д.) [1]. Таким образом, получается чуть ли не

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты