Тема любви в истории становлении философии

Тема любви в истории становлении философии

Содержание:

Введение.

Глава 1. Многообразие видов и форм любви.

Их классификации.

Глава 2. Становление понимания любви от античности

через средневековье к эпохе Возрождения.

Глава 3. Философия любви в Новом времени.

Заключение.

Введение.

В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие

чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не

подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим

словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления

любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой

здесь и далее будем понимать любые

(как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как

наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих

отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории

существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день.

Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви,

приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.

Заинтересовавшись этой проблемой, в своей работе я поставила для себя

целью ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между

мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах.

А для этого необходимо осуществить целый ряд задач. И прежде всего,

определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных

аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений среди

других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с

концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового

времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии

эротической любви каждой из эпох.

Глава 1.

Многообразие видов и форм любви.

Их классификации.

Духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из

наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически

невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из

которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в

ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и

социальное , личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого

развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с

любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик

человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной

степени развита, но ее не может не быть.

«Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме

существования человека,»[1]- говорит Э.Фромм. Однако, что же такое любовь?

Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. И эта трудность

появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью

отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно

говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и

богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и

власти...Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая,

братская, родительская...Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-

нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и

любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается

впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в

которой все эти чувства пересеклись бы.

Что соединяет до крайностей разнообразные страсти, влечения,

привязанности под общим названием «любовь»? Как они соотносятся? На все эти

вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная

с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.

Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были

предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого

чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее

разновидностей.

Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на

виды.

Древние греки выделяли две основные категории:

любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием, и

более спокойную любовь (филиа).

Любовь-страсть, как и всякая страсть, редка, порывиста и непродолжительна.

Обычно сюда относится половая любовь. Филиа же более устойчива и

разнообразна: сюда относится любовь к родителям, к детям, родственникам,

любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти,

славе, свободе, богатству, добру. Предметами данной любви могут быть даже

порок, ложь и корыстолюбие.

Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние века во

многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и

бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

В связи с этим классификации видов любви, предлагаемые средневековыми

философами, основываются прежде всего не на различных формах ее

проявления, а на «ранговых» отношениях между людьми.

Так, например, флорентский неоплатоник XV в. Фичино говорил о

возможности существования трех видов любви:

. любовь высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)

. любовь низших существ к высшим (например, почитание) и

. любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в философскую трактовку понятия любви новые идеи.

Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его

становится более разветвленной.

Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет

два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера

сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого

человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления

того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

. романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью

и статусом;

. родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает

высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;

. братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над

другом, но идут навстречу один другому;

. харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель

обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая

властью, охотно идет навстречу учителю;

. «поклонение» литературному или какому-либо другому герою, с которым

нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а

у его поклонника нет ни власти, ни статуса;

. влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и

статусом, другой же их лишен;

. «измена», когда один обладает и властью и статусом, а другой - только

властью. Как в случае с супружеской изменой.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью,

является тем не менее абстрактной и неполной. Два фактора - власть и статус

- очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях,

которые покрываются словом «любовь»: так, например, если попытаться ввести

в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить

только с «влюбленностью», безответной любовью.

Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на

ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены

на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском

анализе любви.

Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что

любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их

подвиды, но и различные ее формы или так называемые «модусы». К видам любви

можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является

любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь

мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и

современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные

проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию -

любовь.

Модусов любви можно выделить огромное количество, а поэтому обратим

внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию

одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все

поле любви в виде девяти «ступеней» или «кругов». Рассмотрим эту теорию

более подробно.

К «первому кругу» можно отнести эротическую (половую) любовь и любовь к

самому себе. Эти два вида - парадигмы всех видов любви, независимо от ее

предмета. Примечательно, что когда слово «любовь» встречается вне

контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь.

В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает

человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую

не способно дать ему ничто другое. Так К.Маркс писал своей жене: «Не любовь

к фейербаховскоу «человеку», к молешотовскому «обмену веществ», к

пролетариату, а любовь к любимой, именно к тебе, делает человека снова

человеком в полном смысле этого слова,»[2]- и таким образом определяет этот

вид любви, как основополагающую черту моральной стабильности человека.

В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической

лестницы и говорит о том, что «и у животных, и у человека половая любовь

есть высший расцвет индивидуальной жизни.»[3]

Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не

распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие

и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях,

будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный

источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия,

будто всякая любовь - это эротическая любовь.

Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его

существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того,

«если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к

ближнему не является подлинной,»-пишет Э.Фромм. А так как любовь «основана

на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в

отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.»[4]

Мысль о первостепенной важности любви к самому себе прочитывается и в

трудах Эразма Роттердамского: «Никто не может полюбить другого, если до

этого он не полюбил себя - но только праведно. И никто не может

возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.»[5] Таким

образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с

которым ее нередко отождествляют. Эгоизм, себялюбие - это внимание лишь к

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты