Тема любви в истории становлении философии

любви между мужчиной и женщиной.

В период античности выделяются некоторые аспекты любви, которые

впоследствии будут переняты философами других эпох. И прежде всего это

представление о любви как о стремлении к утраченной целостности

человеческого существа, а также достаточно четкое разграничение между

духовной любовью и половым инстинктом. Впервые к этой проблеме обратился

Платон, который трактовал любовь как божественную силу, помогающую человеку

преодолеть свое несовершенство, как помощницу на пути к нравственности и

вечной красоте. Это не физиологический инстинкт, который легко

удовлетворить и монотонное повторение которого вызывает лишь раздражение.

В философии древнего мира чувствуются мифологические влияния и явное

доминирование натурфилософских идей, связанных с попытками познания

Вселенной. Человек воспринимается только как часть Космоса, а потому любовь

между мужчиной и женщиной не воспринимается как глубокое интимное чувство,

переживание, свойственное индивиду, ибо личности не существует - она

растворена во Вселенной. А в связи с этим и сама любовь рассматривалась как

космическое слияние двух противоположных полисов мира, которое необходимо

для достижения гармонии. По законам Вселенной происходило и разграничение

внутренних ролей, где мужское начало всегда являлось активным, а женское -

пассивным.

2 Понятие любви в средние века.

В эпоху средневековья в обществе происходит коренное изменение взглядов

на основные жизненные понятия, ценности, устои, что связанно с широким

распространением Христианства как мировой религии. Зародившись еще во 2-ой

половине 1 в. н.э. в провинциях Римской империи, становится ее

господствующей религией, отвечая интересам всех слоев населения.

Христианство, быстро осознав себя носителем принципиально новой этики,

нового понимания человека и его места в мире, сделало огромный вклад в

историю человеческой культуры, и прежде всего - это идеал всеобъемлющей

любви как основы всей человеческой жизни. Любовь в Новом завете понимается

очень широко и почти все ее аспекты связаны с божественным авторитетом.

Широко проповедуется и любовь к ближнему, к каждому человеку, которая

является необходимой ступенью любви к Богу. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а

брата своего ненавидит, тот лжец...Если мы любим друг друга, то Бог в нас

пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4, 20, 12).

В свете этой божественной любви и любви ко всему человечеству особый

отпечаток накладывается и на интимные чувства. Любовь между двумя людьми

воспринималась как некое эгоистичное и греховное проявление. Так, Августин,

крупнейший представитель и завершитель латинской патристики, выделял два

вида любви: одна земная, нечистая, плотская, увлекающая ко всему

переходящему, а в результате - в глубины ада; другая любовь - святая,

которая поднимает нас к высотам, к небесам. Земная любовь тяжелая, она не

позволяет человеку наслаждаться истинной красотой жизни. Надо очиститься от

нее через две заповеди: любви к Богу и любви к ближнему, которые составляют

основу жизни и главный стимул к познанию мира. «Если ты любуешься телами,

то восхвали за них Бога-Творца и перенесись любовией своей к самому

Художнику. Если тебя восхищают души, то люби их в Боге, ибо все постоянство

их в Боге,»[13]- писал Августин порицая низменность земной любви.

И именно в этом контексте византийским отцам церкви, которые

придерживались раннехристианских взглядов на любовь, было достаточно сложно

объяснить многие эротические мотивы, содержащиеся в канонизированных

(принятых христианством в качестве закона) книгах Ветхого завета, которые

совершенно не соответствовали проповедуемым идеям воздержания и порицания

чувственных наслаждений, особенно в любовной лирике «Песни песней

Соломона». Но они нашли достойные (хотя может и не всегда убедительные)

объяснения ветхозаветной эротике через символическое понимание. Особое

мастерство в одухотворении чувственной любви проявил Григорий Нисский.

По убеждению византийского мыслителя, любовная эротика Песни песней - это

высшая форма выражения Божественного Эроса, это чисто духовный брак. Где

невеста, вожделеющая своего жениха ( «Да лобзает он меня лобзанием уст

своих!»; «На ложе моем ночью искала того, которого любит душа моя.» ),

является человеческой душой, стремящейся к слиянию с Богом (женихом).

Поэтому дева первая говорит о своих чувствах юноше, а не жених ей, как в

обычной жизни. Георгий стал основоположником духовного понимания плотской

эротики в Писании, которое прочно укоренилось в сознании византийцев.

Учение о божественном эросе составляло основание всей христианско-

византийской духовности. Христианство стремилось донести эту идею до всех

членов Церкви, максимально упрощая ее и внося понятие любви в сознание

людей не в его космическом значении, а в социально-личност-ном. Ибо Бог

хотя и был умонепостягаем, но являлся личностью. И познание Бога, слияние с

ним - это очень личный, интимный и тайный акт.

Параллельно с осуждением плотской любви в философии позднего

средневековья все чаще и чаще затрагивается вопрос о высокой любви между

мужчиной и женщиной, которая рассматривается как данный Богом пример

бескорыстной любви, которому надо следовать в повседневной жизни. «Единение

человека с его возлюбленным выше всякого единения, так что этого никто не в

состоянии понять или изобразить каким-либо образом,»- писал Кавасила.

Византийские «гуманисты» X-XIII вв пытались достичь гармонии человека и

земной любви. Крайностям эстетики античного аскетизма они противопоставляют

эстетику эротизма, заключенную в рамки христианской нравственности. Осознав

любовь мужчины и женщины неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой

природы, философы говорят о том, что она достойна уважения, но лишь под

покровом целомудрия. Любовь и красота должны привести в конечном итоге к

созданию семьи, что соответствовало нормам средневековой этики.

Византийская культура, продолжая и развивая многие античные традиции

понимания любви, сделала значительный шаг в изучении этого сложнейшего

феномена человеческого бытия. Раннехристианские, а затем и византийские

мыслители увидели в любви важнейший творческий принцип Вселенной, на

котором основывается ее бытие. Византийцы хорошо ощутили двойственное

(негативное и позитивное) значение чувственной любви и безоговорочно

выдвинули на первый план любовь духовную во всех ее аспектах. Все это

выдвигает христианско-византийскую теорию любви на одно из видных мест в

истории культуры.

3 Тема любви в эпоху Ренессанса.

В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого

интереса ко всему земному и человеческому, освободившемуся из-под контроля

церкви. Понятие «любовь» возвратило себе статус жизненной философской

категории, которым было наделено в античности и который в средние века был

заменен на статус религиозно-христианский. Но религиозный оттенок любовного

чувства не исчез совсем. Однако, в центре мировоззрения стоят уже не

божественные сюжеты, а человек, который гармонично связан с миром, где

небесное не противостоит земному, но пронизывает его духом возвышенности и

благородства.

В философском учении Джордано Бруно наиболее ярко представленны сущность

и значение любви в ренессансном представлении. «Любовь - это все, и она

воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все

приписывать.»[14] В его диалогах любовь предстает как героическая,

огненная страсть, окрыляющая человека в борьбе и в стремлении к познанию

мира. Любовь, с точки зрения Бруно, это всепроникающая космическая сила,

пружина человеческой истории.

Этот взгляд на любовь как на сильнейший духовный порыв, страсть

накладывает отпечаток и на оценку отношений между мужчиной и женщиной. И

«Венера с Амуром» Рафаэля, и «Вакханалия» Тициана свидетельствуют о том,

что особой моральной разборчивости в интимных чувствах человека не было.

Гуманист Лоренцо Валл выразил главные настроения и тенденции современного

ему общества, которое во всем стремилось достичь максимального удовольствия

и удовлетворения своих природных желаний и потребностей: «Все, что

существует, стремится к наслаждению. Не только те, кто обрабатывает поля,

которых с правом воспевает Вергилий, но и те, кто живут в городах, знатные

и простые, греки и варвары...под направляющим воздействием руководителя и

наставника - Природы.»[15] Реализация человеческих желаний и пахотей,

следование во всем людской природе стало центром идеологии этого

исторического этапа.

Эпоха Возрождения, вернув человека к природе, уничтожает грань между

страстью, вседозволенностью и разнузданностью, между порывами сердца и не

слишком разборчивой погоней за наслаждениями.

Глава 3.

Философия любви в Новом времени.

Бурное развитие естествознания в XVII веке, связанное с зарождением

капитализма, а также целый ряд открытий в различных областях наук, которые

разбивали античные и средневековые представления о мире, не могли не

оказать воздействия на философию своего времени, где происходит решительный

разрыв с религией, крах церковных догм и авторитета церкви. В центре

внимания философии Нового времени человек с его естественным стремлением к

добру, счастью, гармонии, то есть полностью отрицается средневековая идея

об изначальной греховности людей. Философии Нового времени присущ гуманизм

и антропоцентризм.

Соответственно с этими изменениями складываются совсем иные концепции

относительно любви между мужчиной и женщиной. Рене Декарт в трактате

«Страсти души» (1649) утверждает, что «любовь есть волнение души, вызванное

движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться с

предметами, которые кажутся ей близкими». Подобное психологически-

механистическое определение не проводит абсолютно никакого различия между

любовью к представителю противоположного пола, привязанностью к домашнему

животному или чувством гордости художника за любовно созданную картину.

Здесь на лицо общее тяготение, стремление, о котором пишут многие философы

XVII- XVIII веков. Любовь по Гоббсу, Локку и Кондильяку - это сильное

желание приятного, только и всего. Проблема «божественной любви» все более

уходит на задний план, «любовь земная» все более прочно занимает свои

позиции.

Особенно яркое выражение подобная идеология нашла во французском

обществе, которое в последние десятилетия перед революцией отличалось

легкомысленным и фривольным отношением к этому чувству. Любовь в придворных

и аристократических кругах превращалось в изощренное искусство флирта,

бездушное и бессердечное. Сама любовь и верность стали нечто старомодным,

их заменило мимолетное увлечение. Любовь века рококо - это уже не любовь, а

скорее подражание ей. И неудивительно, что Ламетри не находит

принципиальной разницы между животным инстинктом совокупления и

человеческим чувством, и даже Дени Дидро, понимая эту разницу, рассуждая о

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты