Теоретические знания Арабского Востока

Теоретические знания Арабского Востока

Теоретические знания

Арабского Востока

Оглавление

Введение. Научные знания арабов в VII – IX веках 3

Арабская Испания 10

Творчество Ибн-Рушда 16

Мыслители Арабского Востока 17

Заключение 19

Введение

Научные знания арабов в VII – IX веках

В VII веке появление многочисленных арабских царств привело к

непрерывным войнам в результате которых исчезали мелкие и усиливались

крупные царства. Ожесточенная борьба происходила также между различными

религиозными направлениями. Типичной формой религии древних арабских царств

являлся политеизм.

Арабам, занимавшимся земледелием и скотоводством, в первую очередь надо

было знать точные сроки различных сельскохозяйственных работ, уметь

вычислять размеры полей, объемов и площадей плотин, каналов. С этой целью

они постоянно наблюдали за движением и изменениями на звездном небе. Хотя

астрономические сведения арабов переплетались с религиозно-астрономическими

воззрениями и находились под сильнейшим влиянием их, у арабов уже

складывается представление об астрономической географии. Они создали лунный

календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела

метеорологические характеристики.

На примере истории научных знаний арабов полностью подтверждается

марксистская истина о зависимости развития науки от производства.

«Необходимо изучить последовательное развитие отдельных отраслей

естествознания, - писал Ф. Энгельс. - Сперва астрономия, которая уже из-за

времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов.

Астрономия может развиваться только при помощи математики. Следовательно,

приходилось заниматься н последней. – Далее, на известной степени развития

земледелия и в известных странах (поднимание воды для орошения в Египте), а

в особенности вместе с возникновением городов, крупных построек и развитием

ремесла развивалась и механика. Вскоре она становится необходимой также для

судоходства и военного дела. – Она тоже нуждается в помощи математики и

таким образом способствует ее развитию. Итак, уже с самого начала

возникновение и развитие наук обусловлено производством»[1]. Именно так и с

такой последовательностью возникли и развивались научные знания арабов.

Успехи арабов в области астрономии, первоначальной математики

способствовали развитию механики, которая явилась основой строительной

техники. Городское строительство, возведение дворцов, храмов, крепостей,

плотин и т. п. вызвали значительный прогресс архитектуры, строительной

техники и мастерства ремесленников, зодчих, ваятелей, живописцев. На основе

разливающейся ремесленной техники развилось прикладное искусство –

изготовление различных художественных изделий из бронзы, предметов

домашнего обихода, воинского снаряжения. Следует еще указать на стенные

росписи, резьбу по камню и т. д. «Архитектура и искусство древних южно-

арабских государств изучены еще далеко недостаточно, по своему типу входят

в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки

мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения

скульптуры и прикладного искусства, На каменных стенах, покрытых

письменами, встречаются изображения людей, животных и орнаменты»[2].

Важнейшим событием в культурной жизни арабов дофеодального периода

является формирование письменности.

Первый арабский алфавит (южноарабский) относится к 800 г. до н. э. С тех

пор письменность на южноарабском языке непрерывно развивалась вплоть до VI

в. н. э. Северные арабы пользовались письменным языком арамейским,

родственным арабскому. Наиболее ранняя североарабская надпись на арабском

алфавите датирована 328 г. н. э. На североарабском языке существовала

богатейшая поэзия, свидетельствующая о высокой древней культуре арабов.

Особенно большое значение имеет дофеодальная поэзия арабов как

этнографический и мировоззренческий памятник арабской культуры.

Теоретические и практические знания

Освоение богатого научного наследия древности с одной стороны, и

интенсивное накопление эмпирического знания о природе, с другой, и в то же

время большая работа, проводимая господствующими слоями общества, прежде

всего духовенством, по дальнейшему углублению и расширению теологических

основ ислама, по систематизации его догматов, нравственных и правовых

принципов, привели к накоплению огромного запаса разнообразных знаний. Если

в первые века возникновения ислама религия считалась единственной формой

знания, то уже в IX веке признавалось наличие двух видов знания: «улум ал-

кадмия» - традиционные науки (то есть «исламские» науки) и «улум ал-табийя»

- науки, естественные для человеческого разума, возникшие под влиянием

греческого философского наследия и изучения природы. Сосуществование этих

типов знания отражало одно из коренных противоречий духовной жизни раннего

средневековья – эпохи раннего феодализма арабо-мусульманского Востока.

Необходимость усвоения всей этой массы разнообразных знаний требовала

осмысления, определения и обобщения их. Мыслители и ученые раннего

средневековья в своем творчестве уделяли этому большое внимание.

Предыстория возникновения философской мысли на мусульманском Востоке

относится к VIII веку и связана с деятельностью мутазилитов

(«обособившихся») – ранних представителей калама (рационального

богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой

воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, не только

выходившей за рамки религиозной тематики, но и подрывавших некоторые

основные догматы мусульманского вероучения. Мутазилиты отвергали учения о

вечности Корана – священного писания мусульман, которое трактовалось ими

как обычное литературное произведение, не обладающее к тому же никакими

выдающимися стилистическими достоинствами. Подобная трактовка Корана

позволила мутазилитам давать ему аллегорические толкования и

приспосабливать его к своим взглядам.

В годы правления калифа аль-Мамуна (813 – 833 года) мутазилизм был

объявлен официальной доктриной государства Аббасидов. Борясь с

ортодоксальным духовенством, вступившим в союз с его политическими

противниками, и опираясь в своей государственной деятельности на поддержку

иракского бюргерства, аль-Мамун создал самую благоприятную в истории

Восточного калифата обстановку для развития естественных наук и философии.

Именно в эту эпоху, наряду с расцветом мутазилизма, приобретает наибольший

размах так называемое переводческое движение – процесс ознакомления арабов

с естественнонаучным и философским наследием античности.

В истории известны теории классификации наук, выдвинутые в древности

Аристотелем, в новое время Ф. Бэконом, Сен-Симоном, О. Контом и другими. К

наименее изученным страницам истории науки относятся классификации наук,

предложенные мыслителями стран средневекового Востока. Наиболее

распространенной была теория классификации наук, выдвинутая Аристотелем.

Философию, которая объединила тогда все отрасли человеческого знания, он

разделил на 3 части: теоретическую (Логика, физика, математика,

метафизика), практическую (этика, экономика, политика) и творческую

(поэтика, риторика и искусство).

На Востоке наиболее широко из этой классификации употреблялось

разделение всякого знания на теоретическое и практическое. Под

теоретическим подразумевалось чистое познание мира, то есть умозрительное

знание об общем его строении, а под практическим – знание о человеческой

деятельности, об обществе и семье.

Наряду с указанной классификацией некоторые выдающиеся мыслители

средневекового Востока выдвинули свои оригинальные учения о классификации

наук, которые сыграли прогрессивную роль в развитии научного знания.

Особенно подробную дал Абу Наср ал-Фараби. Все последующие классификации

наук на Востоке, различные справочники, терминологические словари,

посвященные этому вопросу, в той или иной степени основывались на его

классификации. Рассмотрим подробнее классификацию наук, предложенную

Фараби.

I. Наука о языке.

II. Логика.

III. Математика.

IV. Естественная и божественная науки.

V. Наука о городе – государстве.

Огромное значение учения Фараби состоит не только в том, что оно дает

исчерпывающие и всесторонние сведения о всех существующих на среднем

Востоке отраслях знаний и представляет своего рода энциклопедию наук, но и

в следующем.

Во-первых, это учение в своей основе является материалистическим,

исходит из признания объективно существующих и независимых от человека

реальных материальных предметов и качеств, или, по выражению Фараби, науки

отражают состояния субстанции, определенную группу материальных тел; нации

различаются прежде всего объектом изучения.

Во-вторых, согласно Фараби, нации, и вообще знания, являясь вторичными

по отношению к бытию, производными от него, возникали не вдруг и не

одновременно, а постепенно, в процессе обнаружения объективных потребностей

в них.

В-третьих, в классификации Фараби различные нации не взаимоисключают

друг друга, а рассматриваются в их взаимосвязи. Каждая наука изучает

определенную сторону субстанции, а в совокупности нации всесторонне

отражают бытие в целом.

К X веку дифференциация наук продвинулась довольно далеко. Об этом

свидетельствую классификации наук, предложенные не только Фариби, но и Ибн

Синой, в которых четко отличаются логические, физические, математические,

философские и словесные науки. Тем не менее Ибн Сина, как и его

предшественники, продолжал по античной традиции называть философией всю

совокупность знаний. Система его философских наук построена сообразно этому

пониманию философии – философии как системы всех человеческих знаний. В

самой общей форме система философии Ибн-Сины состоит из двух частей – из

логики и философских наук, изучающих явление мира и их причины.

Логика в системе Ибн Сины характеризуется двуединой природой: с одной

стороны, она есть наука философская, с другой – органон (или, как бы мы

теперь сказали, методология научного знания). Объясняя это свое понимание

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты