сущности логики, мыслитель в «Исцелении» писал: «… Тебе было разъяснено,
каким образом логика есть часть философии и каким образом она является
органоном. В действительности нет противоречия между тем, кто считает
логику частью философии, и тем, кто определяет ее как органон. Итак, если
брать предмет логики в качестве одного из сущих (а философия есть наука о
сущих, какими бы они ни были), то логика есть часть философии, изучающая
состояния некоторых сущих. Ее природа состоит в том, что она изучает, каким
образом при ее помощи постигается неизвестное, или каким образом она
помогает в достижении неизвестного. Стало быть, и связи с тем, что это
состояние есть либо особое явление некоторых сущих, либо сущностная
акциденция, присущая им, либо явление, приводящее их к существованию, то
логика есть некоторый взгляд на сущее… Стало быть, логика есть одна из
наук.
Но так как затем обнаруживается, что познание состояния этого сущего
помогает в познании других явлении, то это познание, которое само по себе
есть некоторое знание, является органоном другого знания. Но высшая цель
логики – это ее помощь в достижении другого знания. Следовательно, бытность
логики познанием части сущих и есть ее бытность частью философии. Бытность
же логики познанием части сущих, помогающим в достижении другого знания, и
есть бытность этой помощи органоном… Между тем, что логика есть часть
философии, и тем, что она есть органон, нет разницы в смысле их абсолютной
противоположности, и есть разница в том смысле, что одно из них есть
особенное, а другое – всеобщее, ибо все, что является органоном науки, все
то является и частью абсолютной науки. Это суждение необратимо». Логика как
наука для Ибн Сины, есть, учение о выводном знании и о формах мышления – о
понятии, суждении и умозаключении. «Логик, - писал он, - должен знать
начала суждения и способы его построения, будь они определением или чем-то
иным, принципы доказательства и способы его построения, будь то силлогизмом
или чем-то другим. Прежде всего он должен приступить к уяснению простых
понятий из которых строятся определение и силлогизм». В этом смысле Ибн
Сина понимал предмет логики шире, чем Аристотель, который доказывал, что
логика есть учение о силлогизме и путях его построения. Как органон же
логика есть учение о путях и способах постижения непознанного на основе
познанного и раскрывает вопросы о том, что такое истина, что ближе к
истине, что ложно и скольких видов бывает каждое из них. Логика органон
наук и потому, что она есть каноническое (законное) орудие, применение
которого оградит человека от проникновения в его мысли ошибок и
заблуждений. Отсюда становится ясным, почему Ибн Сина во всех случаях – и в
случае, когда анализ теоретической философии начинает с первой философии
(«Даниш-намэ»), и в том случае, когда систему теоретической философии
начинает с физики («Исцеление», «Спасение»), и в том случае, когда отделяет
теологию от универсальной науки, т. е. философии («Логика восточников»), -
ставит логику в начале своей философской системы, которая, если исходит не
из античных и средневековых, а из современных представлений, являет собою
не столько систему философских, сколько систему всех научных знаний эпохи.
Логика есть начальный элемент философской системы Ибн Сины постольку,
поскольку она – органон, т. е. метод и методология научного знания, и
каждый, кто избирает тернистый путь науки, должен прежде всего знать
способы и средства достижения истинного знания, способы и средства
отличения истины от лжи, способы и средства избежания ошибок и заблуждений.
Но логика, по Ибн Сине, есть органон не всякой, а лишь выводного знания.
Органонами (средствами, методами) достижения такого знания считаются
определение, описание, индукция, дедукция и аналогия. Невыводное же знание
может быть приобретено на основе наблюдения, анализа и синтеза, опыта и
эксперимента.
Вопрос о том, является ли логика частью философии или она всего лишь
органон науки, был предметом горячих споров античных философов. Столки
утверждали, что логика поистине является составной частью философии, тогда
как перипатетики придерживались мнения, что она всего лишь органон
мышления. Платоники, выбирая средний путь, говорили, что она одновременно и
часть философии и органон наук. Ибн Сина в решении этого вопроса следовал
мнению неоплатоников, хотя их философскую концепцию не разделял.
Особенность позиции Ибн-Сины в решении вопроса о соотношении логики как
науки и логики как органона состоит в том, что логика есть органон в той
мере, в какой она есть наука, а не наоборот. Другими словами, логика как
наука несет абсолютный самодовлеющий, а как органон – относительный
подчиненный характер.
Приступая к анализу философских наук, Ибн Сина делит их на две категории
– на теоретические и на практические, которые отличаются предметом
изучения. Теоретические философские науки осведомляют нас о состоянии бытия
вещей, существование которых не зависит от нашего действия, а практические
философские нации «осведомляют нас о наших собственных действиях». Цель
первых – постижение истины, цель вторых – достижение блага и счастья,
исходя из деления философских наук на теоретические и практические, а также
из их цели и задач можно подумать, что, по Ибн Сине, назначение первых
-–только разработка чистой теории, а назначение вторых – Оказание
содействия в делах людских. Но на самом деле такое деление условно, ибо в
теоретической философии Ибн Сина выделяет прикладные отрасли, или так
называемые ответвления, а в практической – теоретические. Больше того, в
некоторых ответвлениях теоретической философии, в частности в медицине, он
выделяет и специальные теоретические подразделения.
Систему теоретической философии составляют физика, математика и
метафизика, координация которых определяется прежде всего их отношением к
материи: физика – наука, исследующая чувственные тела, их возникновение и
уничтожение, движение и взаимодвижение, структуру и строение; математика –
наука о вещах, существование которых необходимо связано с материей, но у
которой нет определенной свойственной им материи, как фигуры и числа;
метафизика – наука о вещах, которые либо необходимым образом не нуждаются в
материи и движении, либо вообще не связаны с материей и движением.
Субординация и координация видов теоретической философии и тем, что более
общие науки снабжают исходными принципами более частные нации. Вследствие
этого все нации оказываются подчиненными метафизике, ибо принципы всех их
восходят к метафизике и завершаются в ней. В свою очередь метафизика не
может обходится без физики и математики и следует за ними потому, что
многие вопросы, о которых речь идет в ней, как то – возникновение и
уничтожение, изменение, место и время, зависимость любого движущегося от
движущего, завершаемое всех движущих первым движущим и т. д.
Содержание же основных разделов практической философии Ибн-Сины, как
нельзя лучше подтверждает истинность старого тезиса о том, что философия –
дочь своей эпохи. Ибо многие основоположения его практической философии
представляют собой теоретическое обобщение и выражение тех общественных
отношений, которые господствовали в его эпоху. Это идеи о взаимоотношениях
супругов, детей и родителей, господина и его слуги, иерархическом строе
общества, пророке и пророчестве и т. д.
Арабская Испания
Завоевание арабами Испании в начале VIII века привело к созданию на
пиренейском полуострове могущественного Кордовского эмирата (с X века -
халифата). Арабы и североафриканские племена – берберы, получившие
впоследствии общее название – мавры, овладели почти всей Испанией, за
исключением горных районов на севере полуострова. В руки мусульман попали
области наиболее богатые естественными ресурсами, и экономически развитые
еще с пимских времен.
Завоевание арабами готской Испании совершилось на том этапе ее развития,
когда там шел усиленный процесс феодализации. Этот процесс ускорялся
сильной романизированностью Испании: рабы и колоны составляли здесь
основную массу непосредственных производителей. Арабы захватили земли
вестготской и испано-римской знати, церкви и королевского фиска.
Арабы Испании, сохранившие связи с более высокоразвитыми странами
Востока, обогатили ее сельское хозяйство. При арабах расширяется система
оросительных каналов, развивалось скотоводство.
Большой подъем в Арабской Испании переживали города. Уже к X веку их
насчитывалось до 400. Столица Арабского государства – Кордова – стала в X
веке одним из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров Европы.
Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной
торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом.
Экономические успехи арабской Испанией сопровождались ее культурным
подъемом. В Кордове находились огромная библиотека и университет.
Библиотеками славились многие другие города страны. Высшие школы в Арабской
Испании были одними из первых в Европе. Значительный подъем переживают
науки: медицина, математика, география. Арабская Испания – родина виднейших
прогрессивных философов своего времени: Ибн-Ромда (Аверроэса) и Маймонида.
Расцвет искусства и литературы, особенно поэзии, в Испании приходится на то
время, когда уровень культуры в остальной Западной Европе был еще очень
низким; многие европейцы приезжали учиться в университетах Кордовы,
Севильи, Малаги, Гранады.
Арабская культура в Испании оказала влияние не только на Европу: она
занимает важное место в истории мировой культуры. Через Кордовский халифат
европейские страны познакомились (в переводах) с трудами арабских ученых по
математике, астрономии, географии, физике, алхимии, медицины, анатомии.
В мусульманской Испании появились самостоятельные философские учения,
отражавшие борьбу передовых сил феодального общества против обскурантизма
мусульманского духовенства.
К середине XII века, в связи со все ускорявшимся распадом Багдадского
халифата, центр арабской философии переместился с Востока на Запад.
Передовые мыслители Андалуссии усваивали и развивали дальше
материалистические элементы, содержавшиеся в работах их предшественников –
представителей «восточного перипатетизма». Особенно большое влияние на
западноарабских философов оказали труды великих среднеазиатских ученых