Теософия Е.П. Блаватской

Теософия Е.П. Блаватской

РЕФЕРАТ по КУЛЬТУРОЛОГИИ

ТЕОСОФИЯ Е.П.БЛАВАТСКОЙ

СТУДЕНТА 2-го КУРСА

ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ОЛЕЙНИКА ИЛЬИ

ВАЛЕРЬЕВИЧА

ПЕТРОЗАВОДСК 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

ВВЕДЕНИЕ....................................................................

.....................3

2. БИОГРАФИЯ

Е.П.БЛАВАТСКОЙ............................................... 4

3. ТЕОСОФИЯ. КРАТКИЕ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Е.П.БЛАВАТСКОЙ..............................................................

................11

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

............................................................................

. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 20

Нет религии выше истины

Е.П.Блаватская

(см. Заключение)

ВВЕДЕНИЕ.

Появление загадочной фигуры Е.П.Блаватской на культурной сцене Х1Х

века вызвало настоящий шок, всеобщее смятение и может быть сравнимо с

действием подлинной силы Природы: так потрясти и расшатать до основания

застывшие религиозные, научные, социальные, философские и этико- моральные

структуры общества, как это сделала Блаватская, может только личность,

являющая собой нечто титаническое, несущая в себе подлинность и силу

импульса Природы, и импульс этот действует подобно весенней грозе: сначала

тучи, столкновение, гром, молнии... а потом благословенный ливень,

приносящий очищение, новую возобновляющую силу жизни, как знамение солнца и

ясного неба, которые обязательно придут затем.*)

По существу тема этой работы немного шире, чем перечисление дат и

мест, связанных с именем Елены Петровны Блаватской. Главное, что заставило

меня обратить на неё внимание, явилось её представление о том “необычном”,

что окружает нас повсюду в сознательных и бессознательных состояниях нашего

существования. Осно

______________________________________________

*) Блаватская Е.П. Избранные статьи, М., 1996.

Очерк профессора Елены Сикирич о Блаватской Е.П.

вой моих размышлений стали мой личный “опыт” общения с вещами, сточки

зрения науки , не важными; хотя я не могу сказать, что это происходит очень

часто. Однако, даже одна незначительная деталь, случай или что-то еще,

могут в корне изменить если не жизнь, то хотя бы поубавят уверенности в

несокрушимости рационального объяснения различных явлений или событий.

Вот почему я выбрал тему реферата, посвященную философу, мистику,

пророку, реформатору, титану - загадке, известной как Елена Петровна

Блаватская.

2. БИОГРАФИЯ Е.П. БЛАВАТСКОЙ.

Елена Петровна Блаватская родилась 11 августа 1831 года. Мать Елена

Андреевна Фадеева ( вышедшая замуж за офицера Гана, командующего батареей

конной артиллерии) писала повести и романы под псевдонимом “ Зинаиды Р-вой

“и была очень популярной в начале сороковых годов; её ранняя смерть вызвала

всеобщее сожаление, и Белинский посвятил ей несколько хвалебных страниц,

назвав её русской “ Жорж-Санд “. В семье своего дедушки рано осиротевшая

Елена Петровна провела большую часть своего детства, сперва в Саратове, где

он был губернатором, а позднее в Тифлисе.

По свидетельству очевидцев *) детство и юность её протекли при очень

счастливых условиях в просвещенной и очень дружной семье с гуманными

традициями и чрезвычайно мягким отношением к людям. На лето вся семья вы-

______________________________________________

*) Блаватская Е.П. Избранные статьи, М., 1996.

Очерк профессора Елены Сикирич о Блаватской Е.П.

езжала на губернаторскую дачу - большой старинный дом,

окруженный садом, с таинственными уголками, прудами и глубоким оврагом, за

которым темнел спускавшийся к Волге лес. Вся природа жила для пылкой

девочки особой таинственной жизнью; часто разговаривала она с птицами,

животными и невидимыми товарищами её игр; она очень оживленно говорила с

ними и иногда начинала громко смеяться, забавляясь их, никому кроме неё

невидимыми смешными проделками, а когда наступала зима, необыкновенный

кабинет её ученой бабушки представлял такой интересный мир, который

способен был воспламенить и не столь живое воображение. В этом кабинете

было много диковинных вещей: стояли чучела разных зверей, виднелись

оскаленные головы медведей и тигров, на одной стене пестрели, как яркие

цветы, прелестные маленькие колибри, на другой- как живые сидели совы,

соколы и ястребы, а над ними, под самым потолком, распростер крылья

огромный орёл. Когда дети приходили в бабушкин кабине, они садились на

набитого черного моржа или на белого тюленя, и в сумерки им казалось, что

все эти звери начинали шевелиться, и много страшных и увлекательных историй

рассказывала про них маленькая Елена Петровна.

Из всех воспоминаний сестры Елены Петровны ( Веры Петровны ) о её

детстве становится ясным, что Елена Петровна обладала ясновидением;

невидимый для обыкновенных людей мир был для неё открыт, и она жила наяву

двойной жизнью: общей для всех физической и видимой только для неё одной.

Часто Елена рассказывала о различных посещениях неведомых всем лиц. Чаще

всего перед ней появлялся величественный образ индуса в белой чалме, всегда

один и тот же, и она знала его также хорошо, как и своих близких, и

называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в

минуты опасности. Один из таких случаев произошел, когда ей было около 13-

ти лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла;

девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремя, повисла на нем;

но, вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг

себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена.

С детства у Елены была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям,

к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла

самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями,

презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы

преграды, встречавшиеся на её пути... В семнадцать лет она вышла самовольно

замуж за человека, годившегося ей в отцы, и через несколько месяцев, не

задумываясь, его бросила, уехала неведомо куда и почти десять лет исчезала

так, что её родные годами не знали о её местопребывании...

Близким своим она сознавалась, что затем только и обвенчалась с

Н.В.Блаватским, чтобы быть свободной от контроля родных.

Большую часть своей молодости Блаватская провела вне Европы:

от 1848г. по 1851г. - путешествие по Египту, Афинам, Смирне и Малой

Азии - первая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

с 1851г. по 1853г. - путешествие по Южной Америке и переезд в Индию

- вторая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет и возвращение через Китай и

Японию в Америку;

с 1853 г. по 1858 г. - странствование по Северной и Центральной

Америке и переезд в Англию; возвращение из Англии через Египет и Индию и

третья неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

в декабре 1858г. Елена Петровна неожиданно появляется в России у

своих родных, сначала она приехала к сестре Вере Петровне и своему отцу в

Псковскую губернию, а потом к родным своей матери, в Тифлис, где она

пробыла до 1863 года;

в 1864 году она проникает наконец в Тибет, оттуда уезжает на короткое

время ( в 1866 г.) в Италию, затем снова в Индию и снова в Тибет. В 1872

году она едет через Египет и Грецию к своим родным в Одессу, а оттуда в

следующем 1873 году уезжает в Америку.

В 1851 году в Лондоне происходит самое важное событие в жизни Елены

Петровны Блаватской - её первая встреча с Учителем, который появлялся ей в

детстве и которого она звала своим Покровителем. Истинная цель этих 20-

летних скитаний ( если вычесть 4 года, проведенные с родными) по земному

шару - снова и снова возобновляющиеся попытки проникнуть в Тибет, где она

надеялась приблизиться к своему Учителю.

Чтобы верно понять эту сторону её жизни, необходимо знать, что такое

“ученичество”, в чем оно состоит , какого рода обязательства оно налагает

на ученика и каково на Востоке отношение ученика оккультной школы к своему

Учителю.

Для европейцев представляется какой-то сказкой самое существование

восточных Учителей, живущих совершенно особой жизнью, где-то среди

неприступных Гималаев, никому неведомых, кроме теософов-мечтателей. Но это

представление совершенно меняется, когда начинаешь знакомиться с внутренним

смыслом религиозных учений Индии. Разница умственной и духовной жизни

материалистического Запада и мистического Востока очень глубока, и

непонимание со стороны Запада самых существенных особенностей Востока

вполне естественно. На Востоке никто не сомневается в существовании высоких

адептов Божественной Мудрости. Но и западные ученые, по крайней мере

наиболее передовые , не отрицают возможности сверх нормальных психических

способностей, которые у большинства людей находятся в скрытом состоянии и

только со временем развиваются до полного своего проявления; а если это

так, совершенно нелогично отрицать возможность все более и более высоких

ступеней психической и духовной эволюции, следовательно и появления таких

“Высоких Существ”, душевные силы и свойства которых еще неведомы на нашей

низшей ступени развития.

Люди, достигавшие святости, которая неизбежно сопровождается

утончением всей нервной системы, всегда стремились к уединению, скрывались

в пустынях и джунглях. Когда же человеку с исключительно тонким психическим

развитием все же приходится оставаться среди многолюдья, он должен сильно

страдать, а на очень высокой ступени развития без предосторожностей,

известных оккультизму, он даже может не выдержать грубых шумов современной

городской жизни. Блаватская возвратилась из своих странствий в Россию

человеком одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися

немедленно и поражавшими всех её окружавших. Она оказалась сильнейшим

медиумом,- состояние которое она впоследствии сама сильно презирала, считая

его не только унизительным для человеческого достоинства, но и очень

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты