Учение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира

Учение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира

Министерство высшего образования РФ

Сибирская академия государственной службы

Письменная работа

по философии

Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Проблема морали как специфического способа освоения мира.

Выполнил: ст. гр.025 Яковлев

Александр

Алексеевич

Проверил: Доцент Простак С.Л.

Новокузнецк 2003г.

Содержание

Введение 3

1. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 5

1.1. Единство биосферы и человека 5

1.2. Наука как основной фактор ноосферы 8

1.3. Задачи по созиданию ноосферы 10

1.4. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 12

2. Проблема морали как специфического способа освоения мира. 15

2.1. Понятие морали и нравственности. Этика 15

2.2. Мораль как способ освоения мира 16

2.3. Нравственный характер соотношения цели и средств 18

2.4. Проблема добра и зла. 20

Заключение 22

Литература 24

В начале всяческой философии лежит

удивление, ее развитием является

исследование, ее концом – незнание.

М. Монтень

Введение

В данной письменной работе рассмотрим две темы:

Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Проблема морали как специфического способа освоения мира.

Современный этап развития науки и техники подтверждает гений и величие

Вернадского (1863 год), которое заключается в его глубоких философских

идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего

человечеcтва. Для Вернадского наука была средством познания природы. Он не

был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он

блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо

сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами,

и над их взаимосвязями.

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского

является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по

естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности

биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых

Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по

его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в

глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что

проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.

Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы,

призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции.

Вопросы морали и нравственности в жизни человека и их роль в освоении

окружающего мира являются коренными вопросами этики. Смысл человеческой

жизни, который заключается в совпадении основной направленности установок

позиции личности с общими тенденциями развития общества. По разному

относились великие философы к морали и нравственности и вне зависимости от

их отношения она оставляла у них неизгладимый след на способы познания и

восприятия окружающего мира.

Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

1 Единство биосферы и человека

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и

человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,

значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет

понять место и роль исторического развития человечества в эволюции

биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о

ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым

существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри

природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего

функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался

показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть

природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только

на среде жизни но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и

обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние

человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,

что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические

силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас

геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в

научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с

выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм

ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной

научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет

основную роль». [1, c. 26] Так, в последнее время резко меняется отражение

живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции

переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То

есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в

процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал:

«Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [1, c. 27]

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения

биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью

посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.

Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в

ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное

проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,

по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, c. 28]

Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении

человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.

Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение

естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы

стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера

посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное

состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно

организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в

биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее

заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области

жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную

массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли

окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы

человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со

скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью

мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

[1, c. 34]

При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может

и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте

отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в

планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в

планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной

земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из

которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой

всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что

впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического

процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что

любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с

каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества

только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех

человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие

годы чуть не ежегодно». [1, c. 88]

Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного

человечества» — поскольку она является формой организации новой

геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и

уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее

исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.

Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,

чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не

было». [1, c. 46]

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием

сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,

неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный

момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,

публицисты, был увиден Вернадским.

Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией

биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения

ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития

мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой

экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все

это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам

жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать

как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном —

планетном аспекте.

2 Наука как основной фактор ноосферы

Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как

геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь

человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого

углубляется единство биосферы и человечества.

Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития

человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму

абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука –

создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты