Учение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира
Министерство высшего образования РФ
Сибирская академия государственной службы
Письменная работа
по философии
Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Проблема морали как специфического способа освоения мира.
Выполнил: ст. гр.025 Яковлев
Александр
Алексеевич
Проверил: Доцент Простак С.Л.
Новокузнецк 2003г.
Содержание
Введение 3
1. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 5
1.1. Единство биосферы и человека 5
1.2. Наука как основной фактор ноосферы 8
1.3. Задачи по созиданию ноосферы 10
1.4. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 12
2. Проблема морали как специфического способа освоения мира. 15
2.1. Понятие морали и нравственности. Этика 15
2.2. Мораль как способ освоения мира 16
2.3. Нравственный характер соотношения цели и средств 18
2.4. Проблема добра и зла. 20
Заключение 22
Литература 24
В начале всяческой философии лежит
удивление, ее развитием является
исследование, ее концом – незнание.
М. Монтень
Введение
В данной письменной работе рассмотрим две темы:
Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Проблема морали как специфического способа освоения мира.
Современный этап развития науки и техники подтверждает гений и величие
Вернадского (1863 год), которое заключается в его глубоких философских
идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего
человечеcтва. Для Вернадского наука была средством познания природы. Он не
был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он
блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо
сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами,
и над их взаимосвязями.
Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского
является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по
естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности
биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых
Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по
его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в
глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что
проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.
Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы,
призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции.
Вопросы морали и нравственности в жизни человека и их роль в освоении
окружающего мира являются коренными вопросами этики. Смысл человеческой
жизни, который заключается в совпадении основной направленности установок
позиции личности с общими тенденциями развития общества. По разному
относились великие философы к морали и нравственности и вне зависимости от
их отношения она оставляла у них неизгладимый след на способы познания и
восприятия окружающего мира.
Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
1 Единство биосферы и человека
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и
человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,
значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет
понять место и роль исторического развития человечества в эволюции
биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о
ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым
существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри
природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего
функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался
показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть
природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только
на среде жизни но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и
обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние
человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,
что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические
силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас
геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в
научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с
выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм
ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной
научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет
основную роль». [1, c. 26] Так, в последнее время резко меняется отражение
живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции
переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То
есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в
процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал:
«Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [1, c. 27]
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения
биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью
посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.
Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в
ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное
проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,
по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, c. 28]
Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.
Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение
естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы
стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера
посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».
[1, c. 34]
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может
и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте
отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в
планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в
планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной
земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из
которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой
всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что
впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического
процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что
любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с
каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества
только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех
человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие
годы чуть не ежегодно». [1, c. 88]
Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного
человечества» — поскольку она является формой организации новой
геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и
уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее
исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.
Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,
чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не
было». [1, c. 46]
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием
сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,
неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный
момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,
публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией
биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения
ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития
мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой
экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все
это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам
жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать
как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном —
планетном аспекте.
2 Наука как основной фактор ноосферы
Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как
геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь
человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого
углубляется единство биосферы и человечества.
Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития
человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму
абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука –
создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее