Учение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира

содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями,

создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из

научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием

является в ней научная работа живых людей...» [2, c. 252] Так что наука –

социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов,

обобщений и, конечно, человеческого разума.

Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять

биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы,

энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным

явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы,

научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции

биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит

в свое новое состояние – в ноосферу.

История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новой

геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не

случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия

превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного

понимания и основанного на ней социального труда человечества». [1, c. 44]

Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной

мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера

может создаваться только при этом условии.

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее и ее объекты

может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы

биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из

относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может

получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в

биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу

космического внеземного вещества...» [1, c. 128] Таким образом, научная

мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления в

конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.

Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся

основной областью знания, из окружающей реальности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.

2. Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный

рост.

3. Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий

независимо от человеческой воли.

4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого

разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в

изучении окружающей среды.

Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного,

синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей

живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение

для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и

биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой

интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере.

В современных условиях задачей первостепенной важности является

возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки

проблем биогеохимии.

3 Задачи по созиданию ноосферы

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты

сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы.

Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по

созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений

о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития

человечества с точки зрения Вернадского.

Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

1. Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все

больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится

Вселенской категорией.

2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что

интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной

задачей.

3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное

регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями,

начинают решаться.

4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей

никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не

может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые

для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти

от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста

научного знания». [1, c. 50]

Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем

значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий.

Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных

проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного

решения задач сознательного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы

является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии

государства на развитие научных исследований.

Вернадский высказывался за образование единой (на государственном

уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в

ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни.

Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это –

«вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и

правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и

равенства всех людей, единства ноосферы» [1, c. 78]; идея о государственном

объединении усилий человечества.

Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач

сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно

актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил

искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению

задач демократических форм организации научной работы, образования,

распространения знаний среди народных масс.

4 Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность

Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что

наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием

новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах

Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности

материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он

писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в

настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с

появлением человека разумного или с возникновением промышленного

производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский

писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий

«ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее

подробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетное

явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды

Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос,

поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления

и существования ноосферы:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами

Земли.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими

геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней

политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных,

философских и политических построений и создание в государственном

строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния

трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и

голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её

способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные

потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни общества.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все

или почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для того, чтобы

отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её

образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать

год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно

будет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть

разные.

Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия

хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил

в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и

красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался.

Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного

человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных

достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать

соответствующие меры.

Проблема морали как специфического способа освоения мира.

Мораль – это важничанье человека

перед природой.

Ф. Ницше

1 Понятие морали и нравственности. Этика

Мораль - (лат. moralitas от moralis) - относящаяся к праву, характеру,

складу души, привычкам; это форма общественного сознания и вид общественных

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты