Учение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира

отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства

всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих

идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует

поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в

политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и

международных отношениях.

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали. Это сфера

нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие

требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и

творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной

сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить

добро.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Основу предмета этика составляет учение о природе морали как особого

социального явления и формы общественного сознания, о роли морали в

жизни общества, о законах развития нравственных представлений, отражающих

материальные условия жизни людей, о классовом характере морали. Мораль же

является таким оценочно-императивным способом освоения действительности,

которая регулирует поведение людей с точки зрения противоположности добра и

зла.

2 Мораль как способ освоения мира

Наука, искусство, мораль - три способа освоения мира, взаимно

незаменимых в силу своей специфики.

Основные функции морали:

1. Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется не

только с помощью требований морали, но и норм права.

2. Оценочно-императивная, которая отличает нравственную регуляцию от

всякой иной внеморальной. Она представляет собой способ освоения человеком

действительности, осуществляемый с помощью разделения окружающих

социальных явлений на "добро" и "зло".

3.Познавательная подчинения функция регуляции поведения, точнее,

оценочно-императивная функция. Она ориентирует индивида в мире окружающих

культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые

отвечают его потребностям и интересам.

4.Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории.

5. Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элемент

нравственного поведения личности.

6. Коммуникативная.

7. Воспитательная.

Моральное регулирование поведения, в отличии от правового, не

подкрепляется организационной силой общественных учреждений, потому что

оно внеинституционально. Вместе с тем мораль внутренне взаимопересекается

с правовым регулированием: преступления осуждает не только закон, но и

общественное негодование.

Абсолютизм этический - это методологический принцип истолкования

природы нравственности, в соответствии с которыми моральные понятия

трактуются как извечные и неизменяемые начала, не связанные с условиями

общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами

развития человечества.

Релятивизм этический выражается в том, что моральным понятиям и

представлениям придается относительный, изменчивый и условленный характер.

Прогресс нравственный - восходящее развитие морали от менее совершенных

исторических состояний к более совершенным. Однако нравственный прогресс

является ни автоматическим, ни линейным. Он зависит не от уровня

производительных сил, а от уровня развития и свободы личности.

Моральные нормы - это элементы нравственного сознания,

складывающиеся в нем в определенную систему взаимозависимости и

соподчинения. Совокупность норм, принципов, даже взятая в их целостности,

определяемой иерархии, дает нам статичный "срез" построения нравственного

сознания. Мотивация же - система определенным образом взаимосвязанных,

мировозренчески соподчиненных мотивов, означающих предпочтение тех или иных

ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение им

линии своего поведения.

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка,

поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам,

идеалом. Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувства

признательности, восхищения или неприязни, негодования.

Самооценка - это самостоятельное, "на свой страх и риск" определение

ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с

чувством совести и долга, и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Долг - это ода из основных категорий этики; превращение требования

нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную

задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его

положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Долг - это

отношение личности к обществу. Категория долга тесно связана с другими

понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как

ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Совесть - выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой

личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный

самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные

обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку

совершаемых поступков, одно из выражений нравственного самосознания

личности.

3 Нравственный характер соотношения цели и средств

На вопрос: "Оправдывает ли цель средства?"- иезуитизм дает

безоговорочный утвердительный ответ. Под "оправданием" понимается полное

безразличие самой цели к нравственному характеру средств: не существует

средств "подлых" и святых". Для достижения цели можно не считаться с с

нравственном характером средств: цель освещает любые из них. В иезуитской

концепции речь идет не просто об относительности средства соответственно

нравственному характеру цели, а о произвольном отношении к оценке средств.

Социологический субъективизм и этический релятивизм - вот методологическая

основа иезуитской этики, придающая ответу на вопрос о соотношении цели и

средств вполне определенный нигилистическо-циничный смысл: "цель

оправдывает любые средства".

Противостоящая иезуитизму концепция "абстрактного гуманизма"

рельефнее всего выявила себя в известной теории "непротивления злу

насилием". Ее сторонники утверждают автономность средств от цели и поэтому

считают, что цель не может оправдывать средства. С точки зрения

теории "непротивления злу насилием" средства управляют целью и изменяют ее:

"мы собираем то, что посеем". Однако из отрицания иезуитского

противопоставления цели и средства (в ущерб нравственной ценности средств)

данная теория выдвигает правило, тоже противопоставляющее цель и средства,

но теперь уже в ущерб самим целям: "цели мы не знаем, для нас важны только

средства; средства - это все". Таким универсальным средством достижения

гармонического равновесия цели и средств объявлялось "ненасилие".

"Ненасилие" в качестве универсального свойства всех допустимых средств

оценивается как добро вне зависимости от цели, ради которой оно применяется

(соответственно абсолютным злом является насилие). Таким образом, в

противоположность иезуитскому беспринципному релятивизму в выборе

средств, здесь производится догматическое разделение средств, одним из

которых приписывается вечный статус "святости", другим - вечный статус

"подлость".

Дилемма цели и средств, нравственного и целесообразного

преодолевается лишь в рамках марксистской этики, где моральному нигилизму,

цинизму в выборе средств, с одной стороны, и ригористическому отношению к

средствам - с другой, противопоставляется подлинно научная диалектическая

концепция. Ее суть раскрывается в следующих основных моментах

диалектики отношения нравственной цели и средств.

1. Ценность средств обусловлена нравственном характером цели,

для достижения которой это средство применяется. От характера цели зависит

зависит ценность средства. Но цель именно определяет средства, а не

оправдывает.

2. Результат, в котором воплощается цель, суть предназначения

средства.

3. Обусловленность нравственной ценности средства характером цели

предполагает такие характеристики ценности средства, как абсолютность и

объективность. Целесообразность выбора любого средства оказывается в

действительности лишь видимостью: игнорируя объективные свойства средства,

момент абсолютности в их ценности, "воля человека, его практика, сама

препятствует достижению своей цели..."

4. Нравственная цель и средства не только взаимоопределяемая, но и

соотносительны. Это значит, что любая цель в иной ситуации может выступать

в роли средства и, наоборот, то, что было средством, в новой ситуации

морального выбора может оказаться целью.

5. Требование строгой последовательности в выборе средств.

И если ближайшая цель может быть достигнута лишь ценой, уничтожающей

нравственный характер более высокой цели, то такое средство достижения

цели должно быть отвергнуто, как лишенное целесообразности.

Нравственно и целесообразно то средство, которое необходимо и

достаточно для достижения положительно-нравственной цели, которое не

противоречит более высокой и высшей цели, не изменяет ее морального

характера. В этом выводе слиты два требования к средствам выбора -

эффективность и нравственная ценность; целесообразность средств

приобретает нравственное качество.

4 Проблема добра и зла.

Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и

категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений

общественной жизни в их соотношении с идеалом.

Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая

категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности

людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов

человека и человечества.

Преодоление нравственно негативных явлений требует не только

совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но

и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.

Для ответа на поставленный вопрос целесообразно выделить следующие

отправные пункты анализа:

1. характеристика объекта, круга явлений, к которым может быть

отнесена наиболее общая моральная и этическая оценка (добро и зло);

2. характеристика природы (источника) данной оценки;

3. характеристика критерия различия добра и зла как

противоположностей.

Эти моменты затрагиваются всеми философско-этическими учениями.

Осмысление добра и зла прошло путь, когда круг представляемых ими явлений

по существу оказывался безграничным, охватывающим все существующее, весь

мир, - сведение добра и зла к моральным свойствам индивидов (добродетелям

и порокам) и в дальнейшем - к пониманию добра и зла как характеристик

различных сторон морали и ее целостной модели.

Освоение мира по средствам морали осуществляется через сознание.

Мораль - специальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения

людей во всех без исключения областях общественной жизни. Мораль

осуществляется через общественные требования.

Заключение

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В

полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу.

Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем

современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о

необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном аспекте.

Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется

сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба

человечества — это единая судьба.

Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих

факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода,

планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с

геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого

общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом

(«взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную

связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и

вводит понятие ноосферы. Устремленность в будущее - это характерная черта

ноосферного учения.

С древних времен и по сегодняшний день в обществе людей действуют

нормы морали, которые накладывают отпечаток на способы и методы познания

окружающего мира. Великие философы разных времен по разному относились к

теме нравственности. По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя

разумно, нравственно и справедливо. В философии Канта нравственное

сливается с идеей религиозного, божественного. По его мнению, церковь есть

всеобщее и необходимое нравственное единение согласно Ницше, мораль играет

разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это

размягчает и расслабляет волю человека. Нравственная субстанция, по Г.

Гегелю, немыслима без социальной общности людей, феномен нравственности

возможен только во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу.

И в заключении следует сказать, что на протяжении всего развития

человечества на первый план в различных учениях выносились проблемы

путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы и

человеческого счастья.

Литература

1. Философские мысли натуралиста / В.И.Вернадский. М., 1988

2. Проблема биогеохимии / В.И.Вернадский. М., 1988

3. Научная мысль как планетное явление / Вернадский В.И. М., 1989.

4. Русская философия / Под ред. Ю.В.Крянева, М., 1991

5. Баландин О.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1988

6. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002 г.

7. Спиркин А.Г. Сознание и сомосознание. М., 1972 г.

8. Марксистская этика. М., 1980 г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты