Вкус как эстетическая категория

Вкус как эстетическая категория

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра философии и политологии

Курсовая работа

по дисциплине эстетика

Тема: «Вкус как эстетическая категория»

Выполнила:

по специальности философия

Научный руководитель:

Дата сдачи работы:_____________

Дата защиты работы:_____________

Оценка:_____________

Оглавление

Введение

Определение эстетического вкуса

1. История появления термина

2. Определение вкуса с точки зрения различных философов

1.3 Основные задачи эстетики, связанные с проблемой вкуса

Глава 2 Классификация вкуса и его формирование в процессе развития личности

2.1 Художественный вкус

a) Понятие художественного сознания, его эволюция и соотношение с

общественным сознанием.

b) Художественный гений как создатель художественного творения или

эстетический вкус творческой личности

c) К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного

вкуса

2.2 Эстетический вкус

a) Эстетическое воспитание

b) Эстетическое формирование

Глава 3 Оценка вкусом и оценка вкуса – работа Канта «Критика способности

суждения»

3.1 Аналитика прекрасного.

I. Суждение вкуса по его качеству и количеству.

II. Суждение вкуса по отношению к целям.

III. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.

2. Аналитика возвышенного.

I. Характеристика чувства возвышенного.

II. Возвышенное в природе.

3.3 Дедукция чистых эстетических суждений.

I. Субъективный принцип способности суждений вкуса.

II. Эмпирический и интеллектуальный интерес о прекрасном

III. Характеристика изящных искусств и гения

3.4 Диалектика эстетической способности суждения.

I. Антиномия вкуса.

II. Об идеализме природы и искусства.

Глава 4 Критика вкуса и вкус критика

4. Проблема изменения вкуса в эстетике модернизма, постмодернизма и

постпостмодернизма

2. Мотивы деструкции в русской литературе XIX - XX веков, а также модернизм

в зар. лит-ре(Дудова)

Глава 5 Формирование эстетического вкуса в контексте современной массовой

культуры Формирование эстетического сознания в контексте современной

массовой культуры (некоторые западные теории последних лет).

Заключение

Список литературы

Введение

Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос

вкуса! В данной работе вкус будет рассматриваться в качестве эстетической

категории. Следует заметить, что эта тема является довольно обширной,

поэтому определение может быть неоднозначным. Предварительно эстетический

вкус можно определить как способность судить о том является нечто

прекрасным или нет. Таким образом, эстетический вкус это способность судить

о предмете на основе благорасположения к нему или не благорасположения

свободного от всякого интереса. Мне всегда был интересен ответ на вопрос:

почему одни люди предпочитают одно, а другие другое, поэтому я и взялась за

рассмотрение данной темы. К тому же, с категорией эстетического вкуса

связано несколько очень сложных вопросов философской теории искусства.

Прежде всего, это основание эстетического вкуса. Задавая вопрос о том,

является ли вещь прекрасной, мы не имеем в виду то значение, которое может

иметь для нас или для кого-то другого существование этой вещи, мы задаем

вопрос о том какой она является сам по себе, в том виде в каком она

предстает нашему незаинтересованному восприятию, созерцанию. Сказать, что

предмет прекрасен, значит подчеркнуть свою полную независимость от этого

предмета, свою незаинтересованность в нем. Суждение о красоте к которому

примешивается какой-то интерес уже не объективно и не является суждением

эстетическим. Безусловно, существует множество точек зрения, всяческих

теорий по этому поводу, поэтому тема эта остаётся традиционной в эстетике,

ведь именно в ней изучается преобразование мира по законам красоты.

Проблематика вкуса рассматривалась более подробным образом Иммануилом

Кантом в работе «Критика способности суждения», поэтому это произведение

берётся за основу работы. Но как и принято сначала следует рассмотреть

теоретическую сторону эстетического вкуса, сравнить точки зрения,

изложенные в различных статьях некоторых философов, преподавателей, да и

вообще тех, кто не обходил стороной столь интересного вопроса. В работе

также следует осветить не только теоретическую сторону взятого вопроса, но

и обратить внимание на проявление вкуса в различных сферах эстетики. Ибо

вопрос вкуса в нашем обществе занимает довольно важное место, даже не на

подсознательном уровне.

Глава 1 Определение эстетического вкуса

Поскольку тема вкуса затрагивалась многократно философами-

исследователями, то однозначно трудно дать чёткое определение данному

понятию, поэтому для выявления его следует обратиться к истории его

формирования. На мой взгляд, только лишь проследив определение термина с

различных точек зрения, мы сформируем тем самым собственную точку зрения о

вкусе

1. История появления термина.

Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашей

повседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства,

эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионный

характер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы в

словарях и книгах по эстетике.

У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливая

судьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются.

Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историю

появления этого термина в истории философии.

Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации

(гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства,

выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоей

специфической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с

древнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты

с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии

катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания.

Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила

только в середине XVII века, когда для её обозначения была выбрана

категория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначения

одного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. По

аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое,

солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и

распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую

художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого

художественного уровня в искусстве и т.п.

Впервые, в собственно эстетическом смысле, термин «вкус» (gusto)

встречается в сочинении испанского мыслителя Бальтасара Грасиана

(«Карманный оракул», 1646), обозначившего так одну из способностей

человеческого познания, специально ориентированную на постижение

прекрасного произведений искусства. От него этот термин заимствовали

крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII

в. появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие

проблемы эстетики. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных

категорий эстетической мысли. Как раз в это период эстетика конституируется

как самостоятельная философская дисциплина, именно в этот период авторитет

красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание

оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования

социальных отношений. Центральное место занимал анализ вкуса.

2. Определение вкуса с точки зрения различных философов

Бычков В.В. «Вкус»

В истории эстетики интерес к проблеме эстетического вкуса проявился

уже в XVII-XVIII вв. Французские просветители и теоретики классицизма

(Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали её с позиций рационализма и

нормативизма, представители английской сенсуалистической эстетики

(Шефтсбери, Хом и др.) выводили эстетический вкус из человеческих ощущений,

но связывали его с нравственностью. В противоположность Хатчесону и Бёрку,

утверждавшим всеобщность эстетического вкуса, Юм подчёркивал его

субъективность. Особое место разработка этой проблемы занимает в эстетике

Канта, отметившего противоречивый, общественно-индивидуальный характер

эстетического вкуса. Развивая традиции русской революционно-демократической

мысли (Белинский, Чернышевский), марксистско-ленинская эстетика

рассматривает эстетический вкус как социально-историческое явление,

диалектически сочетающее в себе элементы как классового, так и

общечеловеческого. Индивидуальный эстетический вкус представляет собой

эстетическую установку, формирующуюся в новый опыт, опосредствуя каждое

новое эстетическое восприятие и переживание. Эстетический вкус является

субъективным критерием эстетической оценки, которая в известной мере

интуитивна, то есть эмоционально предшествует рациональному эстетическому

суждению. Однако качество эстетического вкуса определяется тем, в какой

мере выраженная в нём субъективная оценка соответствует объективной

эстетической ценности. Хороший эстетический вкус выражается в способности

получения наслаждения от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать

безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать

красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве. Эстетический вкус

является плохим, дурным, извращённым, когда человек равнодушно или даже с

отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого.

Количественной характеристикой вкуса считается степень его развитости или

неразвитости, широты или узости. Развитость эстетического вкуса

определяется глубиной постижения эстетических ценностей, способностью

выявить богатство значений, которыми они обладают. Неразвитый вкус в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты