называется вьяпти. В выводе, или заключении, должно быть, по меньшей мере,
три суждения, три термина: пакша, или меньший термин, по поводу которого
мы что-нибудь выводим; садхья, или больший термин, являющийся выводимым
объектом, и линга (или садхана), то есть средний термин, который всегда
связан с большим и в то же время содержится в меньшем. Приведем пример:
«Холм горит, потому что он дымится, а все, что дымится,— горит».
Сравнение есть познание связи между названиями вещей и самими вещами,
именуемыми так на основании данного описания их сходства с некоторым уже
известным объектом. Например, человеку говорят, что гавая (дикая корова)
похожа на корову. И когда этот человек находит в лесу животное, очень
похожее на корову, он приходит к выводу, что это животное и должно быть
гавайей. Такое знание извлекается посредством упаманы, то есть сравнения.
Шабда (свидетельство или доказательство) есть знание о
невоспринимаемых объектах, получаемое из утверждений авторитетных лиц.
Ученый сообщает нам, что вода представляет собой соединение водорода и
кислорода в известной пропорции. Хотя мы и не сами доказали эту истину, мы
признаем ее, считаясь с авторитетом ученого. Наше знание в этом случае
исходит из свидетельства ученого.
Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело,
чувства и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас),
деятельность (правритти), умственные дефекты, повторное рождение, чувства
удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий (апаварга).
Философы школы ньяйи наряду с представителями многих других систем
индийской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу,
чувствам и объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело -
это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум - тонкая, неделимая,
вечная субстанция (ану). Он служит душе инструментом для восприятия
психических явлений, таких, как удовольствие, боль и т. д. Поэтому он
называется внутренним чувством.
Я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно
отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе
установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Но сознание не
является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство,
которое перестает ограничивать я в состоянии мукти, то есть освобождения. В
то время как ум (манас) является бесконечно малой величиной, подобной
атому, я представляет собой нечто всепроникающее (вибху), неразрушимое и
вечное. Я - это действующая сила, которая любит или не любит объекты,
старается получить или избежать их, наслаждается или страдает от
последствий своих поступков.
Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий,
ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности (таттва-
джняна). Некоторые думают, что освобождение есть состояние счастья. Но это
совершенно неверно, так как нет удовольствий без страдания. Таким образом,
освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или
счастье.
Существование бога доказывается системой ньяйи при помощи нескольких
аргументов. Бог есть первопричина творения, поддержания существования и
разрушения мира. Он сотворил мир не из ничего, а из вечных атомов
пространства, времени, эфира, умов и душ. Этот мир сотворен с тем, чтобы
индивидуальная душа (джива) могла наслаждаться удовольствием или испытывать
страдания в соответствии с достойным или недостойным своим поведением в
другой жизни в иных мирах. Наиболее популярный аргумент в пользу бытия бога
гласит: «Все вещи мира, как, например, горы и моря, солнце и луна,
поскольку они состоят из частей, являются следствием. Поэтому они должны
иметь своего создателя».
Система вайшешики
Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя
которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней
конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты
познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество
(гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша),
присущность (самавая) и небытие (абхава).
Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она
отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций:
земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум
(манас).
Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют
соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и
звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и
воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы
- это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем
получить посредством дробления материальных объектов на все более и более
мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше.
Эфир, пространство и время — неосязаемые субстанции, каждая из которых
является единственной, вечной и всеобъемлющей.
Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно
малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со
всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность,
эмоции, воля.
Душа - вечная и всеобъемлющая субстанция, представляющая собой
субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом
индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив». Верховная душа, или бог,
считается творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов.
Происхождение и распад сложных предметов объясняются соединением и
разъединением атомов. Но двигаться и действовать самостоятельно атомы не
могут. Первоисточник их действий — воля бога, направляющего их перемещения
в соответствии с законом кармы.
Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным
достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления.
Такова атомистическая теория вайшешики. Это скорее телеологическая, чем
механистическая и материалистическая теория, какими являются другие
атомистические теории.
Качество есть то, что существует в субстанции и само по себе не имеет
ни собственных качеств, ни активности. Всего имеется двадцать четыре вида
качеств: цвет, вкус, запах, осязание, звук, число, величина, видовое
отличие, соединение, разъединение, отдаленность (паратва), близость
(апаратва), текучесть, вязкость, познавательная способность, удовольствие,
страдание, желание, антипатия, усилие, тяжесть, стремление (санскара),
достоинство (дхарма) и недостаток (адхарма).
Действие есть движение. Как и качество, оно свойственно только
субстанциям. Существует пять видов действий: поднимание, опускание, сжатие,
расширение и хождение.
Все коровы имеют некую общую природу, согласно которой они и
группируются в один класс, исключаясь из других классов. Это называется
«коровностью» (готва) и является всеобщим (саманья). Поскольку эта
«коровность» не возникает при рождении какой-либо коровы и не уничтожается
со смертью любой из них, она вечна. Таким образом, всеобщность представляет
собой вечную сущность, общую всем индивидам данного класса.
Особенность есть основа первичных различий вещей. Обычно мы отличаем
одну вещь от другой посредством выделения особенностей, присущих ее частям,
и различения других качеств. Но как отличить самые простые и вечные
субстанции мира, например два атома земли? По видимому, должно существовать
какое-то первичное различие, особенность, присущая каждому из них, иначе их
нельзя будет отличать друг от друга, поскольку оба имеют все качества
земли. Особенность означает специфичность или индивидуальность вечных
сущностей мира
Присущность есть постоянная, вечная связь, которая объединяет целое с
его частями; качество или действие — с субстанцией; всеобщее — с
особенностями. Ткань, как единое, всегда существует в нитях; качества —
такие, как «зеленое», «сладкое», «ароматное», и различного рода движения —
пребывают в известной субстанции.
Эта перманентная связь между целым и его частями, всеобщим и его
частностями, качествами и действиями, и их субстанциями известна как
присущность.
Небытие означает все отрицательные факты. «Здесь нет змеи», «Эта роза
не красная», «Чистая вода не имеет запаха» - все это предложения,
выражающие соответственно небытие змеи, красноты и запаха в известных
вещах. Все такие случаи небытия подходят под категорию абхавы, имеющую
четыре вида: праг-абхава, дхванса-абхава, атьянта-абхава, которые, взятые
вместе, называются сансарга-абхава (отсутствие связи между двумя
сущностями) и аньйонья-абхава. Первый вид абхавы означает небытие вещи до
ее производства, например небытие горшка в глине до того, как его изготовил
гончар. Второй вид - небытие вещи после ее разрушения (дхванса), например
небытие горшка после того, как его разбили. Третий вид - полное отсутствие
связи между двумя вещами, например бесцветность воздуха в прошлом,
настоящем и будущем. Последний вид абхавы представляет собой отличие одной
вещи от другой. Когда две вещи (скажем, кувшин и ткань) отличаются одна от
другой, то это и есть небытие одной вещи как другой. Кувшин - не ткань и
ткань - не кувшин. Это обоюдное небытие двух различных вещей называется
аньйонья-абхава.
Что касается теоретических положений системы вайшешики о боге и
освобождении индивидуальной души, то они, в сущности, те же, что и в
системе ньяйи.
Система санкхьи
Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма,
создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух
независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша
есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не
атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша - это Я» совершенно отличное от
тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой
вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и
действий, - сознание не действующее и не изменяющееся. Физические вещи —
стулья, кровати и т. п. - существуют скорее для других, чем для самих себя.
Поэтому должно быть пуруша, или Я, отличающееся от пракрити, или первичной