Характеристика основных школ древнеиндийской философии

материи, но пользующееся продуктами пракрити. Существует много различных я,

связанных с различными телами, вследствие чего одни люди счастливы, другие

несчастливы, одни умирают, другие живут. Пракрити есть первопричина мира.

Это вечное, бессознательное начало, которое, всегда изменяясь, служит

исключительно удовлетворению Я. Саттва, раджас, тамас составные части

пракрити, которое держит их в состоянии покоя и равновесия. Эти три

составные части называются гунами. Они ни в каком смысле не являются ни

качествами, ни атрибутами. Они скорее представляют собой три

субстанциональных элемента, составляющих пракрита, подобно тому, как три

веревки, свитые вместе, образуют канат. К заключению о существовании гун мы

приходим тогда, когда испытываем удовольствие, страдание или безразлично

относимся к тем или иным вещам. Итак, причина и следствие, в сущности,

идентичны. Следствие есть проявленное условие причины. Например, в

растительном масле как следствие обнаруживается то, что уже содержалось в

семени как причине. Все вещи мира суть следствия, которые наделены

качествами, вызывающими удовольствие, страдание или безразличное отношение.

Поэтому пракрита, или прадхана, являясь первопричиной вещей, должно иметь

три элемента: саттва, раджас и тамас, обладающие свойствами вызывать

соответственно удовольствие, страдание или безразличие, а также —

проявление, активность и пассивность.

Эволюция мира начинается с соединения пуруши с пракрита, что нарушает

первоначальное равновесие последней и побуждает ее к действию. Эволюция

протекала следующим образом. Из пракрити возник великий зародыш этой

огромной вселенной, который и называется поэтому великим (махат). В нем

отражено сознание Я, и это делает его как бы сознательным. Махат

представляет собой пробуждение природы от космического сна и первое

появление мысли и называется поэтому также интеллектом (буддхи). Эта

творческая мысль должна побуждать развитие мира. Дальнейшая трансформация

интеллекта порождает вторичный продукт - ахамкару. Функцией ахамкары

является чувство «Я и мое» (абхинава).

Из ахамкары, когда в ней превалирует элемент саттва, возникают пять

органов познания, пять органов действия и манас, который представляет собой

орган познания и деятельности. Когда же доминирует элемент тамас, ахамкара

производит пять тончайших элементов (танматра), являющихся потенциями

звука, осязания, цвета, вкуса и запаха. Из этих пяти тончайших элементов

возникают пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и

земля в том же самом порядке. Таким образом, в системе санкхьи

насчитывается двадцать пять начал. Все они, кроме пуруши, содержатся в

пракрити, которое является первопричиной, первоисточником всех других

физических объектов, включая ум, материю и жизнь. Пракрити является

причиной причин всех объектов. Семь начал - махат, аханкара и пять тонких

элементов — порождают определенные следствия и в свою очередь сами являются

следствиями определенных причин. Одиннадцать чувств и пять физических

элементов представляют собой лишь следствия определенных причин, но сами не

являются причинами чего-либо, субстанционально отличного от них. Пуруша,

или я, не является ни причиной (пракрита), ни следствием (викрити) чего-

либо.

Хотя Я само по себе свободно и бессмертно, но под сиянием авидьи

(незнания) оно смешивает себя с телом, чувствами и умом. Из-за неумения

разобраться в том, что есть Я и что – не - Я, возникают все наши горести и

страдания. Мы чувствуем себя нездоровыми и несчастными, когда наше тело

оказывается чем-либо пораженным и чувствует недомогание, потому что не

умеем распознавать разницу между Я и своим телом. Подобным же образом

испытываемые нами удовольствия и страдания воздействуют нa Я только потому,

что мы не осознаем разницы между умом и Я. Как только мы полностью осознаем

разницу между Я и не - Я, включающим тело, чувства, ум, интеллект и

личность (вивека-джняна), наше Я выйдет из-под влияния радостей и печалей,

подъемов и упадков жизни, оно найдет тогда покой в самом себе, став

бесстрастным наблюдателем событий внешнего мира и не вовлекаясь в них. Это

и будет состояние освобождения, свободы от страданий, которое называлось

мукти, апаварга, каивалья. Такого состояния мы можем достичь или при жизни,

в этом мире, или после смерти, в другом мире. Однако простое знание,

интеллектуальное понимание этой истины не поможет познать самого себя и тем

самым добиться окончательного освобождения от грехов и страдания. Для

достижения этого нам необходимо пройти долгий путь воспитания в духе

глубокой преданности и постоянного размышления о том, что Я есть чистое

вечное сознание, независимое от комплекса ума-тела и установленного порядка

вещей с его пространственно-временными и причинными отношениями. Я — это не

рожденный и не умирающий дух, сущность которого составляют свобода,

бессмертие и вечная жизнь. Характер и методы этого духовного воспитания,

необходимого для самопознания, тщательно разработаны философией йоги.

Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает

всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть

доказано никоим образом. Да мы и не нуждаемся в боге, чтобы объяснить мир,

так как пракрита является достаточно обоснованной причиной мира как целого.

Бог как вечный и неизменный дух не может быть творцом мира, ибо для того,

чтобы произвести некоторое следствие, причина должна измениться и

превратиться в это следствие. Однако некоторые авторы и комментаторы

санкхьи пытаются доказать, что эта система допускает существование бога как

верховного существа, которое является лишь свидетелем, а не создателем

мира.

Система йоги

Основателем философии йоги считается мудрец Патанджали. Йога близко

примыкает к санкхье. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику

санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога.

Особый интерес эта система представляет ввиду своеобразного характера

практики йоги — средства достижения вивека-джняна, то есть способности

распознавать истинное значение, которое (как это признается и системой

санкхьи) должно быть существенно важным условием освобождения. Согласно

этой системе, йога означает прекращение всех функций ума-читты (читта-

вритти-ниродха). Существует пять ступеней функции ума (читта-бхуми):

первая называется кшипта, то есть рассеянное состояние, при котором ум

скользит от одного объекта к другому. Вторая ступень — это мудха, то есть

притупленное состояние ума, как, например, во сне. Третья называется

викшипта - относительно умиротворенное состояние. Йога невозможна ни в

одном из этих состояний. Четвертая и пятая ступени называются экагра и

нируддха. Экагра является состоянием сосредоточенности ума на каком-либо

объекте, служащем предметом размышления, нируддха — прекращением всякой

деятельности мышления. Последние две ступени состояния ума являются как бы

проводниками к. йоге. Существует два вида йоги — сампраджнята и асам-

праджнята. В первом случае йога проявляется в виде полной сосредоточенности

ума на объекте размышления и приводящей поэтому к ясному пониманию данного

объекта; во втором наблюдается полное прекращение всех умственных

модификаций и, следовательно, полное отсутствие познания, в том числе и

знания объекта размышления.

В практике йоги имеется восемь ступеней: яма (обуздание), нияма

(культура этики), асана (выработка устойчивости), пранаяма (контроль над

дыханием), пратьяхара (удаление чувств), дхарана (внимание), дхьяна

(размышление) и самадхи (сосредоточенность). Обуздание состоит в

воздержании от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства,

прелюбодеяния и жадности. Культура этики заключается в воспитании хороших

привычек, таких, как очищение, удовлетворенность, аскетизм, изучение вед и

размышление о боге. Выработка устойчивости — это выработка устойчивого и

удобного положения. Контроль над дыханием состоит в регулировании процессов

дыхания. Контроль над чувствами заключается в удалении чувств от их

объектов. Категория внимания обозначает сосредоточение внимания на

внутриорганических или внеорганических объектах, как, например, на кончике

носа, луне и т. д.; созерцание представляет собой неуклонное и непрерывное

размышление об объекте. Сосредоточенность есть такое состояние, при котором

созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать

самого себя.

Система йоги называется теистической (шешвара) санкхьей в отличие от

санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической (ниришвара).

Философия йоги считает бога высшим объектом сосредоточенности и

самопознания. Бог — существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно

свободное от всех недостатков. Йога приводит следующие аргументы в пользу

бытия бога: все, что имеет степени, должно иметь и некоторый максимум. Раз

существуют разные степени познания, значит, должно быть и совершенное

знание, всеведение. Тот, кто обладает всеведением, есть бог. Соединение

пуруши с пракрити закладывает основу дальнейшей эволюции мира, а

прекращение этого соединения приводит к его распаду. Ни соединение, ни

разъединение не присущи самим пракрити и пуруше. Поэтому должно быть такое

верховное существо, которое было бы в состоянии устанавливать отношения

между пракрити и пурушей в соответствии с моральными достоинствами

индивидуальных душ.

Система мимансы

Миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса) была основана Джаймини. Ее

первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма.

Конечно, эта попытка должна была привести к поискам философии,

обосновывающей мировоззрение,— ведийского ритуализма.

Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы

выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо

лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды

вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые

веды - это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для

доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно

разработанную теорию познания, которая прежде всего должна показать, что

достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты